Файл: Самостоятельная работа по дисциплине оп. 02. Психология выполнила студенка крайнюченко наталья группа 303до заочное отделение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
незрелого человека представление о смерти, как о нечто туманном и идеализированном;
- дезадаптирующее влияние отдельной личности (наличие в группе человека, в присутствие которого ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт). Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок). Примеры: девушка по отношению к неравнодушному к ней парню; гиперактивный ребенок, по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно проявляющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.;
- перегрузка, связанная с «заботой» о развитии ребенка, несоответствующая его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу, или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).
Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы.
Говорить о нарушении равновесия, гармонических отношений со средой можно, разумеется, лишь в тех случаях, когда на определенном этапе это равновесие и гармония существовали и оказались в силу определенных обстоятельств нарушенными. Однако более частыми в школьной жизни являются случаи, когда гармонические отношения между ребенком и школьной средой не возникают изначально. Начальные фазы адаптации не переходят в фазу устойчивого приспособления, оптимального функционирования, а, напротив, вступают в действие механизмы дезадаптации, приводящие в конечном итоге к более или менее выраженному конфликту личности со средой. И время в этих случаях работает только против ребенка.
Опираясь на современные представления о человеке как о биопсихосоциальном единстве, можно утверждать, что механизмы дезадаптации затрагивают все перечисленные этажи индивидуальной организации и проявляются соответственно на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях, отражая способы реагирования ребенка на агрессию со стороны среды или защиты его от этой агрессии. Признаки, посредством которых эти способы себя обнаруживают, рассматриваются как адаптационные нарушения. В зависимости от того, на каком уровне проявляются адаптационные нарушения, можно говорить о состояниях риска школьной дезадаптации, выделяя при этом состояния академического риска, социального риска, риска по здоровью, а также комплексного риска.
Первично адаптационные нарушения проявляют себя, естественно, на самом верхнем, наиболее зависимом от среды этапе индивидуальной организации — социальном и обнаруживаются соответственно на педагогическом уровне. Однако в случае неприятия необходимых для их устранения мер адаптационные нарушения закономерно распространяются и на более глубокие этажи — психологический и физиологический. Педагогический уровень школьной дезадаптации.
Педагогический уровень развития школьной дезадаптации является наиболее очевидным и осознаваемым для школьных работников. Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении (деятельностный план) и освоении новой для него социальной роли — роли ученика (отношенческий план).
В деятельностном плане при неблагоприятном для ребенка развитии событий его первичные трудности в учении (I этап) перерастают в пробелы в знаниях (II этап), в отставание в усвоении образовательного материала по одному или нескольким предметам (III этап), в неуспеваемость частичную или общую (IV этап) и как возможный крайний случай — в отказ от учебной деятельности (V этап).
В отношенческом плане отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшие на основе неуспехов в учебной деятельности напряжения в отношениях ребенка с учителем и родителями (I этап) перерастают в смысловые барьеры (II этап), в эпизодические (III этап) и далее в систематические конфликты (IV этап), как крайний случай — в разрыв этих личностно-значимых для него отношений (V этап).
Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.
Предупреждение проблемы дезадаптации решается следующим путем: ·
1. Распознание признаков и затем предпосылок детской дезадаптации; ·
2.Диагностика психофизического уровня детей вне зависимости от физического возраста.
3. Тщательный анализ психики ребенка, его темперамента и заложенных в нем возможностей.
4. Создание коррекционных групп для детей низкой, средней и высокой степенью риска.
5. Количество воспитанников в группах минимальное, что обеспечивает индивидуальный педагогический подход к детям, отделенным в такие специфические группы.
6.Режим для таких детей облегченный, с упрощенными психологическими и санитарно-гигиеническими условиями.
7.Обучение детей обогащено лечебно-оздоровительными мероприятиями. Применяются групповые, индивидуальные методики обучения и дополнительного образования в виде секций, кружков и студий. Важную часть индивидуальной работы составляют занятия с психологами, дефектологами и логопедами, что дает возможность исправления недостатков.
Коррекция социальной адаптации.
В настоящее время выделяют два направления разработки игровых видов деятельности со специальной ролью обучения детей коррекции социальной дезадаптации - психотехнические игры, представляющие собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций и связанные с измененным состоянием сознания, а также социально - психологический ролевой тренинг.
Игры, включенные в тренинг, могут выступать в нескольких функциях:
1) обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, воспроизведение информации различной модальности; развитие навыков владения иностранными языками;
2) развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращающей обучение из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
3) коммуникативная - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
4) релаксационная - снятие эмоционального напряжения;
5) психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной информации, перестройка психики для усвоения большего объема информации;
6) профилактическая - предупреждение нежелательных форм поведения;
7) развивающая - развитие различных сторон личности, черт характера, через проигрывание различных ситуаций. И другие функции.
Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок, начинает различать внешние и внутренние стороны жизни взрослого и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе. Эти переживания накапливаются, порождая эффекты общения, появляется своеобразная «логика чувств», неизбежно отражающаяся в логике поведения.
Социально - психологический тренинг - психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.
- дезадаптирующее влияние отдельной личности (наличие в группе человека, в присутствие которого ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт). Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок). Примеры: девушка по отношению к неравнодушному к ней парню; гиперактивный ребенок, по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно проявляющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.;
- перегрузка, связанная с «заботой» о развитии ребенка, несоответствующая его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу, или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).
Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы.
Говорить о нарушении равновесия, гармонических отношений со средой можно, разумеется, лишь в тех случаях, когда на определенном этапе это равновесие и гармония существовали и оказались в силу определенных обстоятельств нарушенными. Однако более частыми в школьной жизни являются случаи, когда гармонические отношения между ребенком и школьной средой не возникают изначально. Начальные фазы адаптации не переходят в фазу устойчивого приспособления, оптимального функционирования, а, напротив, вступают в действие механизмы дезадаптации, приводящие в конечном итоге к более или менее выраженному конфликту личности со средой. И время в этих случаях работает только против ребенка.
Опираясь на современные представления о человеке как о биопсихосоциальном единстве, можно утверждать, что механизмы дезадаптации затрагивают все перечисленные этажи индивидуальной организации и проявляются соответственно на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях, отражая способы реагирования ребенка на агрессию со стороны среды или защиты его от этой агрессии. Признаки, посредством которых эти способы себя обнаруживают, рассматриваются как адаптационные нарушения. В зависимости от того, на каком уровне проявляются адаптационные нарушения, можно говорить о состояниях риска школьной дезадаптации, выделяя при этом состояния академического риска, социального риска, риска по здоровью, а также комплексного риска.
Первично адаптационные нарушения проявляют себя, естественно, на самом верхнем, наиболее зависимом от среды этапе индивидуальной организации — социальном и обнаруживаются соответственно на педагогическом уровне. Однако в случае неприятия необходимых для их устранения мер адаптационные нарушения закономерно распространяются и на более глубокие этажи — психологический и физиологический. Педагогический уровень школьной дезадаптации.
Педагогический уровень развития школьной дезадаптации является наиболее очевидным и осознаваемым для школьных работников. Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении (деятельностный план) и освоении новой для него социальной роли — роли ученика (отношенческий план).
В деятельностном плане при неблагоприятном для ребенка развитии событий его первичные трудности в учении (I этап) перерастают в пробелы в знаниях (II этап), в отставание в усвоении образовательного материала по одному или нескольким предметам (III этап), в неуспеваемость частичную или общую (IV этап) и как возможный крайний случай — в отказ от учебной деятельности (V этап).
В отношенческом плане отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшие на основе неуспехов в учебной деятельности напряжения в отношениях ребенка с учителем и родителями (I этап) перерастают в смысловые барьеры (II этап), в эпизодические (III этап) и далее в систематические конфликты (IV этап), как крайний случай — в разрыв этих личностно-значимых для него отношений (V этап).
Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации.
Предупреждение проблемы дезадаптации решается следующим путем: ·
1. Распознание признаков и затем предпосылок детской дезадаптации; ·
2.Диагностика психофизического уровня детей вне зависимости от физического возраста.
3. Тщательный анализ психики ребенка, его темперамента и заложенных в нем возможностей.
4. Создание коррекционных групп для детей низкой, средней и высокой степенью риска.
5. Количество воспитанников в группах минимальное, что обеспечивает индивидуальный педагогический подход к детям, отделенным в такие специфические группы.
6.Режим для таких детей облегченный, с упрощенными психологическими и санитарно-гигиеническими условиями.
7.Обучение детей обогащено лечебно-оздоровительными мероприятиями. Применяются групповые, индивидуальные методики обучения и дополнительного образования в виде секций, кружков и студий. Важную часть индивидуальной работы составляют занятия с психологами, дефектологами и логопедами, что дает возможность исправления недостатков.
Коррекция социальной адаптации.
В настоящее время выделяют два направления разработки игровых видов деятельности со специальной ролью обучения детей коррекции социальной дезадаптации - психотехнические игры, представляющие собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций и связанные с измененным состоянием сознания, а также социально - психологический ролевой тренинг.
Игры, включенные в тренинг, могут выступать в нескольких функциях:
1) обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, воспроизведение информации различной модальности; развитие навыков владения иностранными языками;
2) развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращающей обучение из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
3) коммуникативная - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
4) релаксационная - снятие эмоционального напряжения;
5) психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной информации, перестройка психики для усвоения большего объема информации;
6) профилактическая - предупреждение нежелательных форм поведения;
7) развивающая - развитие различных сторон личности, черт характера, через проигрывание различных ситуаций. И другие функции.
Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок, начинает различать внешние и внутренние стороны жизни взрослого и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе. Эти переживания накапливаются, порождая эффекты общения, появляется своеобразная «логика чувств», неизбежно отражающаяся в логике поведения.
Социально - психологический тренинг - психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.