Файл: Самостоятельная работа по дисциплине оп. 02. Психология выполнила студенка крайнюченко наталья группа 303до заочное отделение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕВЕРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» ГАПОУ МО «СКФКИС»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.02. «ПСИХОЛОГИЯ»



ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНКА: КРАЙНЮЧЕНКО

НАТАЛЬЯ

ГРУППА 303-ДО ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ПРОВЕРИЛ: ОЦЕНКА:

ДАТА СДАЧИ: «02 МАРТА» 2016г.


Содержание


Раздел 1 . Общие основы психологии 2

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии 2

Тема 1.2. Психика и её развитие 20

Тема 1.3. Психологическая характеристика деятельности 30

Тема 1.4. Человек как индивид 44

Тема 1.4. Человек как субъект, личность и индивидуальность 46

Тема 1.5. Эмоционально-волевая организация деятельности 73

Тема 1.6. Познавательная деятельность 82

Тема 2.1. Основные закономерности психического развития 91

Тема 2.2. Понятие возраста в психологии 101

Тема 2.3. Деятельность как условие развития ребенка 106

Тема 2.4. Возрастная периодизация психического развития 109

Тема 2.5. Психологическая характеристика ребёнка младенческого и раннего возраста 113

Тема 2.6. Психологическая характеристика дошкольника 127

Тема 2.7. Психологическая характеристика младшего школьника 140

Тема 2.8. Психологическая характеристика подростка 149

Тема 2.9. Психологическая характеристика старшего школьника 162

Тема 2.10. Основы психологии творчества 168

Тема 2.11. Групповая динамика в детском коллективе 179

Тема 2.12. Социальная дезадаптация 181


Раздел 1 . Общие основы психологии

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии
Классификация методов психологии по Ананьеву Б.Г.


Название метода

Условия

реализации

Достоинства

Недостатки

1

2

3

4

Организационные методы

непосредственно связанные со стратегией психологического исследования

с помощью этих методов строится весь цикл исследования и регулирования взаимодействия всех других методов

Может не подходить для целей проводимого исследования.

Методология сбора данных (размер выборки, срок выполнения исследования), может быть неизвестна или недостаточна.

Могут публиковаться не все результаты.

Эмпирические способы добывания научных данных, получения фактов:

-обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

-экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический);

-психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты и опросники, социометрия, интервью и беседа);

- праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности);

- моделирование (математическое, кибернетическое);

- биографические методы.

обеспечивают возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.

твердо придерживаются научного метода

Средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

Приемы обработки данных:

-количественный (математико-статистический) анализ;

-качественный анализ, дифференцирующий материал по типам, группам, вариантам (составление психологической казуистики, то есть описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями центральных тенденций).

предполагает выполнение всех работ по обработке данных, начиная со сбора и регистрации в одном центре обработки

единство методики обработки с возможностью своевременного ее совершенствования, единые стандарты представления информации, унификацию данных, и информационных процедур, простую схему документооборота, единое техническое обеспечение, снимающее проблему сопряжения технических средств, а также возможность для пользователя оперировать большими объемами данных.

неудобство для пользователя получения информации; перегруженность технических средств, приводящая к сбоям в технологическом процессе; невозможность предоставления всего спектра услуг; необеспеченность должной надежности и защиты информации.

Интерпретационные методы, составляющие различные варианты генетического и структурного методов.

различные варианты генетического метода есть способы теоретического исследования генетических (онтогенетических, патогенетических) связей между изучаемыми явлениями.

изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремиться восстановить все моменты его развития, увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.

Основной недостаток — субъективизм выводов, которые основываются только на полученных ответах и не имеют фактического подтверждения.

1

2

3

4

Структурные методы (психография, типологическая классификация, психологический профиль).

-требуется проследить историю развития некоторого рода объектов;

- требуется рассмотреть, как влияет наступление какого-либо события на поведение экспериментальной группы (для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после)

- Возможность определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.

- Возможность анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.

связаны со значительной длительностью исследования.




Тема: «Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до 17 века)»
Введение

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем в античности явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов. Знание о душе формировалось в зависимости от эволюции мышления - укрепления инвариантного подхода к наблюдаемым психическим процессам: опосредования их как естественно-природными факторами, так и божественными причинами. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к земной деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего образа и предназначения.

Таким образом, тема: «Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до 17 века)» представляет интерес для изучения.

Цель работы: изучить развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до 17 века).
1. Психологические знания о душе в Древней Греции

Психологические взгляды античности дают основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности (сформулированный в XX веке У.Джеймсом) в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания и объяснения явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.


Знакомство с научными взглядами античности убеждает и в том, что основные парадигмы, школы и направления психологии в различных формах были рождены именно в Древней Греции. Конечно, было бы преувеличением утверждать приоритет конкретного мыслителя и его учения в формировании современных школ психологии по типу суждений: интроспективный метод впервые обозначен Сократом, а психофизиологическая проблема поставлена Аристотелем. Это было бы механической экстраполяцией и в то же время недооценкой глубины и значимости интеллектуальных достижений древних греков для современной психологии. Мир античной мысли не ставил и не мог поставить перед собой такие цели. Вместе с тем игнорировать очевидную связь психологических идей античного мира с современными направлениями психологии мы не можем. Тем более знание процесса возникновения и эволюции этих идей позволяет понимать и разрешать современные психологические проблемы.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

Зарождение психологических идей в Древней Греции

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относительно небольшой временной отрезок - VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

Учения ранних греческих философов отнюдь не изложены языком беспристрастной и систематической рефлексии: они, скорее, вдохновенные оракулы, т.к. построены с самоуверенностью, порой противоречащей здравому смыслу, на основании абсолютно недоказанных допущений. Они исходили из предположения, что под хаосом наших ощущений лежит единый порядок и этот порядок мы способны познать. И, тем не менее, следует отметить, что мыслителям древнегреческих колоний VI в. до н.э. принадлежит роль пионеров науки о душе, приоритет в формировании всех позднейших типов ее мировоззрения.

В психологических взглядах Фалесу принадлежит приоритет в выдвижении следующих идей: о первичности объективной реальности по отношению к нашим чувствам; о чувствах человека как первичном источнике
информации об окружающем мире и его законах; о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений; о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности.

Вклад Пифагора и его последователей в развитие античного научного знания о душе трудно переоценить. Среди наиболее значимых для развития психологической мысли явились идеи: о количественной закономерности природы и ее единства, а значит, и душевных проявлений; о душе как числе - гармонии музыки, движении сфер; о существовании эфира, сходстве микро- и макрокосмоса, т.е. человека и окружающего его мира; о связи зачатков научного (метафизического) мышления и фантазии (гипотез); об очищении и переселении душ.

Древнегреческого философа Гераклита Эфесского (ок. 520 - ок. 460 до н.э.) называют одним из основоположников диалектики. Психологические воззрения ученого сводится к следующим положениям:

- душа - единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное;

- психически-разумный (огненный, сухой) компонент- самовозрастающий логос, тесно увязывается с вещественно-материальным.

До Сократа основным предметом античной науки был внешний по отношению к человеку мир природы. Сократ же утвердил познаваемость только души человека и его дел. Важнейшим пунктом понимания сущности души становилось отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Великий мыслитель явился создателем оригинальной школы, ставящей поиск истины выше всех других побуждений. Своим учением Сократ как воплощенная философия оказал огромное влияние на античную и мировую науку.
Платон (427-347 до н.э.)

Подлинное имя - Аристокл. Космическая психология. Космос Платона - живое существо, наделенное разумом, осуществление бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена демиургом раньше тела. Ее сущность заключается в неделимости и вечности (тождественности). Душа космоса состоит из частей - душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции. Первая функция - движения (внешнее, соответствующее тождественному: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее иному: движение планет, Луны, Солнца). Вторая функция мировой души - познание. Тождественной частью постигается идея, а иной - материя. Смесью этих частей познается вещь. Космическое знание выражается в слове. Таким образом, космическая психология Платона выступает в форме политеизма. Источником познания являются мифы, которым приходится верить, чтобы не ослушаться закона, рассказываемого детьми богов. Космическая психология Платона является мировоззренческой основой и ключом к пониманию его учения о душе как посредствующем начале между миром идей и вещей.


Тело и душа. Платон противопоставляет созданные богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, ее рабом (идея телесной локализации души).

Для каждой части души существует определенное вместилище в теле: разумная часть - в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть - в груди, низшая - в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая часть души с низшей. Индивидуальная душа как истечение мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определенному разряду человека. Эти души творятся из остатков после создания души космоса: Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа. Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, т.к. из остатка создается лишь разумная часть души, но существует и неразумная.

Переселение душ. Платон верит в раннепифагорийский миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений, в зависимости о того, насколько высшей части души удалось победить низшую.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Наиболее значимыми для понимания психологических взглядов античного мыслителя являются его труды «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти», «О сновидениях».

Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позицией ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, действует ради чего-нибудь - цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии.

Особое место в своих рассуждениях Аристотель уделяет единству души и тела: Потенциально живым телом является не лишенное души, но душой обладающее. ... Души от тела отделить нельзя.