Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА
3.1.1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Профессиональной подготовке специалистов по физической культуре ребенка уделяется значительное внимание на факультетах дошкольной педагогики и психологии в высших учебных заведениях, готовящих кадры как для работы в дошкольных педагогических колледжах, так и для управленческой, методической деятельности в департаментах народного образования и дошкольных образовательных учреждениях.
Работа методиста по физической культуре — сложный, многогранный процесс, который требует комплексного решения оздоровительных, образовательных задач в тесной взаимосвязи с достижениями медико-биологических, психолого-педагогических и специальных наук.
Настоящий специалист по физической культуре ребенка дошкольного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами достижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно показывает, объясняет, грамотно используя терминологию, команды, распоряжения, сюжетный рассказ, словесную инструкцию и другие приемы обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения, продумать варианты нагрузки, провести диагностику физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Он должен обеспечить безопасность занятий, знать технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное сопровождение в соответствии с задачами занятия и особенностями физических упражнений.
335
Творчески применяя приобретенные в процессе обучения в университете знания, методист должен быть готов наглядно продемонстрировать и теоретически обосновать разнообразные методы и приемы работы с ребенком.
Все формы организации двигательной деятельности ребенка осуществляются в тесном контакте с заведующим, с воспитателями, музыкальным работником, медицинским персоналом, помощниками воспитателей и инструктором по плаванию дошкольного образовательного учреждения, а также с родителями.
3.1.2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В методическом кабинете создаются условия для самостоятельной работы воспитателей с литературой и другими материалами. В нем подбираются теоретические и практические методические материалы: книги, журналы, сборники подвижных игр и физических упражнений, справочники, словари; составляется картотека по литературе; подбору упражнений для развития психофизических качеств; подвижных игр разной подвижности и т.д.
В кабинете должен быть в наличии хорошо оформленный мате-" риал, отражающий передовой опыт работы других дошкольных учреждений; разнообразные образовательные программы, планы работы по возрастным группам; конспекты применяемых форм организации двигательной деятельности детей (занятий, спортивных праздников и досуга, организации самостоятельной двигательной деятельности ребенка и т.д.); описание физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи.
В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, материал которых оформляется и анализируется. В методическом кабинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; оборудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, городки, хоккей и т.д.); демонстрация спортивного инвентаря (обручей, палок, шестов, кольцебросов,' мячей и т.д.); создаются альбомы о лучших спортсменах страны и представляются многие другие наглядные пособия.
Специалист по физической культуре детей дошкольного возраста по всем экспонатам кабинета дает консультации воспитателям и родителям и по мере необходимости показывает им примеры использования пособий, проведения занятий и различных спортивных и подвижных игр.
336
3.1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Повышению качества работы по физической культуре педаго-I гов с ребенком способствует организация разнообразных форм Iработы: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы и др.
Индивидуальные консультации проводятся методи-I стом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитате-■ля и содержания вопроса консультация может быть теоретической, методической или практической. В процессе консультации I разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребен-Ёком.
Групповые консультации проводятся методистом по I специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих I уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение Iфизическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движе-I ний, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым ! нарушается принцип осознанности; и т. п.
Исходя из данных недочетов намечается следующий план кон-[' сультаций:
3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация ме-
I тодики проведения поэтапного разучивания физических упражне
ний возможна с использованием видеофильмов);
6) рекомендация литературы по данной теме.
Семинар-практикум. Эта форма повышения квалифика
ции проводится для молодых воспитателей. Продолжительность
I практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы конкретного учреждения. Например, при про-| ведении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольно-I го образовательного учреждения недостаточно используют в своей | работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют мето-[ дическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать про-I блемы в этой области, составляется примерный план практикума: Iпроводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. I На этот практикум отводится 6—10 часов.
После каждого практического занятия участникам семинара I предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Органи-
щ 12 Степаненкоиа 337
зуются открытые занятия с последующим их обсуждением, просматриваются и анализируются видеозаписи занятий.
Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствуют систему педагогического воздействия.
Проблемный семинар. Особенности этой формы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д.
Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек.
Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направленность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.
Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме семинара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы.
Участники семинара планируют организацию опытной работы'.* Они консультируются по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада.
Вся работа проходит по календарному плану.
В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д.
Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физических упражнениях и подвижных играх», «Оздоровительное воздействие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении».
Каждая тема представляет комплекс докладов по разным возрастным группам.
Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности. Специалист по физической культуре заблаговременно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа.
Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом.
338
Повышению квалификации воспитателей способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблемам физичес-I кой культуры ребенка.
Глава 2
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
3.2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Квалификация воспитателя во многом зависит от профессио-I нальной подготовки, которую он получил в колледже. Курс «Методика физического воспитания и развития ребенка» предусматривает овладение учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для формирования физической культуры ребенка от рождения до 7 лет в разных : типах дошкольных образовательных учреждений. Учащийся должен научиться грамотно планировать и проводить разнообразные формы организации двигательной деятельности ребенка, учитывать их групповые и индивидуальные достижения, анализировать и творчески корректировать его психофизическое и личностное развитие.
В курсе ставится задача обучения учащихся разнообразным формам работы с родителями: проведение консультаций, бесед, вы-; ступлений на собраниях и др.
Важнейшей задачей профессиональной подготовки учащихся
является воспитание у них любви к своей будущей профессии,
развитие самостоятельности мышления, стремления к повышению
I знаний, умений и навыков, поиску творческого решения задач
I воспитания, ответственного отношения к делу.
Учащихся обучают самостоятельному изучению и анализу пе-Вдагогической литературы, умению обобщить опыт как своей рабо-§ты, так и опыт своих коллег. Их учат быть всегда в хорошей физи-■ческой форме, чтобы стать образцом физической культуры для
339
ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подготовке специалистов по физической культуре играет развитие личности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно организовать тренировочный процесс воспитания двигательной культуры ребенка.
У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:
340
Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения предмета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.
Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».
В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.
«Содержание курса» предусматривает приобретение учащимися знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.
В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень домашних заданий для учащихся.
На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методика их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для самостоятельного изучения по литературным источникам, указываются задания, характер письменных материалов, их объем и назначение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.
Каждой теме дается список основной и дополнительной педагогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; перечень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в библиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, доклады для родителей).
Продуманный и тщательно составленный рабочий план обеспечит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практических навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом учащиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утверждается на заседании предметной комиссии.
341
3.2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретических уроков, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных умений и навыков учащихся проходит в процессе педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсовой работы.
Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспитание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.
При обучении используются разные типы уроков: урок по теоретической и практической проверке знаний, по сообщению новых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.
Наибольшее распространение в колледже получил урок смешанного типа. Он состоит из организационного момента, проверки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изложенного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.
Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.
На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литературными педагогическими источниками, составлять план, конспекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ставить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.
Более полному усвоению излагаемого педагогом материала способствует использование средств наглядности (иллюстрации и демонстрационный материал).
Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методику проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнастики, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).
На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисунки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвентарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-
342
кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планированию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.
Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.
При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видеофильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепередач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».
На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секундомерами, шагомерами и др.
На семинарских занятиях углубляются, конкретизируются теоретические положения, изложенные на уроках, проверяются и закрепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять планы и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.
По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, например: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. После этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвечают на них. При подведении итогов преподаватель оценивает основной доклад, характеризует его содержание и форму изложения, использование наглядных пособий; оценивает доклады и выступления остальных учащихся.
Практические занятия проводятся как в колледже, так и в дошкольном образовательном учреждении. Учащиеся распределяются по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.
На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и методика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику организации различных форм двигательной деятельности (физкультурных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движений, собирают комплексы физических упражнений.
Основная цель практических занятий — овладение практическими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование
343
пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физическим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом занятий.
Учебная практика ставит целью проводить беседы, консультации для родителей.
Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оцениваются преподавателями.
Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педагогом организуются показательные занятия в дошкольном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физического воспитания, самостоятельной двигательной активности ребенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребенка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить необходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть группу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть голосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и правильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.
Во время обсуждения внимание учащихся обращается на организацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию принципов и методов обучения, активизацию мышления, формирование условий для творчества, исправление и предупреждение ошибок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.
Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.
При анализе различных форм организации двигательной деятельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.
Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.
Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа учащихся включает изучение записей материала, сделанных на уроке, и его анализ, проработку литературных источников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-
344
тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, докладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА
3.1.1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Профессиональной подготовке специалистов по физической культуре ребенка уделяется значительное внимание на факультетах дошкольной педагогики и психологии в высших учебных заведениях, готовящих кадры как для работы в дошкольных педагогических колледжах, так и для управленческой, методической деятельности в департаментах народного образования и дошкольных образовательных учреждениях.
Работа методиста по физической культуре — сложный, многогранный процесс, который требует комплексного решения оздоровительных, образовательных задач в тесной взаимосвязи с достижениями медико-биологических, психолого-педагогических и специальных наук.
Настоящий специалист по физической культуре ребенка дошкольного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами достижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно показывает, объясняет, грамотно используя терминологию, команды, распоряжения, сюжетный рассказ, словесную инструкцию и другие приемы обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения, продумать варианты нагрузки, провести диагностику физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Он должен обеспечить безопасность занятий, знать технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное сопровождение в соответствии с задачами занятия и особенностями физических упражнений.
335
Творчески применяя приобретенные в процессе обучения в университете знания, методист должен быть готов наглядно продемонстрировать и теоретически обосновать разнообразные методы и приемы работы с ребенком.
Все формы организации двигательной деятельности ребенка осуществляются в тесном контакте с заведующим, с воспитателями, музыкальным работником, медицинским персоналом, помощниками воспитателей и инструктором по плаванию дошкольного образовательного учреждения, а также с родителями.
3.1.2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В методическом кабинете создаются условия для самостоятельной работы воспитателей с литературой и другими материалами. В нем подбираются теоретические и практические методические материалы: книги, журналы, сборники подвижных игр и физических упражнений, справочники, словари; составляется картотека по литературе; подбору упражнений для развития психофизических качеств; подвижных игр разной подвижности и т.д.
В кабинете должен быть в наличии хорошо оформленный мате-" риал, отражающий передовой опыт работы других дошкольных учреждений; разнообразные образовательные программы, планы работы по возрастным группам; конспекты применяемых форм организации двигательной деятельности детей (занятий, спортивных праздников и досуга, организации самостоятельной двигательной деятельности ребенка и т.д.); описание физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи.
В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, материал которых оформляется и анализируется. В методическом кабинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; оборудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, городки, хоккей и т.д.); демонстрация спортивного инвентаря (обручей, палок, шестов, кольцебросов,' мячей и т.д.); создаются альбомы о лучших спортсменах страны и представляются многие другие наглядные пособия.
Специалист по физической культуре детей дошкольного возраста по всем экспонатам кабинета дает консультации воспитателям и родителям и по мере необходимости показывает им примеры использования пособий, проведения занятий и различных спортивных и подвижных игр.
336
3.1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Повышению качества работы по физической культуре педаго-I гов с ребенком способствует организация разнообразных форм Iработы: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы и др.
Индивидуальные консультации проводятся методи-I стом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитате-■ля и содержания вопроса консультация может быть теоретической, методической или практической. В процессе консультации I разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребен-Ёком.
Групповые консультации проводятся методистом по I специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих I уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение Iфизическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движе-I ний, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым ! нарушается принцип осознанности; и т. п.
Исходя из данных недочетов намечается следующий план кон-[' сультаций:
-
тема консультации; -
основные вопросы;
3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация ме-
I тодики проведения поэтапного разучивания физических упражне
ний возможна с использованием видеофильмов);
-
обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе ( консультаций;
-
заключение методиста;
6) рекомендация литературы по данной теме.
Семинар-практикум. Эта форма повышения квалифика
ции проводится для молодых воспитателей. Продолжительность
I практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы конкретного учреждения. Например, при про-| ведении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольно-I го образовательного учреждения недостаточно используют в своей | работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют мето-[ дическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать про-I блемы в этой области, составляется примерный план практикума: Iпроводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. I На этот практикум отводится 6—10 часов.
После каждого практического занятия участникам семинара I предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Органи-
щ 12 Степаненкоиа 337
зуются открытые занятия с последующим их обсуждением, просматриваются и анализируются видеозаписи занятий.
Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствуют систему педагогического воздействия.
Проблемный семинар. Особенности этой формы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д.
Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек.
Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направленность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.
Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме семинара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы.
Участники семинара планируют организацию опытной работы'.* Они консультируются по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада.
Вся работа проходит по календарному плану.
В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д.
Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физических упражнениях и подвижных играх», «Оздоровительное воздействие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении».
Каждая тема представляет комплекс докладов по разным возрастным группам.
Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности. Специалист по физической культуре заблаговременно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа.
Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом.
338
Повышению квалификации воспитателей способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблемам физичес-I кой культуры ребенка.
Глава 2
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
3.2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Квалификация воспитателя во многом зависит от профессио-I нальной подготовки, которую он получил в колледже. Курс «Методика физического воспитания и развития ребенка» предусматривает овладение учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для формирования физической культуры ребенка от рождения до 7 лет в разных : типах дошкольных образовательных учреждений. Учащийся должен научиться грамотно планировать и проводить разнообразные формы организации двигательной деятельности ребенка, учитывать их групповые и индивидуальные достижения, анализировать и творчески корректировать его психофизическое и личностное развитие.
В курсе ставится задача обучения учащихся разнообразным формам работы с родителями: проведение консультаций, бесед, вы-; ступлений на собраниях и др.
Важнейшей задачей профессиональной подготовки учащихся
является воспитание у них любви к своей будущей профессии,
развитие самостоятельности мышления, стремления к повышению
I знаний, умений и навыков, поиску творческого решения задач
I воспитания, ответственного отношения к делу.
Учащихся обучают самостоятельному изучению и анализу пе-Вдагогической литературы, умению обобщить опыт как своей рабо-§ты, так и опыт своих коллег. Их учат быть всегда в хорошей физи-■ческой форме, чтобы стать образцом физической культуры для
339
ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подготовке специалистов по физической культуре играет развитие личности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно организовать тренировочный процесс воспитания двигательной культуры ребенка.
У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:
-
Дидактические способности — умение правильно строить педагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений. -
Академические способности — творческое искание нового. Известно, что все талантливые педагоги находятся в постоянном поиске нового. -
Коммуникативные способности — умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога. -
Перцептивные способности — умение заглянуть во внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия. -
Экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, пантомимика. От этого зависит многое в воспитательно-образовательной работе с ребенком. Для воспитателя важно ярко, образно, литературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много лучше, чем учитель словесности. -
Организаторские способности — умение воспитателя организовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом профессиональную компетентность, деловитость. -
Гностические способности — умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволяет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обучения и воспитания ребенка.
-
Суггестивные способности — умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обладающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радостью и с интересом занимаются с ним. -
Стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмоциями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять выдержку, терпение и спокойствие в критических ситуациях. -
Эмпатия — способность сопереживать, сорадоваться и огорчаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать.
340
Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения предмета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.
Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».
В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.
«Содержание курса» предусматривает приобретение учащимися знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.
В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень домашних заданий для учащихся.
На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методика их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для самостоятельного изучения по литературным источникам, указываются задания, характер письменных материалов, их объем и назначение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.
Каждой теме дается список основной и дополнительной педагогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; перечень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в библиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, доклады для родителей).
Продуманный и тщательно составленный рабочий план обеспечит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практических навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом учащиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утверждается на заседании предметной комиссии.
341
3.2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретических уроков, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных умений и навыков учащихся проходит в процессе педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсовой работы.
Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспитание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.
При обучении используются разные типы уроков: урок по теоретической и практической проверке знаний, по сообщению новых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.
Наибольшее распространение в колледже получил урок смешанного типа. Он состоит из организационного момента, проверки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изложенного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.
Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.
На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литературными педагогическими источниками, составлять план, конспекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ставить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.
Более полному усвоению излагаемого педагогом материала способствует использование средств наглядности (иллюстрации и демонстрационный материал).
Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методику проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнастики, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).
На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисунки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвентарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-
342
кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планированию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.
Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.
При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видеофильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепередач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».
На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секундомерами, шагомерами и др.
На семинарских занятиях углубляются, конкретизируются теоретические положения, изложенные на уроках, проверяются и закрепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять планы и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.
По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, например: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. После этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвечают на них. При подведении итогов преподаватель оценивает основной доклад, характеризует его содержание и форму изложения, использование наглядных пособий; оценивает доклады и выступления остальных учащихся.
Практические занятия проводятся как в колледже, так и в дошкольном образовательном учреждении. Учащиеся распределяются по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.
На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и методика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику организации различных форм двигательной деятельности (физкультурных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движений, собирают комплексы физических упражнений.
Основная цель практических занятий — овладение практическими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование
343
пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физическим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом занятий.
Учебная практика ставит целью проводить беседы, консультации для родителей.
Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оцениваются преподавателями.
Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педагогом организуются показательные занятия в дошкольном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физического воспитания, самостоятельной двигательной активности ребенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребенка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить необходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть группу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть голосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и правильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.
Во время обсуждения внимание учащихся обращается на организацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию принципов и методов обучения, активизацию мышления, формирование условий для творчества, исправление и предупреждение ошибок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.
Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.
При анализе различных форм организации двигательной деятельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.
Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.
Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа учащихся включает изучение записей материала, сделанных на уроке, и его анализ, проработку литературных источников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-
344
тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, докладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30