Файл: Самостоятельная работа по дисциплине оп. 02. Психология выполнила студенка крайнюченко наталья группа 303до заочное отделение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Выдающийся древнегреческий мыслитель - первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии. Их роль для дальнейшего развития этой науки трудно переоценить. Творчество великого систематизатора науки представляет ценность для психологии глубоким, логическим анализом ее проблем: о предмете психологических знаний, определение души, ее функций и видов, соотношение телесного и духовного, сущности человека как существа общественного и его разума.
Аристотелю принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии.
2. Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима
Взглядами Аристотеля эволюция психологических идей античного мира далеко не исчерпывается.
По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима.
Академия Платона
После смерти ее основателя школа Платона просуществовала много столетий (до VI в. н.э.) и прошла ряд ступеней, среди которых, как правило, выделяют древнюю, среднюю и новую академии. Проблематика их научного поиска очень обширна. Достойное место в ее разработке заняли психологические взгляды.
В психологической концепции Ксенократа (395-314 до н.э.) выделяются три вида сущности (умопостигаемая, чувственная, представляемая) и соответственно три вида познания: мышление, восприятие, представление. Задача человеческой жизни - освобождение духа от оков чувственности. Но главным в разработанном им учении о благах души является вывод о том, что теоретической мудрости для блаженства недостаточно - ее необходимо дополнить мудростью практической.
Развитые первыми последователями Платона учения стали мировоззренческой и теоретической основой психологических концепций целого ряда последующих научных школ и направлений.
Перипатетики
Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы - Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир - пятая субстанция.
Нараставшая специализация научного труда, необходимость разрешения этико-психологических проблем (в том числе обоснование отличий человека от животного мира) приводили ко все более определенному пониманию различий тех явлений, которые Аристотель объединял общим понятием душа. Появляются целые классы новых психологических терминов, отражающих понимание души.
Дикеарх (2-я пол. IV в до н.э.) в трех диалогах критикует представления о душе как особой сущности и ее бессмертии. Души нет, она - только тело, находящееся в определенном состоянии. Природа же всех психических функций материальна. По свидетельству Цицерона, Дикеарх утверждает, что духа вообще нет; это совершенно лишенное смысла слово... Души и духа нет ни в человеке, ни в животном. Вся та сила, благодаря которой мы движемся и чувствуем, в равной мере разлита во всех живых телах; она неотделима от тела, ибо (сама по себе) она - ничто; нет ничего, кроме тела, так устроенного, что на основе природного смешения оно имеет силу и чувствует. Таким образом, душа представляется гармонией созвучия и смешения четырех элементов, лежащих в основе противоположных качеств - теплого и холодного, влажного и сухого.
Итак, «Душа» для познающего человечества на протяжении всей его истории представляла интерес во многих отношениях, что закономерно выразилось в многообразии направлений и форм ее исследования. В различные эпохи основными источниками последних являлись как религиозные установки, эмпирические данные отражения связи души и тела, так и результаты умозрительных наблюдений человеком за происходящими у себя психическими процессами. Одной из существенных особенностей средневекового периода эволюции психологического знания как раз и является утверждение единства обозначенных источников.
3. Учение о душе в средние века
Не менее существенной особенностью эпохи средневековья выступает восстановление преемственности в развитии психологических идей, нарушенной падением древнегреческой цивилизации. Церковь и особенно монашеское движение в Европе и ее оппонент на Востоке сохранили, прокомментировали и развили достижения мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
Теологическая направленность подавляющего числа душевных доктрин послужила причиной формирования в массовом сознании стереотипа в восприятии эпохи средних веков как периода научной депрессии и деградации, что в корне противоречит результатам и общей значимости вклада ученых этого периода в поступательное развитие человеческой культуры. В этой связи встает задача и необходимость объективного понимания феодального общества как этапа не столько упадка и регресса, сколько накопления и роста предпосылок к углублению знаний о психическом мире человека.
В подтверждение этому достаточно обратиться к именам великих деятелей науки и культуры, выдвинутых эпохой средневековья. Томас Мор, Томазо Кампанелла, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Омар Хайям, Гянджеви Низами, Джованни Боккаччо, Уильям Шекспир, Сааведра Сервантес, Санти Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие - ни один не обошел в своем творческом и научном поиске проблемы человеческой души.
Именно в средние века как религии мирового масштаба окончательно оформились и утвердились христианство, ислам, буддизм с присущими им формами душевного самоанализа. Как альтернатива религиозному мировоззрению и его схоластической апологетике начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, зарождается опытная наука о душе.
Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало присущими ему средствами (в 1184 году основана католическая инквизиция) свои - теологические - формы мировоззрения. Последние существенно отличались не только от древних и античных образцов, но и современных им восточных примеров. Вместе с ненавистью к противоречащему священному писанию и основанному на опыте и разуме знанию, как дело, угодное Богу, утверждается душевный самоанализ, связанный с христианской добродетелью смирения и покаяния. Устанавливаются церковно-обрядовые формы такого самоанализа: проповедь, исповедь, аскетизм, молитва.
Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических взглядах этой эпохи. Их главной особенностью явилось противостояние двух направлений научной мысли: номинализма и реализма в рамках схоластики. Если в рамках номинализма отрицалась реальность существования общих понятий - универсалий, то приверженцы реализма признавали бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов (понятий и категорий).
Средневековая схоластика претерпела в своей эволюции ряд этапов. Изначально как стиль мышления она характеризовалась принципиальным подчинением теологии формально-логической проблематике, ориентированной на жестко фиксированные логические приемы. В дальнейшем схоластика понимается как синоним оторванной от жизни, практики, опыта и наблюдения науки, основанной на некритическом следовании авторитетам.
В схоластике имелись различные течения, но общей для них служила установка на комментирование античных авторов. При этом позитивное исследование реальных проблем подменялось вербальными операциями. Как следствие, античная, а затем и средневековая науки представляли собой замкнутый нормативный текст (круг). Из двух уровней этой системы знания: божественного откровения и
религиозных комментариев Платона и Аристотеля, выводилась вечная истина. Данная концепция была направлена против утверждавшегося в европейских университетах аверроизма и, в частности, представлений о вечности мира, об уничтожаемости индивидуальной души, об относительности истин.
В единстве и борьбе обозначенных мировоззренческих установок утверждались новые подходы психологического знания. Учения античности, пропущенные через средневековую схоластику, привели к созданию новых методов анализа психических процессов и явлений сознания - умственному эксперименту, в том числе интроспекции, к конкретным и значимым для науки записям о душе, выразившимся в психологических конструкциях мыслителей данной эпохи.
Августин Блаженный - один из отцов церкви, творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Психологические воззрения Августина выражаются в приверженстве психологизму. Его проявление - учение о времени как корреляте (соотносительном элементе) помнящей, созерцающей и ожидающей души. Августин придал трактовке души (считая ее орудием, которое правит телом) особый характер: ее основу образует воля, а не разум. Тело человека в трактате «Против академиков» он называет «мрачной темницей». Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и «поворачивает» ее к себе. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта.
Августин Блаженный выступает против механистической (а точнее - атомистической) трактовки души, за ее целостное понимание. Все знание, по его взгляду, заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа обращается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты: Самое достоверное знание, что я существую и мыслю.
В тесной связи с проблемой эволюции человека Августином описывается структура его души, содержащая семь ступеней: от растительной до созерцания истины и поглощения души Богом. Своеобразна его аргументация идеи бессмертия души, идущего не от Бога, как принято в теологии, а от результатов деятельности человека. Интересен подход религиозного мыслителя и к механизму воздействия на душу человека. Он отрицает всякое насилие (от школьного до государственного), трактуемое как следствие греховной испорченности людей.
Для средневековья Августин явился непререкаемым авторитетом в понимании души человека. Его метод внутреннего самоанализа, идея динамики человеческой личности явились новым словом в эволюции психологических идей.
В психологических идеях Фома Аквинский следует своим мировоззренческим принципам. Душа определяется им как единственная субстанция, которая первична и не зависит от человека. Душой, - пишет он, - называют первичное начало жизни во всем живущем в нашем мире, она производит другие субстанции и формирует образ как свой продукт. Существуют две формы души: чистые и низшие, которые замыкаются в теле.
Единственная способность души - сознавание. Она одна обладает бытием и является источником движения. Субстанция души - это чувственные образы. Поэтому психическая жизнь трактуется Фомой Аквинским как продукт души. Отсюда ее виды: простейшие, человеческие, божественные. В человеке чувственная, умопостигающая и вегетативная души совпадают.
Осознавая, что душа есть не тело, но акт тела, Фомой также в строго определенном порядке располагаются разумно-волевая, животная и растительная виды души. Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты: общее чувство, воображение, способность суждения, способность памяти.
4. Психологическая мысль в эпоху возрождения
Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье.
Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако возрождалось только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере.
Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: Скажи о душе, - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.
Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т.п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет: Сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека.