Файл: В. Назовите предмет, задачи и отрасли психологии, раскройте её связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.10.Дайте определение, что такое «ощущения» и «восприятие». Раскройте роль ощущений и восприятий в жизнедеятельности людей. Охарактеризуйте виды ощущений и восприятий. Ощущение и восприятие: Познание человеком происходит через органы чувств –это когда мы слышим, видим, дотрагиваемся.Через ощущение и восприятие человек получает информацию и управляет собой, регулирует свои действия и поступки, а т.ж.управляет действиями др. людей(осторожно, не обожгись).Между ощущениями и восприятием есть общее:1.Оба -первичные познавательные процесс (младенец); 2.Возникают только при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств(пока не дотронемся не поймём); 3.являются продуктами Д.Н.С. Ощущения – элем.псих. процесс отражения отдельных кач. и свойств предметов(что-то одно).Восприятие – это псих.процесс отражения предмета или явления в целом.с помощью анализаторов (Павлов)-спец.каналы для передачи инф.-слож.нерв.аппарат.- состоит из 3 отд.:-Периферической (рецепторный) –органы чувств(глаз,ухо,нос, кожа).-Проводниковый –проводит информацию по спец. нервам.-Корковый (мозг) – здесь проис-т ощущ. и восприятие. С точки зрения физиологии:-ощущ. – это работа одного анализатора.-воспр. – работа многих анализаторов.Виды ощущений: 1. по месту расположения -экстероцептивные-рец-р находится поверхности тела (слух, зрение, обоняние, вкус). - интероцептивные– внутри орг.(голод, жажда). - проприоцептивные – это рецепторы в мышцах и связках.2. Экстероцептивные –контактные(вкусовые), -дистантные(слуховые) Закономерности ощущений:1.Пороги ощущений- нижний (абсол.) – это минимальная сила раздраж. при которой возникает едва заметное ощущение.- верхний – макс.сила раздр., при кот. сохраняется ощущение определённого вида.-порог различения – это наименьш. вел-на, на кот.нужно увел. или уменьш. интенс-ть действующего раздражения, чтобы впервые возникло ощущение его изменения.Чем ниже абсол. порог, тем выше чувствительность.2.Адаптация – приспос-иеанал-в к усл.внеш.среды.3.Взаимодействие ощущений – слабые по интенс. Раздражения одного ан-раповыш-т чувст-ть др., сильные наоборот понижают её. Качества восприятий: 1.Целостность(целостный образ предмета,даже если не видел но знаем что он такой) 2.Константность(постоянство по форме, цвету величине солнце, море) 3.Осмысленность- понимание сущн. предметов.4.Апперцепция – зависимость восприятия от жизн.опыта, интересов, профессии, ценност.ориентаций. 5.Выделение фигуры из фона(то что нах.в центре-фигура, остальное фон-педагог-фигура,мы-фон).
Виды:1.По осн.модальности: Зрит , слух,осязат,обонят,вкус.2.По форме существования восприятие: Времени,постр-ва,движения
В.12.Охарактеризуйте развитие памяти в разные периоды детства. Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Память в дошк. возрасте. В дошкольном возрасте основная память – образная.Ребёнок выдел. Наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, более важные.Запоминание и воспроизведение проходит быстро, но бессмысленно. Малыш перескакивает с одного признака предмета на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а главное забывает.Двигательная-движения становятся сложными-образец взрослого.Словесная- разв. В процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении лит.произведений,рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.Непроизвольная-запоминают яркость, привлекательность(вкл.сюрпризные моменты).К 4 годам появл. Элементы произвольности, появл.цель(мне надо запомнить).Развиваются приёмы запоминания,понимает материал который надо запомнить. К 5 годам реб.успешно контролирует себя, стремится к полному и точному воспроизведению(текст сказки).Появл.личные воспоминания. Следовательно,память ребёнка – это его интерес,т.е.он будет лучше запоминать, что ему интересно.Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение способствует возникновению и поддержанию интереса, обеспечивая запоминание.
В.30.Раскройте и охарактеризуйте особенности учебно – воспитательной работы с одарёнными детьми дошкольного возраста. Способности – это индивидуальные способности людей от которых зависит приобретение ими ЗУН. Виды-1. Природные(биологческие)память,мышление,внимание.
2.Общие спос-ти-это качества человека, кот.обеспечивают относительную лёгкость в овладении ЗУН. 3. Спец. спос-ти определ.успехи человека в специфич.видах деят-ти(матем-х, лингвистических-ин.яз.) По уровню разв.способ-ей разл.людей: Способных,(быстро овладевают конкретной деятельностью и достигают в ней высоких результатов) талантливых (более высокий уровень развития способности), гениальных(это высшая степень развития таланта). Выделяют общую и специальную одаренность. Общая одаренность, представляет собой уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Специальная одаренность предполагает обладание потенциалом к высоким достижениям в конкретной сфере деятельности в силу выдающихся способностей. Природными предпосылками способностей явл. Задатки, м.б. врождёнными и при обретёнными. Некоторые задатки уже проявл. в ран. возр. – музыкальные, изотворчество. Главное условие развития способностей и одаренности — наличие деятельности, которая должна быть разнообразной по содержанию и используемым формам работы. Для развития одаренности детей необ-мо осущ. дифференциацию и индивидуализацию обучения. Разраб-ся спец. программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и др. личностных качеств. Главное в воспитании одаренного ребенка – это предоставление ему возможности развивать таланты и контроль за его всесторонним развитием. Ведь если кроха будет заниматься только рисованием, никто другой не выучит за него стихотворение и не решит примеры по математике
.
В.13.Охарактеризуйте развитие внимания в разные периоды детства. Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или деятельности.Развитие внимания в раннем детстве(1-3).Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребёнок;Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании лит.произведений, внимателен к слову, речи;Под влиянием речи у ребёнка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;Внимание слабо сконцентрировано, неустойчиво, набл-ся трудности переключения и распределения, невелик объём;Развитие внимания в дошк. возрасте:Значительно возрастают, его концентрация, объём, устойчивость;Складываются эл-ты произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;Внимание становится опосредованным;Появляются элементы послепроизвольного внимания.Рекомендации по развитию внимания:Руководство внимания ребёнка со стороны взрослого (указания).Материал должен быть интересным и эмоциональным.
В.14.Дайте определение «воображению», назовите виды. Охарактеризуйте развитие воображения в дошкольном возрасте. Воображение-способность представить отсутствующий или реально несуществующий объект,удержать его в сознании и мысленно манипулировать им.Виды:-пассивное-создаются образы, но не реализуются в жизни(сказка);-активное-создание образо, которые потом реализуются; продуктивное творчество(дет.рисунки); -репродуктивное (воображение в продуктах которого много известного+отдельные элементы нового);-галлюцинация(воображение,которое рождается из-за изменённого сознания человека:гипноз,забол,алкоголь);-мечта-продукты воображения нацелены на ближайшее будущее, м.б.осуществленна;-грёзы-несбыточная мечта;-сновидения-пассивное воображение во сне;-произвольное-целенаправленное воображение;-непроизвольное-образы создаются при ослабленной деятельности сознания (сон,дремота,расстройство воображения);- воссоздающее (воспроизводящее)-процесс воссоздания образа по описанию ,схеме,географической карте;-творческое-создание новых образов(рисунки). Приёмы преобразования представлений в воображение: 1.агглютинация-соединение каких-то частей от 2 или нескольких предметов в одно целое(котопёс, русалочка);2.преувеличение(преуменьшение)-приём,с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека(мальчик-с-пальчик-добрый, великан-злой);3.акцентирование-выделение в образе какой-то одной ярко выраженной полож.или отриц.черты(карикатуры); 4.типизация-создание одного образа из многих; 5.аналогия-построение образа по принципу подобия(ковёр-самолёт, скатерть-самобранка). Воображение у детей-у новорождённых воображение ещё нет, для развития необходимо накопление опыта, расширение круга представлений об окруж.среде.Ранний возраст-пассивное-воссоздающее (знания не использует) и непроизвольное(не ставит цель).В 3-4 г-появляется творческое воображение(рисунки, сказки), появляется непосредственный характер(начинает играть в куклы, машинки).Для ст.дошк-в воображение имеет важное значение для подготовки к школе.
В.15.Раскройте закономерности психического развития. Назовите возрастную периодизацию (Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович). Дайте определение основным понятиям развития (ведущая деятельность, сенситивный период, возраст, кризис возрастного развития). Приведите примеры. 1.Возраст– это кач-но своеобразный период физ, психологического,поведенческого развития, характер-ся присущими только ему особенностями. Возраст:-физич.(паспорт.)- время жизни чел.в год, мес, днях, с момента рождения.-психолог. –указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.-биолог. – насколько выглядит человек.2.Сенситивный период – это наиболее благопр. период для формир.каких-либо психол-х св-в или качеств.(разв.речи-сенсит.период-ран.возр.)3.Ведущая деятельность –гл.деятельность в опред. возрасте, в которой чел.наил.образом всесторонне развивается. 4.Кризис возрастного развития – переход из одн. возраста в др, кот.связан с изм. физ.данных и психологических характеристик человека.Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.
Возр. | Название возраста. | Ведущая деятельность. |
0-1мес. | Период новорожден. | Эмоц-но-лич.общен.с близкими. |
1мес-1г. | Младенчество. | Эмоц-но – личностное общение с близкими.(уход за ним) |
1-3лет. | Ранее детство. | Предметно – манипул. деят-ть, реб. познаёт мир предм., их назван, назнач, учится манип-ть с ними. |
3 -6(7)лет | Дошкольный возраст. | Игра – авторитет – родитель. |
6(7)-10(11) | Мл. школьный возраст. | Учение,авторитет -учитель. |
10(11) -14(15) | Средний школьный возраст –подросток. | Учение, общест-полез. деят-ть(секции),интимно – личн.общ-е со сверс(дружба), авторитет – сверстник. |
15-16 до17-18 | Ст.шк.возр.(ран. юность | Учебно – проф. деят-ть |
18 – 21 г | Юность. | Учится, работает. |
22–60 л. | Взрослый. | Работа. |
61– 74 г. | Пожилой. | По интересам. |
75–79 л. | Старческий. | По интересам. |
90 л. | Долгожители. | По интересам. |
В.28.Назовите и охарактеризуйте составные компоненты психологической готовности ребёнка к школе. Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Нужны и знания и умения, и желание учиться и способность устанавливать содержательные контакты с учителями и сверстниками. Под псих. готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка в условиях обучения в коллективе сверстников. Компоненты:1.физическая готовность (частота заболеваний, гр.здоровья) 2. мотивационная готовность (школьная атрибутика, общение со сверстниками, познав.интерес- хочу всё знать) 3. личностная готовность – кризис 7 лет- появление новой социальной роли «Я- школьник». 4. интеллектуальная готовность, - определяется уровнем мышления (развитость),- элементы произвольного внимания и памяти. 5. волевая готовность- произвольность поведения и психическая готовность 6. коммуникативная готовность- умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В.16.Дайте определение «способностям», «задаткам». Назовите виды способностей. Сформулируйте условия формирования способностей у дошкольников. Способности – это индивидуальные способности людей от которых зависит приобретение ими ЗУН. Способности зависят от наследственных характеристик. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления Виды-1. Природные(биологческие)память,мышление,внимание. 2.Общие спос-ти-это качества человека, кот.обеспечивают относительную лёгкость в овладении ЗУН. 3. Спец. спос-ти определ.успехи человека в специфич.видах деят-ти(матем-х, лингвистических-ин.яз.). Природными предпосылками способностей явл. Задатки, м.б. врождёнными и при обретёнными. Некоторые задатки уже проявл. в ран. возр. – музыкальные, изотворчество. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Становление и развитие способностей — это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.