Файл: Теоретические основы социального обеспечения сотрудников овд. 1 Нормативная основа социальной защиты сотрудников овд.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня практически сохранились все гарантии правовой защиты сотрудников полиции, установленные законом о полиции в его первоначальной редакции. Уточнения коснулись лишь ряда статей.

Порядок реализации гарантий, прав и льгот, установленных законодательством для сотрудников внутренних дел, лиц, уволенных со службы, и членов их семей, определяется целым рядом постановлений Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации и ее субъектов.

Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников полиции определена Законом Российской Федерации «О полиции».

Должностные лица, виновные в несоблюдении указанных гарантий, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, специальные законодательные нормы, которые установили бы юридическую ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников полиции, пока не приняты. В настоящее время подобная ответственность должностных лиц возможна лишь в форме их дисциплинарной ответственности за несоблюдение соответствующих нормативных правовых актов. Но, учитывая, что в абсолютном большинстве случаев несоблюдение гарантий социальной защиты обусловлено нехваткой финансовых средств, имеющей место отнюдь не по вине этих должностных лиц, к дисциплинарной ответственности они не привлекаются за отсутствием в их действиях (бездействии) состава правонарушения.

Виды социальных гарантий и защиты сотрудников ОВД определены Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ).

Статья 66 Закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, гарантирует сотрудникам оплату труда в виде денежного довольствия, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника и членов его семьи осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ . Например, особенности обеспечения перечисленными гарантиями указанных лиц содержатся в Законе о социальных гарантиях сотрудников ОВД.


Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, а также гарантии в связи с увольнением со службы в ОВД предусмотрены Законом № 342-ФЗ.

В частности, установлено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые определены законодательством РФ. В частности, Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ, предусмотрены условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ОВД.

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством РФ. Например, особенности обеспечения такой защитой предусмотрены Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". В частности, государственной защите подлежат:

следователи;

лица, производящие дознание;

лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

сотрудники федеральных ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров.

В настоящее время Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

Если сотрудник в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, ему выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством РФ, и в порядке, определяемом МВД.

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников и членов их семей и стаж службы в ОВД, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством РФ.

На лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в ОВД, распространяются положения "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".


Таким образом, правовые гарантии закрепляются как в международном, так и в отечественном законодательстве. В настоящее время в Российской Федерации существует достаточно разветвленная система нормативно-правовых актов, в которых закрепляются правовые гарантии сотрудников органов внутренних дел:

• конституционные нормы;

• правовые нормы, содержащиеся в законах и других нормативных правовых актах федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

• акты применения норм права, к которым относятся нормативные правовые акты, издаваемые Министерством внутренних дел Российской Федерации, судебные решения и др.

В законодательстве нашло свое отражение положение о соотношении международного и внутригосударственного права, где специально закреплено, что Российская Федерация соблюдает нормы международного права, международные договоры и соглашения, участником которых она является.
.2 Характеристика социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел
Социальная защита служащих правоохранительной службы характеризуется степенью реализации социальных прав и гарантий, реальным уровнем удовлетворения их материальных потребностей, интересов, соответствием целей и задач, которые призвана решать правоохранительная служба, той ролью, которую играют ее сотрудники в обществе, а также ограничениями и рисками, с которыми связана правоохранительная деятельность. Особенно важно отметить, что социальная защита сотрудников приобретает особое значение при условии, что им запрещено заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью по извлечению доходов, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

В настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена система мер социальной поддержки сотрудников правоохранительных органов, которая включает в себя денежные выплаты, в том числе выплаты социального и компенсационного характера и пособия, а также предоставление жилья, пенсионное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение.

Таким образом, анализ законодательства, регулирующего вопросы социального обеспечения служащих правоохранительной службы, позволяет говорить о том, что в настоящее время так называемый «социальный пакет» сотрудников включает в себя достаточно большой набор услуг, компенсаций и выплат социального характера. Это медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, страхование жизни и здоровья, возможность получения образования, выплаты компенсационного характера, выплаты в возмещение ущерба и единовременных пособий при невозможности дальнейшего прохождения службы, пособия при увольнении из органов внутренних дел, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, пенсионное обеспечение. Помимо этого предусмотрен комплекс социальных гарантий и льгот:


семьям служащих правоохранительной службы;

семьям погибших служащих правоохранительной службы;

служащим правоохранительной службы - инвалидов и ветеранов боевых действий;

служащим правоохранительной службы, участвующих (участвовавших) в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северокавказского региона Российской Федерации.

Иными словами, на государственном уровне прилагаются усилия по созданию эффективной системы социальной защиты служащих правоохранительной системы. Из бюджета выделяются денежные средства на решение социальных проблем сотрудников.

В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации определен круг проблемных вопросов, которые совместно с Минфином России и Минэкономразвития России будут дополнительно прорабатываться, и рассматриваться при формировании бюджетных проектировок. Это в первую очередь касается выделения бюджетных ассигнований на строительство жилья для сотрудников органов внутренних дел.

Тем не менее, сегодня проблема обеспечения сотрудников правоохранительной службы жильем стоит довольно остро. Более того, на законодательном уровне не в полной мере проработаны вопросы, связанные с предоставлением сотрудникам жилья.

Согласно Федеральному закону «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилой площади. При этом каких-либо обязательств работать в полиции после получения жилья на законодательном уровне не установлено. Иными словами, некоторые сотрудники, получив бесплатное жилье, могут уволиться, либо перейти на другую должность, не теряя при этом комнату или квартиру.

Актуальной также является проблема пенсионного обеспечения служащих правоохранительной службы, вышедших на пенсию по разным основаниям: выслуге лет, инвалидности, достижению предельного возраста службы, либо уволившимся из правоохранительных органов без права на пенсию.

В настоящее время МВД России совместно с Минобороны России и другими силовыми федеральными органами исполнительной власти продолжает работу, выполняя поручения В.В.Путина от 29 февраля 2014г. в части, касающейся разработки концепции законопроекта о реформировании структуры денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, связанное с существенным увеличением его размеров путем объединения и укрупнения существующих дополнительных выплат с последующим включением их в состав основного денежного содержания. Реформирование структуры денежного довольствия в соответствии с принятой концепцией повлечет за собой и рост «военных пенсий». Помимо этого, многие служащие правоохранительных органов, увольняясь со службы по разным причинам, в том числе в результате организационно-штатных мероприятий, а также по собственному желанию, затем длительное время продолжают работать в других отраслях экономики.


Иная ситуация складывается для бывших служащих правоохранительной службы, уволившихся из правоохранительных органов по собственному желанию до достижения пенсионного возраста и другим основаниям без права на назначение пенсии за выслугу лет или инвалидности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в базу для начисления страховых взносов (страховую и накопительную части трудовой пенсии) не включаются суммы денежного довольствия и вещевого обеспечения и иные выплаты, получаемые лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов Российской Федерации. Иными словами, в период прохождения службы на служащих правоохранительной службы, в отличие от работников других отраслей экономики (бюджетных организаций и коммерческих компаний), не производятся отчисления во внебюджетные фонды Российской Федерации, т.е. отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации для назначения пенсии за период прохождения правоохранительной службы в соответствии с гражданским пенсионным законодательством у этих служащих производиться не будет. При этом размер назначаемой трудовой пенсии по старости включает в себя базовую, накопительную и страховую части. Размер базовой части трудовой пенсии - это установленная законодательно фиксированная сумма. Эти суммы учитываются на индивидуальном лицевом счете работника. Вследствие того, что за период прохождения правоохранительной службы, с денежного довольствия указанной категории сотрудников отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации не производятся, суммы пенсионных накоплений (страховая и накопительная части) этих служащих правоохранительной службы ко времени выхода на общегражданскую пенсию будут ниже на сумму, равную страховым взносам в Пенсионный фонд Российской федерации. Таким образом, этой категории граждан при достижении пенсионного возраста пенсия по линии правоохранительных органов назначена не будет, а общегражданская пенсия будет назначена в меньших размерах.

Также важен следующий аспект. Зачастую размеры выплат компенсационного характера не соответствуют динамике и реальному уровню цен на товары и услуги в стране, и, в результате, не адекватны размерам фактически понесенных служащими правоохранительной службы расходов. Так, например, размеры денежной компенсации за найм жилых помещений служащим правоохранительной службы, не имеющим жилья для постоянного проживания, не соответствуют реальным размерам стоимости аренды жилья. Более того, размеры этой компенсации, установленные изначально на довольно низком уровне, не изменялись на протяжении четырех лет.