Файл: О. В. Медведева 2020 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Факультет культуры и искусств
Кафедра библиотечно-информационных ресурсов


ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

_________ О.В. Медведева

«____» __________2020 г.


Киселёва Александра Валерьевна

ПОДПИСЬ КАК РЕКВИЗИТ ДОКУМЕНТА

Бакалаврская работа


Студентки 4-го курса группы 07/4004

направления подготовки 46.03.02

Документоведение и архивоведение,

очной формы обучения

Научный руководитель: д.соц.н.,проф.

Стефановская Наталия Александровна

Тамбов – 2020

Реферат

Киселёва А.В. Подпись как реквизит документа : бакалаврская работа / Киселёва Александра Валерьевна; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, факультет культуры и искусств, каф. библ.-информ. ресурсов. - Тамбов, 2020. – 67 с.

Ключевые слова: документ, личная подпись, факсимильная подпись, реквизит, юридическая сила, электронная подпись.

Объект исследования: реквизиты документа.

Предмет исследования: реквизит подпись.

Цель: формирование целостного представления об истории и современном состоянии реквизита подпись.

Задачи:

1. Проследить историю формирования различных видов подписи с древнейших времен до современности.

2. Описать технологию оформления личной и факсимильной подписей.

3. Проанализировать особенности электронной подписи.

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.

В бакалаврской работе описана история формирования различных видов подписи как реквизита документа (личной, факсимильной и электронной) с древнейших времен до современности. Особое внимание уделено анализу состояния использования и перспективам применения электронной подписи.

Результаты бакалаврской работы могут быть использованы в учебном процессе студентов ТГУ им. Державина по специальности «Документоведение и архивоведение» для более углубленного изучения материала.


СОДЕРЖАНИЕ


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ЕГРИП – Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

ИП – индивидуальный предприниматель

ФАПСИ – Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации

ФСБ – Федеральная служба безопасности

ФТС – Федеральная таможенная служба

ЭП – электронная подпись

ЭЦП – электронно-цифровая подпись
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что реквизит подписи является наиболее важным среди удостоверяющих реквизитов. Без подписи документ будет недействительным, поэтому она должна ставиться на каждом документе, независимо от его разновидности, автора и вида материального носителя.

Подпись – обязательный реквизит служебного документа, придающий ему юридическую силу. Без подписи документ не будет обладать юридической силой.

Подпись подтверждает достоверность и правильность документа, соответствие его содержания правилам, решениям организации – автора документа. Во-первых, согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 подпись значится одним из реквизитов документа. В сочетании с другими реквизитами, а иногда и отдельно (например, в расписках) подпись наделяет документ юридическим значением, т. е. удостоверяет те сведения, факты, которые заключаются в документе. Во-вторых, изменение и развитие технологий создания документов и активное повсеместное применение современной множительной техники для образования основного текста документа и приготовления его бланка привели к упрощению процесса создания документа и обезличиванию документа. Единственным объектом, позволяющим распознавать автора или лицо, от имени которого составлен документ, является подпись.

Таким образом, подпись – необходимый реквизит любого документа, как служебного, так и личного, который подтверждает написанную в нем информацию и идентифицирует составителя документа. В связи с этим изучение истории формирования реквизита «подпись» актуально для понимания современных особенностей оформления этого реквизита в документах.


Степень изученности темы – в ходе работы были использованы труды исследователей, в особенности работы Сысоевой Л.А., Бондаренко П.В., Уваровой И.А. В данных работах обобщены и систематизированы теоретические научные данные и практический опыт использования такого реквизита как подпись.

Цель работы: формирование целостного представления об истории и современном состоянии реквизита подпись.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

1. Проследить историю формирования различных видов подписи с древнейших времен до современности.

2. Описать технологию оформления личной и факсимильной подписей.

3. Проанализировать особенности электронной подписи.

Объект работы: реквизиты документа.

Предмет работы: реквизит «подпись».

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.

Теоретическая значимость заключается в систематизации учебно-методической, специальной литературы по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе студентов ТГУ им. Державина по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» для более углубленного изучения материала.

Апробация работы: основные выводы опубликованы в студенческом сборнике статей «Итоги студенческой науки» (Тамбов, 2020).

Структура работы: бакалаврская работа состоит из реферата, списка обозначений и сокращений, введения, четырёх разделов, заключения и списка использованных источников.


  1. Общая характеристика подписи как реквизита

Личная рукописная подпись человека – это собственноручно выполненное человеком уникальное графическое начертание совокупности символов с применением некоторых оформительских приёмов, служащее для идентификации человека. Назначение подписи в широком смысле обозначается в заверении человеком содержания написанного и в защите от фальсификации.

С точки зрения юриспруденции подписью считается не только индивидуальное и устанавливаемое в паспорте человека уникальное сочетание знаков, но в обязательном порядке и прежде всего – написанные им от руки фамилия и инициалы. С позиции законодательства именно реквизит подпись гарантирует осуществление связи используемого документа с каким-либо определенным лицом и доказательства факта изучения и/или согласия этого лица с текстом документации. Действующее законодательство РФ никак не объясняет понятие личной подписи, поэтому вопрос определения понятия «личная подпись» остается спорным. Какие-либо правила написания подписи отсутствуют, в связи с этим каждый человек имеет право выбирать себе подпись произвольно. Закон не обязывает иметь постоянную личную подпись, поэтому человек вправе менять её. Требований к личной подписи нет, в связи с этим необходимо понимать, что простые и краткие подписи не поддаются распознаванию, даже при помощи почерковедческой экспертизы не получится определить кому именно принадлежит такая подпись. Если подпись человека в документе выглядит простой и краткой,
рекомендуется настоять на том, чтобы человек рядом со своей личной подписью поставил её расшифровку, то есть собственноручно написал фамилию и инициалы в близи от своей подписи, желательно тем же пишущим предметом, которым он ставил подпись. Это даст возможность значительным образом увеличить шансы на идентификацию почерка автора подписи в случае спора по вопросу о принадлежности подписи. Если человек отказывается проставлять расшифровку подписи, обосновывая это тем, что он не понимает для чего это нужно, то рекомендуется объяснить ему для чего нужна расшифровка личной подписи и что она имеет большое значение в конкретной ситуации, по причине того, что проставленная им личная подпись представляется простой и краткой, что в дальнейшем может сделать невозможным определение её авторства. [18]

Подпись может состоять из букв, как образующих фамилию человека так и не образующих его фамилию. Как правило, исполнение фамилии в подписи отличается от её обычного начертания. Подпись может включать в себя различные символы (штрихи, росчерки), произведенные с использованием определенных оформительских приёмов. Самостоятельно написанная подпись без указанной фамилии и инициалов не будет значиться юридически значимым элементом. Разрешается проставление фамилии и инициалов в печатном виде с местом для оставления подписи – в данном случае никаких нарушений законодательства в порядке составления документооборота не наблюдается. В процессе взаимоотношений между физическими лицами все документы, которые имеют отношение к человеку и требуют ознакомления или подтверждения, используют подпись именно этого физического лица. Единственным случаем, когда за физическое лицо может ставить подпись другой человек, является состояние недееспособности – в таком случае данное право переходит к его опекуну.

Поставить подпись за другого человека можно по доверенности. Доверенность – это письменный документ, которым делегируются те или иные полномочия, то есть передача права ставить свою подпись. Такую доверенность на право подписи может выдать только то лицо, которое владеет этим правом по учредительным данным, чаще всего, представитель руководства. Формат доверенности и формат подписываемого документа должен совпадать. Например, если по доверенности будет подписана сделка, требующая заверения у нотариуса, то доверенность также должна быть нотариально удостоверена. Если следовать указаниям, то в документе обязательно должно быть отображено право подписанта выступать от имени организации: подпись на основании учредительных документов, приказа или распоряжения руководства и доверенности. Если доверенность предоставляется от имени юридического лица, то выдавать ее имеет право директор либо другое лицо, указанное в учредительных документах. [12]


В организациях полным правом подписи (без доверенности или других специальных обоснований) наделен руководитель или директор предприятия. Его данные должны содержатся в госреестре (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Если руководитель при регистрации предприятия дает право подписи без доверенности другому лицу или лицам, эта информация должна вносится в реестр. В ИП физическое лицо имеет право осуществлять функции главного бухгалтера и проставлять свою подпись не только на документах, требующих директорской визы, но и в графе «главный бухгалтер» , например, в товарно-транспортной накладной.

Если лицо, обладающее полным правом подписи, по какой-либо причине отсутствует на своем рабочем месте в момент необходимости подписания документа, такой вариант нужно предусмотреть заранее. Есть несколько способов решить такую ситуацию:

  1. предусмотреть в учредительных документах возможность подписи для заместителя директора или другого должностного лица.

  2. выдать доверенность на подпись уполномоченному лицу (можно сделать это сразу на длительный срок, например, на год).

  3. издать приказ или распоряжение на право подписать конкретный документ (единоразовый вариант).

  4. использовать факсимильный вариант подписи в случаях, когда это не противоречит законодательству.

Если документ подписывает временно исполняющий обязанности директора или его заместитель, право подписи передается ему на основании вышеупомянутых документов. Должность необходимо написать и при визировании документа. Нельзя ставить косую черту и применять предлог «за» перед подписью. Если в бланке на месте, предназначенном для подписи, стоит должность директора, а подписывает временно исполняющий его обязанности, то нужно зачеркнуть напечатанную фразу и написать наименование реальной должности подписывающего. Если напечатаны инициалы и фамилия отсутствующего руководителя, то следует зачеркнуть и написать от руки исправленный вариант.

В правоотношениях личная подпись выступает одним из способов изъявления воли человека на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Подпись служит своего рода удостоверительным знаком человека, который позволяет идентифицировать и аутентифицировать его.

Нормативно-правое регулирование реквизита подпись:

В Гражданском кодексе сообщается, что подпись – это необходимое условие для заключения гражданско-правового договора в письменной форме (ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ), если не доказано иное, то наличие личной подписи человека в договоре свидетельствует о выражении его воли на заключение договора. [8]