Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творческого развития и гуманитарного образования»
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
«____» _____________200 г.
Директор Сорокина Н.А.
_________________________
П Р О Г Р А М М А
«Ритмика и танец»
Уровень реализации - стартовый
Направленность - художественная
Срок реализации - 3 года
Педагог дополнительного образования
Алешина Лариса Николаевна
г. Суворов
Пояснительная записка
Программа «Ритмика и танец» составлена с учетом многолетнего опыта работы и в соответствии с требованиями к содержанию и структуре дополнительных общеобразовательных программ согласно п.5 приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196, п.9 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
В период от трех до семи лет ребенок активно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому занятия ритмической гимнастикой, танцами, партерной гимнастикой особенно важны в этот возрастной период.
В связи с возросшим интересом детей к хореографическому искусству, к гармоничному, физическому и духовному развитиию в области хореографии появилась необходимость разработки дополнительной общеразвивающей программы «Ритмика и танец» художественной направленности. Программа является многоуровневой: первый год предполагает стартовый уровень, второй и последующие года обучения имеют статус базовых.
Программа «Ритмика и танец» является первым (подготовительным) этапом в обучении детей хореографическому искусству. Она направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей в возрасте 4-7 лет и рассчитана на 3 года.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Это придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. На занятиях используется минимум танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний, что дает возможность качественного усвоения движений, создает впечатление новизны и дает простор фантазии ребенка.
Количество обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ритмика и танец» соответствует локальному нормативному акту МБОУ ДО «ЦТРиГО».
Основной целью программы является приближение детей к танцевальному искусству, воспитание эмоциональной отзывчивости и привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
-учить согласовывать движения с музыкой и самостоятельно выполнять движения под музыку;
-готовить обучающихся к дальнейшему обучению классическому, народному и бальному танцам.
Развивающие:
-Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию движений;
-развивать мышление, воображение, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
-формировать правильную осанку;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать умение самостоятельно проявлять инициативу, лидерство;
- воспитывать в детях трудолюбие, чувство товарищества.
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- назначение хореографического зала и правила поведения в нем;
- понятие «музыкальное вступление»;
Уметь:
- реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;
-ориентироваться в зале, самостоятельно строиться в шеренгу, колонну, круг;
-топать и хлопать в такт музыки;
- различать понятия «громко-тихо», «быстро-медленно», «весело-грустно»;
- выполнять под музыку танцевальные движения 1-го года обучения;
- в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц и т.д.)
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
-правила исполнения танцевальных элементов 2-го года обучения .
Уметь:
- самостоятельно их исполнить;
-ускорять и замедлять движения вместе с музыкальным сопровождением;
-выполнять простейшие построения и перестроения;
- ритмично двигаться под музыку и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; владеть навыками ритмической ходьбы;
-самостоятельно исполнить несложную танцевальную комбинацию на основе проученных в течение учебного года танцевальных элементов.
К концу 3-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- правила исполнения и самостоятельно исполнять хореографические упражнения этого года обучения.
Уметь:
- двигаться в такт музыки, сохраняя правильную осанку, иметь навык легкого шага с носка;
-исполнять движения со сменой темпов музыкального сопровождения;
-передавать хлопками и притопами усложненный ритмический рисунок;
-хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр и владеть навыками по различным перестроениям по залу:
- самостоятельно исполнить несложный танцевальный этюд, танец;
-передавать характер музыкального произведения в движении.
Программа рассчитана на три года обучения по 72 часа в год. Форма занятий групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1-му академическому часу.
По итогам освоения программы обучающиеся могут продемонстрировать владения следующими компетенциями:
- Общекультурные (развитие художественного вкуса: слушание музыки на занятиях, знакомство с историей хореографии, формирование у детей культуры поведения и общения, привитие навыков вежливости, умения вести себя в обществе).
- Учебно-познавательные (развитие профессиональных физических данных (выворотность, шаг, гибкость и т.д.), развитие чувства ритма, умения слушать и понимать музыку и согласовывать с ней свои движения).
- Коммуникативные (в процессе занятий у обучающихся вырабатываются трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм; дети учатся выстраивать отношения друг с другом).
- Творческие ( в процессе занятий у обучающихся развиваются творческие и созидательные способности, образное мышление, воображение, творческая фантазия; формируется умение самостоятельно выражать движения и эмоции под музыку).
- Социальные (участие обучающихся в жизни социума: в мероприятиях и концертах ЦТР и ГО).
- Личностное самосовершенствование ( используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на здоровье: распрямляется позвоночник, укрепляются мышечный аппарат, улучшается осанка, совершенствуется координация движений; наличие определенной формы, обуви, аккуратной прически-«узла» на голове на занятиях хореографией; приобретение способности легко импровизировать под любую музыку, учатся умению раскрепощаться и не бояться быть самим собой, получают возможность проявить в танце свою индивидуальность и настраивают себя на позитивное восприятие окружающего мира).
Содержание программы
1-й год обучения
-
Игроритмика.
◙ счет ритма вслух;
◙ хлопки на каждый счет;
◙ повторение простого ритмического рисунка, заданного педагогом;
◙ хлопок на первый счет после музыкального вступления;
◙ динамика музыки: понятие громко – тихо;
◙ темп музыки: понятие быстро – медленно;
◙ характер музыки: понятие весело - грустно.
2. Хореографическая азбука. Подготовительные упражнения.
◙ 6-ая позиция ног: носки и пятки соединены;
◙ 1-ая полувыворотная позиция ног: пятки вместе, носки развернуты;
◙ подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;
◙ вращение кистей рук в одну и другую сторону;
◙ подъем и опускание плеч (поочередно правого и левого; двух одновременно);
◙ повороты головы направо - налево;
◙ наклоны головы вперед, назад, вправо, влево;
◙ простой бытовой шаг;
◙ шаг на пятках;
◙ шаг на полупальцах;
◙ шаги с высоко поднятыми коленями;
◙ приседания по 6-ой позиции;
◙ перенос веса тела с одной ноги на другую с отрывом другой ноги от пола;
◙ подъем и опускание согнутой в колене ноги по 6-ой позиции;
◙ сгибание ноги с отводом голени назад;
◙ наклоны корпуса вперед, вниз, вправо, влево;
◙ легкий бег, поднимая колени вперед («бег лошадок»);
◙ мелкие прыжки по 6-ой позиции на месте, в повороте вокруг себя, с продвижением вперед;
◙ положение рук: руки «на пояс»;
◙ положение ноги: вперед на носок;
◙ положение ноги: вперед на каблук;
◙ поочередное отрывание пяток от пола: сначала одну «поднять - опустить», потом другую «поднять - опустить»;
◙ отрывание пяток от пола: одну опустить, другую поднять – одновременно;
◙ выдвижение ноги вперед по 6-ой позиции.
-
Пространственные построения и фигуры.
◙ движение по линии танца (вперед);
◙ движение против линии танца (назад);
◙ свободное размещение в зале;
◙ построение круга;
◙ продвижение по кругу;
◙ построение в колонну по одному и в шеренгу;
◙ сужение и расширение круга;
◙ движение в линии вправо - влево.
-
Элементы партерной гимнастики.
◙ вытягивание и сокращение стоп в положении лежа на спине и сидя;
◙ повороты головы в положении лежа на спине;
◙ «коробочка»;
◙ «бабочка»;
◙ «колечко»;
◙ «лягушка»;
◙ положение сидя с широко раздвинутыми в стороны ногами, руки в стороны; лечь на одну ногу, лечь вперед;
◙ упражнение на напряжение мышц и расслабление в положении лежа;
◙ наклон вправо и влево, в положении сидя, ноги врозь, руки за голову (стараться коснуться локтем за колено ноги);
◙ поочередное сгибание и разгибание ноги в положении сидя с опорой на руки;
◙ в положении лежа на животе: отрывание рук и ног от пола.
-
Музыкально-подвижные игры.
◙ «Карлики и великаны»
◙ «Поезд»
◙ «Воробышки»
Содержание программы
2-й год обучения
-
Игроритмика
◙ хлопок на каждый счет и через счет;
◙ выделение сильной и слабой доли такта (хлопком, ударом стопы, приседанием);
◙ сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками на каждый счет;
◙ последовательное исполнение: 4 хлопка - 4 шага на месте; 2 хлопка -
2 шага на месте;
-
Хореографическая азбука. Подготовительные упражнения.
◙ 2-я позиция ног: параллельная и полувыворотная;
◙ вращение рук в локтевом суставе;
◙ подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по 6-й позиции;
◙ перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая носок от пола;
◙ шаг в сторону с приставкой;
◙ шаг вперед с приставкой;
◙ шаг назад с приставкой;
◙ шаг в сторону с приставкой, два хлопка (три, четыре);
◙ шаг вперед с приставкой, два хлопка (три, четыре);
◙ шаг назад с приставкой, два хлопка (три, четыре);
◙ бег, вынося прямые ноги вперед;
◙ полуприседания по 1-й полувыворотной позиции;
◙ поочередное отрывание пяток ног от пола по 1-й позиции (одну поднять - опустить, вторую поднять - опустить);
◙ отрывание пяток от пола (одну опустить, вторую одновременно поднять);
◙ выдвижение ноги вперед по 6-й позиции с переводом «носок – каблук»;
◙ подъем на полупальцы по 6-й позиции;
◙ положение глубокого приседания с отрывом пяток от пола по 6-й позиции;
◙ прыжки в положении глубокого приседания на месте; с продвижением вперед («мячик»);
◙ прямой галоп;
◙ боковой галоп;
◙ выведение ноги вперед из 1-й позиции;
◙ выведение ноги в сторону из 1-й позиции;
◙ положение в паре: лицом друг к другу.
-
Пространственные построения и фигуры.
◙ самостоятельное построение в шеренгу и колонну;
◙ перестроение из одной шеренги в несколько;
◙ перестроение из одной колонны в две, три;