Файл: В. Назовите предмет, задачи и отрасли психологии, раскройте её связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.27.Охарактеризуйте психофизическое развитие ребёнка в раннем возрасте(1-3)Ведущая дея-ть предметно- манипулятивная, ребенок познает мир предметов- знакомится с предметами, их назначениями, начинает с ними действовать. Эмоции: неустойчивые, кратковременные, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. К концу р.в. начинают разв. высшие чувства. Самосознание – образ «я» формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности, новые знания о самом себе в процессе контакта с другими. Узнает себя в зеркале- начальный этап становления самосознания. К 3 годам «я» формируется первичная самооценка. Осознает свою половую принадлежность. Психическое развитие - по мере освоения предметных действий восприятие становится более точным и полным, постепенно форм-ся дифференциальная чувствительность, направленная на тонкое различие градаций признаков одной и той же сенсорной модальности. Практич. освоение ребенком пространства в процессе передвижения преобразует всю структуру его пространственного восприятия. Внимание – фор-ся под влиянием овладения ребенком ходьбой - увеличение количества объектов восприятия - увеличение объема внимания, устойчивость внимания, сосредоточение на словах, фразах. Слово начинает выступать как средство привлечения внимания ребенка и спос-ет развитию произвольного внимания. Внимание у детей р.в. непроизвольное.Память-выделяется из процесса восприятия, запоминает то, что ему интересно. Начинает разв. словесно- смысловая память. Речь-постепенный переход от пассивной речи к активной, рост словаря, развития понимания и произношения. Особенности памяти: обогащает содержание представлений, появляется новый процесс – воспроизведение. Мышление: возникает и функционирует в предметной деятельности, установление связей, практические задачи, сравнение и обобщение.

1   2   3


В.17.Дайте определение, что такое «девиантное поведение». Назовите причины и основные формы девиантного поведения в дошкольном возрасте.Д. п. — это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Негативное д.п. приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет. Т.о., д.п. — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. Существуют общие причины д. п. для всех групп “риска”:1. Социальное неравенство-расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция;2. Морально-этический фактор- низкий морально-нравственный уровень общества, бродяжничество, распространении наркомании, взрыв насилия и правонарушениях; 3. Окружающая среда- молодые девианты в большинстве своем дети из неблагополучных семей; 4.Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учёбе, неумение строить взаимоотношения с окружающими; 5.Наследственность(травмы); 6.Обучение и воспитание(гипоопёка и гиперопёка).


В.19.Дайте определение, что такое «характер». Раскройте взаимосвязь характера и темперамента. Раскройте формирование характера в дошкольном возрасте.Характер это совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к действительности. Характер человека всегда получает со стороны общества моральную оценку. Черты характера: - выражающие отношение человека к самому себе (робость, застенчивость, гордость);- к другим людям (честность, гуманность, отзывчивость);- отношение к деньгам, вещам (аккуратность, бережливость, жадность);- к препятствиям (целеустремленность, выдержка, упорство);- отношение к труду (леность, трудолюбие). Хотя характер не врожден, но ряд природных особенностей организации человека влияет на его проявление и формирование. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию черт характера. Например-выдержка и самообладание могут тормозить природную склонность к взрывным реакциям у холериков. Павлов рассматривал характер как сплав врожденных и приобретенных форм поведения и при этом не подчеркивал решающее значение среды и воспитанию в формировании характера. Наиболее благоприятный период для формирования характера. Методы обучения и воспитания характера: чтение, примеры героев, беседы, приучение, упражнения,наказания




В.20. Дайте определение, что такое «акцентуации характера». Охарактеризуйте типы акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный.Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего человек уязвим к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим.Возбудимый-повышена речевая и двигательная активность-стремление к лидерству, хочет всё и сразу, неусидчивый, недисциплинированный, склонный к мелким правонарушениям, неразборчивый в выборе знакомств; неряшливость, стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизму. Аффективный- Крайняя эмоциональная неустойчивость, вспышки по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются, повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость, конфликтность. Неустойчивый- противоречивость поступков, частая смена настроения. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость Отношение к людям неустойчивое. Искренни и прямолинейны. Тревожный- Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям ."Слабое место" этого характера - неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках.


В.21.Дайте определение «воли».Воля - это спос-ть человека сознательно и целенаправленно регулировать и контр-ть свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать псих. и физ. возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Условия развития волевых качеств: 1.Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь. Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним. 2.Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.3.Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость. 4.Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.



В.22.Дайте определение «мышлению». Мышление- процесс познания мира,связано с наличием проблемной ситуации, которую надо решить. Мыслительные операции – умственные действия, используемые в процессе мышления.М. О.- 1.Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков и свойств.2.Синтез – мысленное соединение частей(пазлы, конструктор). 3.Сравнение – это мысленное установление сходства и различия (времена года). 4.Обобщение – мысленное объединение предметов, на основе общих свойств и признаков (мебель, животные, посуда). 5.Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо свойств, признаков предметов, явлений.6.Конкретизация – выделение главного из общего.7.Классиф-ия –мысленное разъединениие и последующее объединение предметов, в группы, по определённым признакам(повар-поварёшка, музыкант-инструменты). Виды мышления: 1.Наглядно действенное- я выполняю на основе образа(смотрю и выполняю с воспитателем). 2.Наглядно образное – выполняю на основе сложившихся представлений(реб.выполн. по памяти) 3.Словесно-логическое(теоретическое),ребенок решает задачу, самый высокий уровень развития. Формы мышления:1.Понятие – выраженная в слове мысль, об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности(растение).2.Суждение высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями, событиями.3.Умозаключение –из одного или нескольких суждений выводится новое суждение(вывод). Сначала возникает наглядно –действенное, потом наглядно-образное.


В.26.Охарактеризуйте психическое развитие ребёнка в младенческом возрасте.0 мес.-физиологический кризис новорождённости-отдаление реб.от матери. Комплекс оживление(улыбка, вскидывание рук и ног)-когда он это делает, то кризис нов-ти прошёл и он перешёл к младенчеству. 1мес.-1 год(младенчество)вед.вид деят-ти эмоционально-личностное общение со взрослыми.Новообразование(чего не было, но появилось)-к году произносит первые слова, осваивает произвольные действия с предметами. Речь до года пассивная, но именно в это время закладыв. основы речев.навыков(гуление, плач,воркование,лепет). Активная к 1.6-2годам,(у дев.раньше) запас слов около 30.Рекомендации:следует говорить чётко, рассказывать или читать сказки, показывать и назыв.предметы.Предметная деят-ть:3 мес.-движущийся глаз, перемещение в пространстве, ползание, хватание,манипулиров. предметом. Осваивает: назначение предмета благодаря взрослому, технику выполнения и способы действия с предметами. Формируется чувство привязанности: ищет близости с любым человеком, учится отл.знак. от незнакомых. Умственное развитие:реб.до года нах-ся в первом периоде умств.развития. Сенсоматорный-знания о людях и окр.предметах складыв. на основе инф-ии полученной от собственных органов чувств и случайных движений. В этом возрасте у него формир-ся чувство доверия и недоверия к окр.миру




В.29.Назовите основные направления коррекционной работы с дошкольниками девиантного поведения. Наиболее частыми поведенческими отклонениями являются: социальная дезориентация, негативное самопредъявление, проявление агрессии. Социальная дезориентация - причиной поведенческих отклонений служит не владение социальными нормами, в ран.возрасте-отставание в развитии, в дошк.-не умеют играть. В семье и в гостях нет единства требований, безобразничает, хулиганит, не выполняет требования. В дошк. возр. социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:- четко формулировать требования; они д.б. просты и понятны ребенку;- использовать меньше запретов;- поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;- разъяснять ребенку «плохое» поведение; - обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем. Негативное самопредъявление - т.е. ярко выраженная демонстративность(обратите на меня внимание). Такая форма поведения в дошк. возр. нередко выступает в форме избалованности и капризности. Коррекция;-обращать внимание не тогда когда он плохой, а когда хороший;-лишить просмотра tv и молча удалиться;-необходимо найти сферу в кот. реб. может реализовать свою демонстративность(выступление). Агрессия: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная - направленная (сплетни, злоба, шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.); раздражение (вспыльчивость, грубость). Причинами, влияющими на проявление агрессии являются:- введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют осуществлять ребенку задуманное или реализовать свои желания;- недостаточная произвольность и осознанность поведения либо эмоциональных нарушений;- наследственно-характерологические факторы (предрасположенность к агрессивному поведению, психопатоподобное, эпилиптоидное аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников);- некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга (минимальная мозговая дисфункция, травмы головного мозга и др.);- влияние социального окружения (семья, окружающие дети, средства массовой информации). Важным средством предупреждения агрессивного поведения у детей является работа с родителями, которую целесообразно строить в двух направлениях: информирование о проблеме (беседы, лекции, сообщения на родительских собраниях, в виде наглядной информации); обучение эффективным способам общения с ребенком, которую может проводить как воспитатель, так и педагог-психолог.