Файл: Семинар 6 Реферат Человек как главная философская проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Основополагающие категории человеческого бытия

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь — это свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.

1.Любовь. С точки зрения философии, феномен Л. объясняется не предметом любви, а способностью человека любить. Л. — это особая форма познания человека. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие. Любовь встречается очень редко. Это постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает с счастьем в будничном смысле этого слова, часто приносит несчастье. Любовь — очень парадоксальна. Она возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда связана с жизнью и смертью: то, что или кого человек любит, означает для него смысл жизни; Л. рождает жизнь.

Воспитывать — значит пробуждать способность любить.

Любовь всегда направлена на конкретный объект. Подлинная любовь встречается крайне редко. Очень часто люди довольствуются многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить». Любовь часто путают с сексуальным наслаждением, поклонением образу, мало соответствующему реальности, разновидностью псевдолюбви является также «временная аберрация», а также проекция на детей.

2. Творчество. Человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, что-то новое, более совершенное. Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? «Парадокс Сократа-Платона»: чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе не известно — куда идти и что искать. Нужно научится созерцать. Созерцание — активное, мыслящее восприятие действительности, способность увидеть мир вне готовых стереотипов.

3. Счастье — категория индивидуальная, специфическая. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. 
Удовольствие — это имитация счастья. Крайним видом такого счастья является наркотическое опьянение. Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей. Некоторые люди связывают представление о счастье с карьерой. Единственно возможный вид счастья — это жизнь в согласии с самим собой. Счастье — это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем.

4. Смерть. Это важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. У каждой культуры свое специфическое отношение к смерти. Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть.

Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Смерть — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живет так, как будто он бессмертен. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность. Творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть. Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались в прямом смысле слова жить в вечности. Сократ, или Эпикур, или Ницше, или Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники.

  1. Современная наука и философия о проблеме происхождения человека

Проблема человека - традиционна для философии и актуальна для современной науки. Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных, социальных, гуманитарных дисциплин.

Важной в теоретическом и практическом плане является проблема происхождения человека - проблема антропогенеза (от греч. antropos - человек, genes - происхождение, становление).


Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы.

Креационистский подход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения человека богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение.

Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается, в основном, в научно-фантастической и литературной форме. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции. Становление научного подхода началось во 2-й пол. XIX в. На основании эволюционной теории Ч.Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, немецкий философ Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза - совместного возникновения человека и общества. Французский мыслитель 1-й пол. XX в., естествоиспытатель, католический деятель П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный “творческий акт”, благодаря которому человек поднялся до уровня “духовной личности”. Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.

Процесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез) - это системный процесс, который начался около 3.5 - 5.5 млн. лет назад.

Реконструкция процесса антропосоциогенеза - сложная проблема, в решении которой участвуют и философия, и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.

Игровая концепция, базирующаяся на идеях голландского историка и теоретика культуры И. Хейзинги, в качестве всеобщего принципа становления человеческой культуры выделяет игру.

В психоаналитическом подходе, представленном австрийским психиатром З. Фрейдом, решающим фактором антропогенеза считается отказ человека от удовлетворения желаний бессознательной сферы психики и культуротворчество за счет сублимированной энергии либидо.


Символическая концепция, в основе которой идеи философа-неокантианца Э. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая среда формирования человека - знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека.

Эволюция человека имеет ряд ступеней: 3.5-5.5 млн. лет назад выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых; около 0.5 млн. лет назад появились архантропы как промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос). К ним относятся питекантропы и синантропы. 50-40 тыс. лет назад возникли палеоантропы, неандертальцы, 45-15 тыс. лет назад появился неоантроп, кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду, в целом, завершается, а его социальная эволюция продолжается.

Началу и протеканию этого эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок. Природно-биологические предпосылки касаются как природно-климатических изменений (сейсмические, геомагнитные, температурные, радиоактивные инверсии, изменения флоры и фауны), так и антропологических (т.н. “гоминидная триада” - прямохождение, строение рук, изменение мозга). Указанные факторы взаимодействовали с социальными, зарождавшимися в то время.

Возникновение трудовой деятельности было тем фундаментальным процессом, который вызвал необходимость в абстрактном мышлении, установлении общения между индивидами с помощью речи. Эволюция семейно-брачных отношений и возникновение первых форм нравственного регулирования (табу) стимулировали дальнейшее развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном (современный, «ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепции абсолютизируют социальное начало в человеке,
недооценивают личностное начало, биологические особенности человека.

Выделение в человеке биологического и социального начал - это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.

Проблема биосоциальной природы человека - часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе «человек - общество - природа». Человек - результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества, природы осуществляется в различных направлениях в философии, науке, в рамках междисциплинарных исследований (в глобалистике, социальной экологии и т.д.).

Заключение


Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии - это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния с ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).

Список используемых источников:


  1. https://dodiplom.ru/ready/118537

  2. https://studbooks.net/637212/filosofiya/spisok_literatury

  3. https://studopedia.ru/10_200295_kategorii-chelovecheskogo-bitiya.html

  4. https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00640737_0.html

  5. http://hron.com.ua/kultura/filosofiya/filosofiya-o-proishozhdenii-i-sushhnosti-cheloveka/