Файл: Семинар 6 Реферат Человек как главная философская проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГБПОУ «Макеевский политехнический  колледж»

 

 

 

 

СЕМИНАР 6
Реферат
Человек как главная философская проблема

                   

 

 

 

 

 


 

Выполнила: студентка 3 курса 

Группы Л-20/1

Капралова Оксана 

 

Макеевка, 2022

Содержание


Введение 1

1.Философия о происхождении и сущности человека 2

2.Основные отношения человека 4

3.Философская концепция человека 5

4.Основополагающие категории человеческого бытия 7

5.Современная наука и философия о проблеме происхождения человека 9

Заключение 12

Список используемых источников: 13


Введение


Для человека величайшей из всех тайн был и остается он сам. Индивид как личность вне общения с окружающими существовать не может. Он живет не только в себе и для себя, но и в других и для других. Иными словами, его жизнь проявляется в памяти и внимании людей, в их уважении и любви. Наиболее значимые человеческие мысли, чувства и действия не исчезают бесследно, а определенным образом преломляются в сложной социально-культурной системе общественных отношений. Человек как личность — это высшая ценность мировой культуры, являющаяся целью и эталоном исторического развития.


  1. Философия о происхождении и сущности человека

Несомненно, что проблема человека является одной из важнейших в философии. Человек всегда размышлял в надежде найти смысл собственного существования, понять, как и для чего дана ему жизнь. Ведь понимание собственной природы определяет всю жизнь человека, его поведение, познание им окружающего мира. Именно поэтому основатель немецкой классической философии И. Кант называл основным вопросом философии вопрос «Что такое человек?». Кроме того, существует особенность философского осмысления человека, делающая его уникальным объектом изучения. Дело в том, что человек в процессе познания своей сущности является одновременно и объектом и субъектом познания.

Философской дисциплиной, исследующей сущность человека, является философская антропология. Одним из основных ее вопросов является вопрос о происхождении человека. Ответ на него во много определит ответ на другой вопрос - о сущности человека.


Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза. Наиболее ранней является религиозная концепция антропогенеза, согласно которой человек появился в результате акта божественного творения. Не подвергаемая сомнению в рамках религии, эта версия критикуется и отвергается большинством ученых как недоказуемая.

Другой не менее распространенной версией происхождения человека является теория эволюции, предложенная в 19 веке английским натуралистом Чарльзом Дарвином. По мнению ученого, человеческое существо возникло в результате процесса развития живых организмов, продолжавшегося миллионы лет. В результате воздействия сил естественного отбора на живые организмы, происходит селекция живых существ, которые наиболее приспособлены к окружающей среде. Так возникают новые виды живых существ, также возник и человек. Он произошел от одного вида человекоподобных обезьян (гоминидов).

Впрочем, эта версия происхождения человека также имеет множество спорных моментов. Ее критики отвергают возможность происхождения вследствие действия слепых сил природы столь сложного образования как организм, а тем более разумное существо. Существует и другая версия происхождения человека - теория панспермии, согласно которой человек, как и все другие существа, был занесен на планету Земля из космоса.

Не менее важной частью развития человека является формирования его личности, образование общества и развитие культуры. Основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что формирование человека невозможно вне общества и культуры. Поэтому следует говорить о едином процессе формирования человека и общества - антропосоциогенезе. Основным фактором антропосоциогенеза Маркс и Энгельс считали трудовую деятельность человека. Именно совместная созидательная деятельность способствовала формированию общества и развитию человеческого сознания.

  1. Основные отношения человека

Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они прежде всего различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. От самого простого положительного или отрицательного хемотаксиса через инстинкты до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека.


Потребности представляют одну сторону основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова "conare" - стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Понятие потребности давно существует и имеет, как известно, значение не только для психологии, относим это понятие к отношениям потому, что основными, так сказать, конституирующими компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Как известно, потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная категория, другими относились к волевым проявлениям, третьими включались в систему характеристики личности. Все это имело частичное основание, но наиболее правильно рассматривать потребности в системе отношений к действительности.

Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается.

Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека.

Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение, к окружающим и к самому себе.

Отсюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку - уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае. Значение этих явлений во всех сторонах жизни, в частности, в области школьных взаимоотношений между учащимися, отношений к учителю, его авторитету, достаточно ясно. Нельзя не упомянуть также о важном во взаимодействии людей отношении руководства и исполнения или подчинения. В последнем случае формальное положение людей и их реальное отношение друг к другу могут не совпадать. Нередки случаи "
командного положения" среди формально равных. Система требований в сочетании со знанием действительности, особенно общественной, формирует убеждения человека, которые никак нельзя представить себе в плане функционально-аналитической психологии и которые не только являются представлением о том, какова фактически существующая действительность, но и выражают представление о том, какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируются эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся убеждений в жизни.

  1. Философская концепция человека

В силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек - объект изучения многих наук. Каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (анатомия, психология, педагогика, этика, антропология, медицина, этнография, физиология высшей нервной деятельности и др.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки.

В изучении человека участвуют различные научные дисциплины, все заметнее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую научную систему. Задача философии - разработать многомерную, общую, целостную систему универсальных характеристик человека. Философия, обобщая данные частных наук, выводит общее фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «антропология».

Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Но необходимо понять, что это не только «вечная», но и вечно новая проблема, поскольку меняется историческое бытие, сам человек, а следовательно, и само её содержание. Течение жизни и работа мысли всегда ставили и будут ставить проблему человека перед обществом и настоятельно требовать от него её решения.

Эта проблема не всегда одинаково волнует людей, не всегда становится предметом мучительных жизненных забот, философских раздумий и исканий. История показывает, что особенно остро она встает в переломные периоды жизни человечества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека.

Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер. Здесь возможны различные подходы, различные уровни рефлексии и не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции.


В современных условиях, сопровождающихся разрушением старых, отживших форм жизни, переоценкой ценностей и идеалов, утратой привычных убеждений и представлений, поисками новых жизненных установок, философские проблемы человека становятся особенно актуальными для судеб нашего государства.

Иррациональная природа современного общества ведет человека к утрате доверия к объективным основам своего существования, приводит его к ощущению потерянности и трагичности, вызывает в нем потребность защитить свою свободу и индивидуальность. Сегодня, как никогда ранее, становится очевидной тесная взаимосвязь самых различных общественных явлений и процессов. Обнаруживается внутреннее единство объективных и субъективных факторов жизни, человеческого конкретно-индивидуального, общественного и личного. Все эти вопросы переплетаются еще и с национальными отношениями. Поэтому столь сложные отношения требуют и иного подхода к философскому осмыслению проблемы человека.

Сегодня предметом рассмотрения оказывается не только отношение человека с объективными сферами и принципами его существования, но и сам механизм его внутренней, сознательной деятельности, его духовно-волевая организация и нравственная природа.

Современная философская антропология решает следующие проблемы:

формирование основного теоретического содержания всеобщей концепции человека;

- выяснение связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными учениями о человеке;

- исследование связи между материальной организацией объективного мира и человека, существованием и развитием;

- изучение места человека в мире, смысла его жизни, соотношения смерти и бессмертия человека;

- объяснение происхождения человека и общества на Земле, их природы и специфики;

- анализ деятельностной сущности человека, его свободы и ценностей;

- обобщение данных частных наук об эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

- аргументирование гуманистического характера общественного развития и др.

Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования природного и социального существа человека.