Файл: Теоретические основы социального обеспечения сотрудников овд. 1 Нормативная основа социальной защиты сотрудников овд.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важная роль в деле комплектования полицейских органов принадлежала полицейскому резерву. Образованный первоначально в 1867 году в Санкт-Петербурге, резерв в последующем формировался в крупных городах и служил подготовительной школой для лиц, желавших посвятить себя полицейской деятельности.
Сотрудники полиции имели ряд правовых и социальных гарантий. К ним можно отнести, прежде всего, денежное и иные виды довольствия.
Для служащих полиции были установлены следующие виды довольствия: денежное, вещевое, провиантское, чайное, путевое, а также вооружение, отопление и освещение. Кроме того, для отдельных категорий высших чинов полиции практиковались дополнительные выплаты: на содержание экипажа и наем кучера; фуражные деньги; на секретные (экстренные) расходы; на канцелярские расходы; на наем полицейских для канцелярии; на наем писца; на наем сторожей и др.
Для подавляющего большинства чинов полиции денежное довольствие было невысоким. Средние заработки работников промышленности и сферы обслуживания значительно превышали оклады денежного содержания служащих полиции даже с учетом всех дополнительных видов довольствия (классным чинам, в зависимости от должности, кроме жалованья осуществлялись следующие выплаты: столовые деньги, квартирные деньги, добавочное содержание, разъездные деньги; нижним чинам полагалось вещевое, провиантское, приварочное довольствие).
Отпуска, пенсионное обеспечение и прочие социальные льготы не были гарантированы для всех полицейских, а целиком и полностью зависели от усмотрения непосредственного начальства. Государство дифференцированно подходило к назначению пенсий. При этом учитывались не только продолжительность службы, имевшиеся ранения и заболевания, особые заслуги, но и получаемые доходы, поведение в быту, социальное положение. Низкие размеры пенсий и их прямая зависимость от числа прослуженных лет побуждали чинов полиции возможно более длительный срок находиться на службе, что влекло старение кадров, затрудняло приток молодых, более образованных сотрудников.
Социальная поддержка полицейских чиновников исходила не только от государства. МВД и полицейские учреждения на местах сами зачастую инициировали создание обществ взаимопомощи классных и нижних чинов, образование судо-сберегательных касс и заемных капиталов.
В Российской империи существовала детально регламентированная система присвоения служащим полиции классных чинов, званий, представления к наградам, применения мер воздействия за различные нарушения.
Несмотря на это, состояние дисциплины среди чинов полиции не соответствовало предъявляемым требованиям, а массовые нарушения законности с их стороны вызывали негативную реакцию широких слоев населения.
Таким образом, к началу XX века в российской полиции была в основном создана и получила развитие система кадрового обеспечения. Ее составляющими элементами являлись: подбор, поступление на службу; установление требований к чиновникам; условия и процедура назначения; принятие присяги; испытательный срок при определении на службу; подготовка и повышение квалификации; воспитание; продвижение по службе в зависимости от конкретных условий и факторов, степени и профиля образования, профессионального опыта и выслуги лет, деловых и нравственных качеств; оценка и аттестация чиновников; правовые и социальные гарантии.
Становление полиции Нижегородской губернии проходило в рамках развития всего полицейского аппарата Российской империи. Ее предназначением было выполнение специфических задач по борьбе с преступностью, охране общественного порядка в губернии, необходимость которых определяло развитие общественной и политической жизни второй половины XIX века.
Принцип единоначалия и территориальная подчиненность всех чинов полиции нижегородскому губернатору оказали существенное влияние на де-централизованность управления подразделениями нижегородской полиции, штатная численность и материально-техническое обеспечение которой зависели от возможностей властей Нижнего Новгорода и определялись численностью городского населения.
Процесс становления и преобразования штатов нижегородской полиции шел непрерывно. Менялся ее кадровый состав, оклады содержания служащих, добавлялись новые виды деятельности и пр. Полицию часто подвергали критике за бездействие и несвоевременность раскрытия преступлений, рост преступности и в целом слабое обеспечение общественного порядка. Основной причиной этого являлось то, что полицейское управление ни в количественном, ни качественном отношении не отвечало потребностям времени. Неопределенность и всеохватность компетенции полиции неизбежно отрицательно сказывались на результатах ее деятельности. Нижегородская полиция занималась практически всем спектром общеуголовных преступлений - насильственные, имущественные, преступления против общественной безопасности, нравственности и здоровья.
Штат нижегородской полиции формировался в основном из представителей среднего сословия, и служба в полиции являлась одной из разновидностей гражданской службы.
Вместе с тем, в деятельности нижегородской полиции присутствовали присущие всей бюрократической системе государственных органов царской России превышения и злоупотребления властью и чиновничий произвол.
Небольшое жалование полицейских способствовало росту текучести кадров, низкому профессионализму служащих и росту коррупции в их среде, чем можно объяснить неоднократные преобразования штатов и окладов чинов полиции. Для нижегородской полиции характерна текучесть кадров и достаточно большая самостоятельность в кадровой политике.
Материальное обеспечение сотрудников полиции, по сравнению с другими государственными служащими, было неудовлетворительным. Содержание в год служащих полиции не соответствовало назначенным суммам в соответствии с нормативными актами.
Осуществление материального стимулирования сотрудников ОВД можно признать неудовлетворительным практически на всем протяжении истории России. Даже опыт финансирования милиции, накопленный в советский период времени, показал, что принимавшиеся меры не способствовали коренному улучшению материального положения сотрудников милиции. Но, несмотря на увеличение правотворчества, направленного на повышение материального положения российской милиции, оно продолжало оставаться на низком уровне. Естественно такие факты не лучшим образом сказывались на эффективности функционирования органов правопорядка.
Во второй половине XIX - начале XX века сопровождался постоянным совершенствованием системы социальной защищенности полицейских чиновников Коррективы в нее вносили, прежде всего, изменяющиеся условия жизни Для организации стабильного, надежного, профессионального полицейского аппарата необходим был деятельный механизм социальных мер, направленных на обеспечение служебной деятельности полицейских, предоставление преимущественных благ служащим полиции и членам их семей Усилиями законодательных органов Российской империи, правительства, МВД создается широкий спектр преимуществ социального характера для чинов полиции, который включал нормативно-правовое направление, законодательно защищавшее полицейских на службе, а также материальное и моральное, способствовавшие достойной жизни служащих в полиции и членов их семей как во время прохождения действительной службы, так и после выхода в отставку Вместе с тем, необходимо отметить, что существовавшая система социальной защиты чинов полиции Российской империи имела ряд определенных недостатков.
Отпуска, денежное довольствие, пенсионное обеспечение, льготы и компенсации чинов полиции и жандармерии были регламентированы множеством правовых актов, которые были разбросаны по всему Своду законов Многообразие, многоступенчатость и сложность системы социальной защищенности делали ее негибкой и консервативной.
Постановка материального обеспечения, награждение, пенсионное обеспечение офицерских и классных чинов полиции попадали в прямую зависимость от занимаемой должности и выслуги лет, что обесценивало значимость этих институтов, делало ее показателем достигнутого служебного положения, а не результатов практической правоохранительной деятельности Наряду с этим, существовал строжайший запрет для чинов полиции на занятия службой по совместительству, торговлей и промыслами как лично, так и через посредников Запрещалось принимать любые подарки и премии за результаты служебной деятельности от частных лиц и организаций.
Благополучие полицейского чина всецело зависело от государства. Не всегда положительно решаемые властью бытовые проблемы нижних чинов полиции также не способствовали повышению престижа этой профессии в российском обществе Кроме того, условия службы чинов полиции не всегда соответствовали той нагрузке, которую они выполняли Низкое денежное содержание, слабая социальная защищенность и зависимость основной массы полицейских служащих от «усмотрения начальства» вызывали протест, выражавшийся в массовом уходе со службы В результате обеспечение надлежащего качественного состава полиции на всем протяжении ее существования оставалось одной из актуальных проблем государственного характера.
На всем протяжении XIX века в Нижегородской губернии происходило постоянное совершенствование организационной структуры и законодательного регулирования деятельности полиции Целью этих реорганизаций было создание такой региональной системы правового регулирования деятельности нижегородской полиции, которая позволяла бы полицейским чинам наиболее эффективно выполнять задачи по защите существовавшего строя и борьбе с преступными посягательствами.
Процесс становления и преобразования штатов нижегородской полиции шел непрерывно Менялся ее кадровый состав, оклады содержания служащих, добавлялись новые виды профессиональной деятельности и пр. Полицию часто подвергали критике за бездействие и несвоевременность раскрытия преступлений, рост преступности и в целом слабое обеспечение общественного порядка Основной причиной этого являлось то, что полицейское управление ни в количественном, ни качественном отношении не отвечало потребностям времени. Неопределенность и всеохватность компетенции полиции неизбежно отрицательно сказывались на результатах ее деятельности.
Небольшое жалование полицейских способствовало росту текучести кадров, низкому профессионализму служащих и росту коррупции в их среде, чем можно объяснить неоднократные преобразования штатов и окладов чинов полиции Поиск оптимальных форм организации нижегородской полицейской службы и методов повышения правового статуса полицейских, усиления ее авторитета в губернии продолжался вплоть до февраля-марта 1917 года