Файл: Теоретические основы социального обеспечения сотрудников овд. 1 Нормативная основа социальной защиты сотрудников овд.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В июле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон разработан в развитие положений Федерального закона "О полиции" (2011 г.) и направлен на регулирование отношений, связанных с:

довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел;

обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей;

предоставлением указанным гражданам иных социальных гарантий.

С 2012 года сотрудники получают денежное довольствие, основная часть которого стал оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию) - около половины денежного довольствия. При этом сократилось количество ранее установленных дополнительных выплат до 8-10 видов. Предусматриваемые законом денежное довольствие сотрудников и дополнительные выплаты исчисляются в соответствии с решением Президента РФ об установлении с 2012 года денежного довольствия лейтенанта полиции не ниже 33 тыс. руб. в месяц, а с учетом дополнительных выплат - 45 тыс. руб. в месяц. Размеры окладов по типовым должностям и окладов по специальным званиям сотрудников устанавливаются Правительством РФ по представлению МВД России.

Сотрудникам также выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей и производятся поощрительные выплаты за особые достижения в службе.

Согласно закону сотрудникам предлагаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет - в зависимости от стажа от 10 до 40% оклада денежного содержания; ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание от 5 до 30% должностного оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100% должностного оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности до 65% должностного оклада; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета 3 окладов денежного содержания в год; поощрительные выплаты за особые достижения в службе и надбавка за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время до 100% должностного оклада; районные коэффициенты за службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, а также на других территориях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями и в районах Крайнего Севера.


Кроме того, законом определено, что нормативными правовыми актами могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки.

Решение жилищного вопроса - одно из основных положений закона. Предусмотрено несколько вариантов обеспечения сотрудников жильем: предоставление единовременной социальной выплаты на прямую покупку жилого помещения или его строительство; строительство за счет бюджетных ассигнований, в результате которого жилье может быть предложено сотрудникам как в собственность, так и по договору социального найма; выделение жилья из резервов специализированного жилищного фонда либо предоставление денежной компенсации за наем (поднаем) жилых площадей.

С 1 января 2012 года вводятся субсидии на приобретение жилого помещения сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 10 и более лет. В законе прописываются порядок и условия выделения жилья, а также установлены полномочия МВД по данному вопросу.

Очень важным является то, что сохранены и усилены нормы приобретения жилья участковыми уполномоченными полиции на вверенном им административном участке. При этом предусматривается гибкая схема предоставления им служебного жилья или аренды соответствующих помещений, как территориальным органом МВД России, так и органом местного самоуправления, у которого в течение пяти лет предполагается выкупать жилое помещение, выделенное для участкового.

Оклады пенсионеров органов внутренних дел исчисляются исходя из 54% оклада по должности, специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. А, начиная с 1 января 2013 года, пенсия ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения стопроцентного уровня. В интересах всех категорий пенсионеров нормативы перерасчета пенсий будут едины как для уволенных с 1 января 2012 года, так и ушедших на заслуженный отдых в предыдущее время. Средний же рост пенсий, исходя из параметров денежного содержания, планируется увеличить в 1,5 - 1,6 раза.

Предложены дополнительные меры социальной защиты членам семей сотрудников, пострадавших, погибших или пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. Это предоставление жилья, денежные компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно раз в год, к месту погребения, в том числе за пределы России, ежемесячные пособия на содержание детей, оплата расходов на коммунальные услуги, а также иные гарантии и компенсационные выплаты.

Дети погибших сотрудников будут зачисляться вне конкурса в суворовские училища и кадетские корпуса, иметь преимущественное право поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования.



Принципиально новым является фиксация и повышение размеров единовременных выплат и страховых сумм в возмещение вреда здоровью сотрудников органов внутренних дел. При наступлении страховых случаев это, примерно, следующие суммы: в случае получения тяжелого увечья - 5 (новых) окладов, легкого увечья - 2 оклада; в случае гибели (смерти) - 10 (новых) окладов каждому члену семьи погибшего сотрудника; в случае установления инвалидности: инвалиду I группы - 1,5 млн. рублей; инвалиду II группы - 1 млн.; инвалиду III группы - 500 тысяч рублей.

В случае смерти сотрудника при исполнении служебных обязанностей единовременное пособие доводится до 3 млн. рублей. В случае получения сотрудником при выполнении служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья - до 2 млн. рублей.

При этом единовременные пособия ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции.

Для того чтобы обеспечить реализацию норм закона о социальных гарантиях, была проведена масштабная работа по подготовке проектов подзаконных актов. В настоящее время разработано 16 постановлений правительства РФ.

Основной формой материального обеспечения в органах внутренних дел является денежное довольствие сотрудников, которое можно рассматривать и как условие службы. Стимулирующая положительная роль денежного довольствия определяется тем, что оно ставит материальное вознаграждение сотрудника в зависимость от качества и количества труда (результатов служебной деятельности), выслуги лет, интенсивности служебной деятельности, психологических нагрузок, риска для жизни и здоровья и т.п. Еще одной формой материального стимулирования являются выдача денежной премии и награждение ценным подарком.

К отрицательным (негативным) формам материального обеспечения можно отнести: 1. Частичное или полное лишение премии. 2. Уменьшение разряда или классности в связи со снижением профессионального уровня. 3. Возмещение морального или материального ущерба, причиненного другим лицам или организации. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность.

В некоторых МВД, УВД, УВДТ наряду с традиционными формами материального обеспечения используются и сравнительно новые. Разработаны Условия и Положение о соревновании, итоги подводятся по результатам работы за полугодие и год и утверждаются аттестационной комиссией УВДТ. Победителям соревнования на заседаниях коллегии УВДТ вручаются переходящие вымпелы и денежные премии, их имена заносятся в Книгу и на Доску почета. Отметим, что такие формы стимулирования не относятся к исключительно материальным, а их можно было бы назвать морально-материальными.


Значение материального обеспечения сотрудников ОВД огромно. Оно прямо влияет на эффективность оперативно-служебной деятельности всей системы МВД России. Можно с уверенностью заявить, что отсутствие надежного, стабильного и высокого уровня материального стимулирования сотрудников ОВД является одной из причин, которая приводит, с одной стороны, к недостатку кадров, а, с другой, к тому, что существенная доля сотрудников нарушает закон, находя дополнительные, часто незаконные, пути для заработка. Конечно, нельзя не отметить и того, что в органах внутренних дел всегда, и в дореволюционный, и в советский, и в постсоветский период трудились люди, которые, несмотря на низкий уровень материальной обеспеченности, были полны мужества, отваги, чести, беспредельной преданности своему делу.

Практически до 2012 г. многие сотрудники ОВД связывали недостаточную эффективность обеспечения их деятельности с низким уровнем денежного содержания. Действительно, существовавшие до 2012 г. размеры финансового обеспечения подавляющего числа сотрудников ОВД не позволяли им удовлетворить свои минимальные потребности.

Несовершенство применяемой системы оценок деятельности органов внутренних дел и их структурных подразделений самым непосредственным образом влияет на поведение сотрудников, которые чувствуют, что высокой оценки и связанных с ней преимуществ можно достичь не упорством и квалифицированным трудом, а иными средствами. В этой связи ощутимый урон всей системе МВД России, и прежде всего службам и подразделениям, призванным непосредственно решать задачи по предупреждению и раскрытию преступлений, был нанесен многолетней практикой укрытия преступлений от учёта, уклонения от регистрации заявлений и сообщений граждан о посягательствах на их жизнь, здоровье, имущество.
.3 История социального обеспечения сотрудников ОВД
На протяжении всего периода существования полиции Российской империи проблема эффективного комплектования кадров и повышения правового статуса полицейских была одной из самых острых.

Законодательная база правового статуса сотрудников полиции Российской империи, находилась в постоянном развитии. Укрепление правового статуса полицейских чинов неизменно ощущалось как важная потребность правоприменительной практики и обеспечения безопасности государства.

Создание Российского централизованного правового государства обусловило необходимость формирования соответствующей системы полицейских органов и служащих полиции, способных выполнять задачи и функции огромного государства во внутренней политике.


Становление полицейских органов и формирование кадрового состава полиции сопровождались выработкой принципов подбора, подготовки, расстановки, воспитания, правовой и социальной защиты полицейских кадров. Кадровая политика правительства в отношении работников полиции осуществлялась на основе нормативно-правовых актов, регламентировавших гражданскую службу, хотя по своей природе в полицейской службе были элементы военизации.

Следует также отметить, что уровень обеспечения различного вида довольствием служащих полиции был очень низким, работники полиции были перегружены многочисленными обязанностями, непосредственно не относящимися к охране порядка и борьбе с преступностью.

Углубляющийся кризис феодально-крепостнической системы, рост социальной напряженности, ухудшение криминогенной обстановки в стране, требовали принятия целого комплекса мер, направленных на укрепление полиции и, прежде всего, на качественное улучшение кадров. Попытка разрешения этой проблемы в первой половине XIX века преимущественно путем увеличения штатной численности полиции не увенчалась успехом. Коренному изменению порядка комплектования полиции мешала существовавшая сословная структура общества. Качественно новые подходы наметились в ходе государственных реформ 60-70 годов XIX столетия.

За период с момента учреждения органов полиции по 1830 гг. у классных, военных, а особенно у нижних чинов полиции, жалование не изменилось в лучшую сторону. Уровень жалования полицейских не компенсировал усилий, связанных с борьбой с правонарушениями. Их оклады позволяли приобретать, в основном, продукты питания. Правовое регулирование покупательной способности нижних полицейских чинов за столетие осталось неизменным, что не позволяет вести речь о повышении уровня жизни стражей правопорядка. Сенатор Ковалевский, инспектировавший в начале 1880-х гг. некоторые поволжские и приуральские губернии, указывал, что «…это ведет к повальному мздоимству …полицейских чиновников и нижних чинов полиции». К концу XIX в. подданные Российской империи рассматривали полицейских лишь как зло, которое приходится терпеть.

«Неопытные люди диву даются: чины полиции содержание получают не ахти какое, а живут отлично, одеты всегда с иголочки... Портные, переплетчики, сапожники - все цехи работают даром на полицию…». И все же главным источником побочных доходов полицейских были не поборы с мелких мастерских, а взятки за всё и вся.

Реформа полиции в 1862 году предъявила новые требования к комплектованию полицейских команд. Полиция стала комплектоваться по вольному найму. Новые требования для кандидатов, желавших занять полицейские должности, нашли отражение в.таком законодательном акте, как Устав о службе по определению от правительства. Отдельные положения этого нормативного акта подвергались изменениям и дополнениям в виде продолжений. Помимо этого, комплектование полицейских органов регламентировалось специальными правилами, циркулярами и инструкциями МВД, которые предъявляли круг требований к кандидатам.