Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творческого развития и гуманитарного образования»

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

«____» _____________200 г.

Директор Сорокина Н.А.

_________________________


П Р О Г Р А М М А
«Ритмика и танец»



Уровень реализации - стартовый
Направленность - художественная
Срок реализации - 3 года

Педагог дополнительного образования
Алешина Лариса Николаевна
г. Суворов
Пояснительная записка


Программа «Ритмика и танец» составлена с учетом многолетнего опыта работы и в соответствии с требованиями к содержанию и структуре дополнительных общеобразовательных программ согласно п.5 приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196, п.9 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

В период от трех до семи лет ребенок активно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому занятия ритмической гимнастикой, танцами, партерной гимнастикой особенно важны в этот возрастной период.

В связи с возросшим интересом детей к хореографическому искусству, к гармоничному, физическому и духовному развитиию в области хореографии появилась необходимость разработки дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика и танец» художественной направленности. Программа является многоуровневой: первый год предполагает стартовый уровень, второй и последующие года обучения имеют статус базовых.

Программа «Ритмика и танец» является первым (подготовительным) этапом в обучении детей хореографическому искусству. Она направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей в возрасте 4-7 лет и рассчитана на 3 года.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Это придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. На занятиях используется минимум танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний, что дает возможность качественного усвоения движений, создает впечатление новизны и дает простор фантазии ребенка.


Количество обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ритмика и танец» соответствует локальному нормативному акту МБОУ ДО «ЦТРиГО».

Основной целью программы является приближение детей к танцевальному искусству, воспитание эмоциональной отзывчивости и привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:

-учить согласовывать движения с музыкой и самостоятельно выполнять движения под музыку;

-готовить обучающихся к дальнейшему обучению классическому, народному и бальному танцам.

Развивающие:

-Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию движений;

-развивать мышление, воображение, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;

-формировать правильную осанку;

- развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать умение самостоятельно проявлять инициативу, лидерство;

- воспитывать в детях трудолюбие, чувство товарищества.
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:

- назначение хореографического зала и правила поведения в нем;

- понятие «музыкальное вступление»;

Уметь:

- реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;

-ориентироваться в зале, самостоятельно строиться в шеренгу, колонну, круг;

-топать и хлопать в такт музыки;

- различать понятия «громко-тихо», «быстро-медленно», «весело-грустно»;

- выполнять под музыку танцевальные движения 1-го года обучения;

- в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц и т.д.)
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:

-правила исполнения танцевальных элементов 2-го года обучения .

Уметь:

- самостоятельно их исполнить;

-ускорять и замедлять движения вместе с музыкальным сопровождением;

-выполнять простейшие построения и перестроения;

- ритмично двигаться под музыку и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; владеть навыками ритмической ходьбы;

-самостоятельно исполнить несложную танцевальную комбинацию на основе проученных в течение учебного года танцевальных элементов.


К концу 3-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:

- правила исполнения и самостоятельно исполнять хореографические упражнения этого года обучения.
Уметь:

- двигаться в такт музыки, сохраняя правильную осанку, иметь навык легкого шага с носка;

-исполнять движения со сменой темпов музыкального сопровождения;

-передавать хлопками и притопами усложненный ритмический рисунок;

-хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр и владеть навыками по различным перестроениям по залу:

- самостоятельно исполнить несложный танцевальный этюд, танец;

-передавать характер музыкального произведения в движении.

Программа рассчитана на три года обучения по 72 часа в год. Форма занятий групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1-му академическому часу.

По итогам освоения программы обучающиеся могут продемонстрировать владения следующими компетенциями:

- Общекультурные (развитие художественного вкуса: слушание музыки на занятиях, знакомство с историей хореографии, формирование у детей культуры поведения и общения, привитие навыков вежливости, умения вести себя в обществе).

- Учебно-познавательные (развитие профессиональных физических данных (выворотность, шаг, гибкость и т.д.), развитие чувства ритма, умения слушать и понимать музыку и согласовывать с ней свои движения).

- Коммуникативные (в процессе занятий у обучающихся вырабатываются трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм; дети учатся выстраивать отношения друг с другом).

- Творческие ( в процессе занятий у обучающихся развиваются творческие и созидательные способности, образное мышление, воображение, творческая фантазия; формируется умение самостоятельно выражать движения и эмоции под музыку).

- Социальные (участие обучающихся в жизни социума: в мероприятиях и концертах ЦТР и ГО).

- Личностное самосовершенствование ( используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на здоровье: распрямляется позвоночник, укрепляются мышечный аппарат, улучшается осанка, совершенствуется координация движений; наличие определенной формы, обуви, аккуратной прически-«узла» на голове на занятиях хореографией; приобретение способности легко импровизировать под любую музыку, учатся умению раскрепощаться и не бояться быть самим собой, получают возможность проявить в танце свою индивидуальность и настраивают себя на позитивное восприятие окружающего мира).


Содержание программы

1-й год обучения



  1. Игроритмика.


◙ счет ритма вслух;

◙ хлопки на каждый счет;

◙ повторение простого ритмического рисунка, заданного педагогом;

◙ хлопок на первый счет после музыкального вступления;

◙ динамика музыки: понятие громко – тихо;

◙ темп музыки: понятие быстро – медленно;

◙ характер музыки: понятие весело - грустно.
2. Хореографическая азбука. Подготовительные упражнения.
◙ 6-ая позиция ног: носки и пятки соединены;

◙ 1-ая полувыворотная позиция ног: пятки вместе, носки развернуты;

◙ подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

◙ вращение кистей рук в одну и другую сторону;

◙ подъем и опускание плеч (поочередно правого и левого; двух одновременно);

◙ повороты головы направо - налево;

◙ наклоны головы вперед, назад, вправо, влево;

◙ простой бытовой шаг;

◙ шаг на пятках;

◙ шаг на полупальцах;

◙ шаги с высоко поднятыми коленями;

◙ приседания по 6-ой позиции;

◙ перенос веса тела с одной ноги на другую с отрывом другой ноги от пола;

◙ подъем и опускание согнутой в колене ноги по 6-ой позиции;

◙ сгибание ноги с отводом голени назад;

◙ наклоны корпуса вперед, вниз, вправо, влево;

◙ легкий бег, поднимая колени вперед («бег лошадок»);

◙ мелкие прыжки по 6-ой позиции на месте, в повороте вокруг себя, с продвижением вперед;

◙ положение рук: руки «на пояс»;

◙ положение ноги: вперед на носок;

◙ положение ноги: вперед на каблук;

◙ поочередное отрывание пяток от пола: сначала одну «поднять - опустить», потом другую «поднять - опустить»;

◙ отрывание пяток от пола: одну опустить, другую поднять – одновременно;

◙ выдвижение ноги вперед по 6-ой позиции.



  1. Пространственные построения и фигуры.


◙ движение по линии танца (вперед);

◙ движение против линии танца (назад);

◙ свободное размещение в зале;

◙ построение круга;

◙ продвижение по кругу;

◙ построение в колонну по одному и в шеренгу;

◙ сужение и расширение круга;

◙ движение в линии вправо - влево.


  1. Элементы партерной гимнастики.

◙ вытягивание и сокращение стоп в положении лежа на спине и сидя;

◙ повороты головы в положении лежа на спине;

◙ «коробочка»;

◙ «бабочка»;

◙ «колечко»;

◙ «лягушка»;


◙ положение сидя с широко раздвинутыми в стороны ногами, руки в стороны; лечь на одну ногу, лечь вперед;

◙ упражнение на напряжение мышц и расслабление в положении лежа;

◙ наклон вправо и влево, в положении сидя, ноги врозь, руки за голову (стараться коснуться локтем за колено ноги);

◙ поочередное сгибание и разгибание ноги в положении сидя с опорой на руки;

◙ в положении лежа на животе: отрывание рук и ног от пола.



  1. Музыкально-подвижные игры.


◙ «Карлики и великаны»

◙ «Поезд»

◙ «Воробышки»

Содержание программы

2-й год обучения


  1. Игроритмика


◙ хлопок на каждый счет и через счет;

◙ выделение сильной и слабой доли такта (хлопком, ударом стопы, приседанием);

◙ сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками на каждый счет;

◙ последовательное исполнение: 4 хлопка - 4 шага на месте; 2 хлопка -

2 шага на месте;



  1. Хореографическая азбука. Подготовительные упражнения.


◙ 2-я позиция ног: параллельная и полувыворотная;

◙ вращение рук в локтевом суставе;

◙ подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по 6-й позиции;

◙ перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая носок от пола;

◙ шаг в сторону с приставкой;

◙ шаг вперед с приставкой;

◙ шаг назад с приставкой;

◙ шаг в сторону с приставкой, два хлопка (три, четыре);

◙ шаг вперед с приставкой, два хлопка (три, четыре);

◙ шаг назад с приставкой, два хлопка (три, четыре);

◙ бег, вынося прямые ноги вперед;

◙ полуприседания по 1-й полувыворотной позиции;

◙ поочередное отрывание пяток ног от пола по 1-й позиции (одну поднять - опустить, вторую поднять - опустить);

◙ отрывание пяток от пола (одну опустить, вторую одновременно поднять);

◙ выдвижение ноги вперед по 6-й позиции с переводом «носок – каблук»;

◙ подъем на полупальцы по 6-й позиции;

◙ положение глубокого приседания с отрывом пяток от пола по 6-й позиции;

◙ прыжки в положении глубокого приседания на месте; с продвижением вперед («мячик»);

◙ прямой галоп;

◙ боковой галоп;

◙ выведение ноги вперед из 1-й позиции;

◙ выведение ноги в сторону из 1-й позиции;

◙ положение в паре: лицом друг к другу.


  1. Пространственные построения и фигуры.


◙ самостоятельное построение в шеренгу и колонну;

◙ перестроение из одной шеренги в несколько;

◙ перестроение из одной колонны в две, три;