Файл: Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида для данной области, города, села.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фон предмета чаще не окрашен, имеет цвет дерева, но встречаются композиции на черном фо­не (кони-качалки), красном, зеленом, синем (крес­ло-качалка, декоративные панно). Основу узора рисуют большими кистями - большие пятна, а за­тем тонкими кистями украшают цветы, листья, птиц. В конце росписи оживляют белым цветом, черным, в последних работах стали использовать желтый цвет. Готовые изделия покрывают лаком.

Народные мастера стремятся к радостной гам­ме цветов, к богатству и разнообразию форм, сво­бодному равновесию композиции. В узоре выде­ляется несколько вариантов композиции: чередо­вание цветов и листьев, расположение цветов в виде гирлянды, где в середине крупный цветок, по краям по одному или по два цветка, симметрич­ная композиция с птицами и свободная, где дает­ся как бы веточка - большой цветок, а затем все меньше и меньше.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
В Нижегородской (Горьковской) области в го­роде Семенове и селе Семине находится центр со­здания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. Сюда свози­ли на ярмарку выточенные на токарном станке ча­ши, миски, ложки разной формы и размеров - они и теперь широко распространены, а также де­коративные панно, детскую мебель, столы, стулья. В основу современной посуды вошли традицион­ные типы русской деревянной посуды - братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы.

Хохломские изделия изготавливают из липы, березы, ольхи, осины. Сначала это белые предметы, их просушивают, подготавливают к росписи, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками. После росписи изделия покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда и название хохломы - золотая, огнен­ная.

Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки. Постепенно их украшает пушистая травка, вплетаются изображения цветов, спелых ягод, листиков.

В этих элементах узора отражается красота русской природы, родного края, преобразованная в фантастические образы. Мелкая травушка стелется, кудрявится на круглых бочках чашки, пыш­ные кустики, алые травинки словно склонились от порыва ветра. Травка кудреватая, если по две тра­винки - сестрички, если по три травинки - ку­стики - так называют их мастера.

«Не пиши тесно, пусть кустик свободно рас­кинет свои листья, словно человек, которому жи­вется на земле привольно», — учили старые ма­стера. Травка различная — изогнутая, с острыми закругленными мазками. Дополняется она круче­ными усиками, на которые нанизаны крохотные ягодки-росинки и листочки.


В узор включают изображения птиц и рыбок. Птицы величавы, огненным языком разметались пышный хвост и распростертые крылья. Красный цвет в народе — это красивое, символ огня. Его зовут жарким, о нем говорят: «Горит», «Сверка­ет».

Хохломская роспись выполняется от руки ки­стью без предварительной прорисовки каранда­шом. Травка — легкие мазки, сквозь которые про­свечивается золотой фон предмета. Роспись мас­тер наносит быстро, с маху. Одно движение кис­ти — и возникает длинный гибкий и изящный сте­белек, травка.

Хохломская роспись делится на несколько ти­пов: травная роспись, или травка, под фон, кудрина.

Роспись праздничная, нарядная, а декоратив­ность достигается красным, желтым (золотым), черным цветом — типичное сочетание для рус­ского народного искусства. Зеленый цвет хохломской росписи вводится осторожно, он как бы в тени, не бросается в глаза, но заполняет прост­ранство, создавая мягкий переход к фону.

Узор тесно связан с формой и величиной из­делия, его назначением. В зависимости от того, где расположен узор, меняется и его построение: мелкий узор на небольших предметах (ложках), крупный - на столах, стульях, декоративных пан­но. Узор крепко держится на стебле, который за­вивается, стелется по изделию то как волнистая линия, то как завиток.

Пишут мастера свои веселые узоры людям на радость.

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
В деревне Жостово Московской области нахо­дится Жостовская фабрика декоративной росписи.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квад­ратные, прямоугольные, треугольные, фигурные - фестончатые, гитарные. Изготавливаются подносы из железа, штампуются и покрываются черным ла­ком, однако подносы бывают и красного, зелено­го, синего цветов.

Многоцветные букеты, венки, гирлянды укра­шают поднос. Это цветы - розы, мак, шипов­ник, астры, тюльпан, василек, реже натюрморт с фруктами.

Цветы выступают из ночной темноты фонов яр­кими красочными переливами. У каждого мастера свой стиль, но общий стиль промысла узнаваем сразу. Жостовская роспись - это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с на­туры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Они ус­ловны, используются приемы, отобранные жостовскими мастерами. На подносе цветы выглядят жи­выми. Определена последовательность построения узора, использования традиционных приемов рос­писи. Подносы украшаются крупными цветами (ро­зы, георгины), а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовы­ваются, и появляются стебли букетов, листья, тра­винки.



Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как просвечивает черный фон. Пу­стоты между цветами и листьями заполняются бо­лее мелкими листочками и стебельками.

Мастер все время уточняет форму букета, цве­ты словно наливаются соком, становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мел­кая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму - орнамент по краю подноса (легкие за­витки, волнистые, хитро переплетающиеся линии).

Подносы покрываются лаком, поверхность их зеркальная. Жостовские подносы как декоратив­ные панно вносят в наш дом праздничность.
ГЖЕЛЬ
Гжель - это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла.

Гжельские мастера создают разные изделия, но наиболее известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мас­тера перенесли на свои изделия голубое небо, си­ние леса, белый снег. Это посуда - чайники, кув­шины, кружки, масленки, медовницы, сахарницы и пр. Иногда сосуду придается форма животно­го - козла, барана, рыбы (например, кит), со­лонка - курочка. Форма причудливая, сосуды с двумя носиками, кувшины с туловом в виде буб­лика. Решена форма обобщенно, одна часть мяг­ко переходит в другую.

Изделия украшают скульптуры, которые раз­мещаются на крышке сосуда, носик чайника или ручка напоминает птицу. Но скульптура существу­ет и отдельно, изображая народные сюжеты - гулянья, чаепития, катание на санках, сказочные образы.

Посуда и скульптура расписываются узором. У каждого мастера своя манера, свой почерк, но со­храняются традиции узора, цвет.

Орнамент растительный: цветы лилий с изящ­но отогнутыми лепестками, полураспустившиеся розы, цветущий мак, лотос, ромашки, незабудки, колокольчики, трилистники, пышные травки, лис­тики, тонкие стебли, изгибающиеся под тяжестью бусинок-ягод. Цветы собраны в букет или круп­ный цветок, от которого отходит веточка с буто­ном, листочками.

Узор ритмично размещен на поверхности пред­мета. Мастера добиваются связи росписи с фор­мой предмета, его назначением. Поворачивая из­делие, можно видеть повторение росписи; если предмет плоскостной, то роспись наносится с двух сторон.

В узоре крупные пятна цветов сочетаются с тонкими, плавно изогнутыми стеблями. Орнамент растительный, но гжельские мастера, как все на­родные мастера, не копируют природу, не подра­жают ей, а учатся у нее, создавая свои необыч­ные цветы. Сочетание синего и оттенков голубо­го цвета на белом фоне посуды, скульптуры со­здает неповторимый колорит росписи.


Роспись ведется быстро, без исправлений. Сна­чала это широкие мазки, свернутые в тугие буто­ны, которые раскрываются в пышные цветы. Мяг­кая кисть быстро создает узор. Затем следует на­ведение стебля, мазочки листьев, графика штри­хов, росчерки, изящные, тонкие прописки.

После росписи изделия покрываются глазурью. Роспись оказывается под глазурью, поэтому и на­зывается подглазурной. Потом изделия обжигают­ся, после чего становятся блестящими.

Любуясь замечательными гжельскими издели­ями - посудой, скульптурой, неповторимостью их узора, видим, как рука мастера украшала предме­ты. Очень любят гжельские мастера дополнять скульптуру словами из песен, поговорок, что еще ближе соединяет этот промысел с народным твор­чеством.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искус­ство, 1975.

  2. Вишневская В. М. Хохлома. - Л.: Искусство, 1969.

  3. Гжель. - М.: Планета, 1982.

  4. Городецкая живопись. - Л.: Аврора, 1970.

  5. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Ху­дожник РСФСР, 1986.

  6. Дымковская игрушка. - М.: Планета, 1971.

  7. Дьяконов Л. Дымковские глиняные расписные. - Л.: Ху­дожник РСФСР, 1964.

  8. Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. - М.: Изобрази­тельное искусство, 1977.

  9. Рогов А. П. Тарарушки-тарарушки - это русские игруш­ки. - М.: Малыш, 1986.

  10. Семенова Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца. - М.: Советский художник, 1972.