Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА

3.1.1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Профессиональной подготовке специалистов по физической культуре ребенка уделяется значительное внимание на факульте­тах дошкольной педагогики и психологии в высших учебных заве­дениях, готовящих кадры как для работы в дошкольных педагоги­ческих колледжах, так и для управленческой, методической дея­тельности в департаментах народного образования и дошкольных образовательных учреждениях.

Работа методиста по физической культуре — сложный, много­гранный процесс, который требует комплексного решения оздо­ровительных, образовательных задач в тесной взаимосвязи с до­стижениями медико-биологических, психолого-педагогических и специальных наук.

Настоящий специалист по физической культуре ребенка до­школьного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами до­стижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он без­укоризненно показывает, объясняет, грамотно используя терми­нологию, команды, распоряжения, сюжетный рассказ, словесную инструкцию и другие приемы обучения ребенка. Его педагогиче­ское мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упраж­нения, продумать варианты нагрузки, провести диагностику фи­зической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Он должен обеспечить безопасность занятий, знать технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное сопровождение в соответствии с зада­чами занятия и особенностями физических упражнений.

335

Творчески применяя приобретенные в процессе обучения в уни­верситете знания, методист должен быть готов наглядно проде­монстрировать и теоретически обосновать разнообразные методы и приемы работы с ребенком.

Все формы организации двигательной деятельности ребенка осу­ществляются в тесном контакте с заведующим, с воспитателями, музыкальным работником, медицинским персоналом, помощни­ками воспитателей и инструктором по плаванию дошкольного обра­зовательного учреждения, а также с родителями.

3.1.2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

В методическом кабинете создаются условия для самостоя­тельной работы воспитателей с литературой и другими матери­алами. В нем подбираются теоретические и практические мето­дические материалы: книги, журналы, сборники подвижных игр и физических упражнений, справочники, словари; составляет­ся картотека по литературе; подбору упражнений для развития психофизических качеств; подвижных игр разной подвижности и т.д.

В кабинете должен быть в наличии хорошо оформленный мате-" риал, отражающий передовой опыт работы других дошкольных учреждений; разнообразные образовательные программы, планы работы по возрастным группам; конспекты применяемых форм организации двигательной деятельности детей (занятий, спортив­ных праздников и досуга, организации самостоятельной двигатель­ной деятельности ребенка и т.д.); описание физкультурно-оздоро­вительных мероприятий.

Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи.

В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, ма­териал которых оформляется и анализируется. В методическом ка­бинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; обо­рудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, го­родки, хоккей и т.д.); демонстрация спортивного инвентаря (об­ручей, палок, шестов, кольцебросов,' мячей и т.д.); создаются аль­бомы о лучших спортсменах страны и представляются многие дру­гие наглядные пособия.

Специалист по физической культуре детей дошкольного возра­ста по всем экспонатам кабинета дает консультации воспитателям и родителям и по мере необходимости показывает им примеры использования пособий, проведения занятий и различных спортив­ных и подвижных игр.

336

3.1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

Повышению качества работы по физической культуре педаго-I гов с ребенком способствует организация разнообразных форм Iработы: индивидуальные и групповые консультации, открытые за­нятия, семинары, практикумы, курсы и др.

Индивидуальные консультации проводятся методи-I стом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитате-■ля и содержания вопроса консультация может быть теоретичес­кой, методической или практической. В процессе консультации I разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребен-Ёком.

Групповые консультации проводятся методистом по I специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих I уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение Iфизическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движе-I ний, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым ! нарушается принцип осознанности; и т. п.

Исходя из данных недочетов намечается следующий план кон-[' сультаций:

  1. тема консультации;

  2. основные вопросы;

3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация ме-
I тодики проведения поэтапного разучивания физических упражне­
ний возможна с использованием видеофильмов);

  1. обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе ( консультаций;

  1. заключение методиста;

6) рекомендация литературы по данной теме.
Семинар-практикум. Эта форма повышения квалифика­
ции проводится для молодых воспитателей. Продолжительность

I практикума зависит от конкретных задач, объема материала и уче­та условий работы конкретного учреждения. Например, при про-| ведении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольно-I го образовательного учреждения недостаточно используют в своей | работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют мето-[ дическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать про-I блемы в этой области, составляется примерный план практикума: Iпроводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. I На этот практикум отводится 6—10 часов.

После каждого практического занятия участникам семинара I предлагаются задания по разработке последовательности вариан­тов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Органи-

щ 12 Степаненкоиа 337


зуются открытые занятия с последующим их обсуждением, про­сматриваются и анализируются видеозаписи занятий.

Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способ­ствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершен­ствуют систему педагогического воздействия.

Проблемный семинар. Особенности этой формы повы­шения квалификации воспитателей состоят в углубленной науч­но-практической работе по одной из актуальных проблем. Семи­нар проводится под руководством методиста по физической куль­туре или специально приглашенного научного работника и т.д.

Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек.

Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направлен­ность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.

Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме се­минара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы.

Участники семинара планируют организацию опытной работы'.* Они консультируются по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада.

Вся работа проходит по календарному плану.

В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть ре­комендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, пред­ставлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д.

Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физичес­ких упражнениях и подвижных играх», «Оздоровительное воздей­ствие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении».

Каждая тема представляет комплекс докладов по разным воз­растным группам.

Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, ме­тодики проведения разнообразных форм организации двигатель­ной деятельности. Специалист по физической культуре заблаго­временно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа.

Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом.

338

Повышению квалификации воспитателей способствует органи­зация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, разви­вающих творческое отношение педагогов к проблемам физичес-I кой культуры ребенка.

Глава 2

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА

«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

3.2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Квалификация воспитателя во многом зависит от профессио-I нальной подготовки, которую он получил в колледже. Курс «Ме­тодика физического воспитания и развития ребенка» предусмат­ривает овладение учащимися теоретическими знаниями, практи­ческими умениями и навыками, необходимыми для формирова­ния физической культуры ребенка от рождения до 7 лет в разных : типах дошкольных образовательных учреждений. Учащийся дол­жен научиться грамотно планировать и проводить разнообразные формы организации двигательной деятельности ребенка, учиты­вать их групповые и индивидуальные достижения, анализировать и творчески корректировать его психофизическое и личностное развитие.

В курсе ставится задача обучения учащихся разнообразным фор­мам работы с родителями: проведение консультаций, бесед, вы-; ступлений на собраниях и др.

Важнейшей задачей профессиональной подготовки учащихся

является воспитание у них любви к своей будущей профессии,

развитие самостоятельности мышления, стремления к повышению

I знаний, умений и навыков, поиску творческого решения задач

I воспитания, ответственного отношения к делу.

Учащихся обучают самостоятельному изучению и анализу пе-Вдагогической литературы, умению обобщить опыт как своей рабо-§ты, так и опыт своих коллег. Их учат быть всегда в хорошей физи-■ческой форме, чтобы стать образцом физической культуры для

339


ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подго­товке специалистов по физической культуре играет развитие лич­ности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно орга­низовать тренировочный процесс воспитания двигательной куль­туры ребенка.

У педагога по физической культуре должны быть сформирова­ны следующие умения и способности:

  • Дидактические способности — умение правильно строить пе­дагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений.

  • Академические способности — творческое искание нового. Из­вестно, что все талантливые педагоги находятся в постоянном по­иске нового.

  • Коммуникативные способности — умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога.

  • Перцептивные способности — умение заглянуть во внутрен­ний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия.

  • Экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, панто­мимика. От этого зависит многое в воспитательно-образователь­ной работе с ребенком. Для воспитателя важно ярко, образно, ли­тературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много луч­ше, чем учитель словесности.

  • Организаторские способности — умение воспитателя органи­зовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом про­фессиональную компетентность, деловитость.

  • Гностические способности — умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволя­ет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обу­чения и воспитания ребенка.




  • Суггестивные способности — умение внушить интерес к за­нятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обла­дающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радо­стью и с интересом занимаются с ним.

  • Стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмо­циями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять вы­держку, терпение и спокойствие в критических ситуациях.

  • Эмпатия — способность сопереживать, сорадоваться и огор­чаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать.

340

Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения пред­мета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.

Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществ­ляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».

В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.

«Содержание курса» предусматривает приобретение учащими­ся знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.

В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень до­машних заданий для учащихся.

На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методи­ка их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для само­стоятельного изучения по литературным источникам, указывают­ся задания, характер письменных материалов, их объем и назна­чение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.

Каждой теме дается список основной и дополнительной педа­гогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; пере­чень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в биб­лиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, док­лады для родителей).

Продуманный и тщательно составленный рабочий план обес­печит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практи­ческих навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом уча­щиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утвержда­ется на заседании предметной комиссии.

341


3.2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретичес­ких уроков, семинарских и практических занятий, самостоятель­ной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных уме­ний и навыков учащихся проходит в процессе педагогической прак­тики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсо­вой работы.

Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспи­тание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.

При обучении используются разные типы уроков: урок по тео­ретической и практической проверке знаний, по сообщению но­вых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.

Наибольшее распространение в колледже получил урок сме­шанного типа. Он состоит из организационного момента, про­верки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изло­женного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.

Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.

На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литера­турными педагогическими источниками, составлять план, конс­пекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ста­вить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.

Более полному усвоению излагаемого педагогом материала спо­собствует использование средств наглядности (иллюстрации и де­монстрационный материал).

Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методи­ку проведения разнообразных форм организации двигательной дея­тельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнасти­ки, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).

На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисун­ки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвен­тарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-

342

кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планирова­нию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.

Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.

При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видео­фильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепере­дач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».

На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секун­домерами, шагомерами и др.

На семинарских занятиях углубляются, конкретизируются тео­ретические положения, изложенные на уроках, проверяются и за­крепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять пла­ны и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.

По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, на­пример: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. Пос­ле этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвеча­ют на них. При подведении итогов преподаватель оценивает ос­новной доклад, характеризует его содержание и форму изложе­ния, использование наглядных пособий; оценивает доклады и вы­ступления остальных учащихся.

Практические занятия проводятся как в колледже, так и в до­школьном образовательном учреждении. Учащиеся распределяют­ся по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.

На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и ме­тодика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику орга­низации различных форм двигательной деятельности (физкультур­ных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движе­ний, собирают комплексы физических упражнений.

Основная цель практических занятий — овладение практичес­кими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование

343


пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физи­ческим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом за­нятий.

Учебная практика ставит целью проводить беседы, консульта­ции для родителей.

Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оце­ниваются преподавателями.

Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педа­гогом организуются показательные занятия в дошколь­ном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физичес­кого воспитания, самостоятельной двигательной активности ре­бенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребен­ка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие про­цедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить не­обходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть груп­пу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть го­лосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и пра­вильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.

Во время обсуждения внимание учащихся обращается на орга­низацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию прин­ципов и методов обучения, активизацию мышления, формирова­ние условий для творчества, исправление и предупреждение оши­бок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.

Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.

При анализе различных форм организации двигательной дея­тельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.

Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.

Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоятель­ная работа учащихся включает изучение записей материала, сде­ланных на уроке, и его анализ, проработку литературных источ­ников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-

344

тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, док­ладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30