Файл: Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида для данной области, города, села.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фон предмета чаще не окрашен, имеет цвет дерева, но встречаются композиции на черном фоне (кони-качалки), красном, зеленом, синем (кресло-качалка, декоративные панно). Основу узора рисуют большими кистями - большие пятна, а затем тонкими кистями украшают цветы, листья, птиц. В конце росписи оживляют белым цветом, черным, в последних работах стали использовать желтый цвет. Готовые изделия покрывают лаком.
Народные мастера стремятся к радостной гамме цветов, к богатству и разнообразию форм, свободному равновесию композиции. В узоре выделяется несколько вариантов композиции: чередование цветов и листьев, расположение цветов в виде гирлянды, где в середине крупный цветок, по краям по одному или по два цветка, симметричная композиция с птицами и свободная, где дается как бы веточка - большой цветок, а затем все меньше и меньше.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
В Нижегородской (Горьковской) области в городе Семенове и селе Семине находится центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. Сюда свозили на ярмарку выточенные на токарном станке чаши, миски, ложки разной формы и размеров - они и теперь широко распространены, а также декоративные панно, детскую мебель, столы, стулья. В основу современной посуды вошли традиционные типы русской деревянной посуды - братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы.
Хохломские изделия изготавливают из липы, березы, ольхи, осины. Сначала это белые предметы, их просушивают, подготавливают к росписи, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками. После росписи изделия покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда и название хохломы - золотая, огненная.
Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки. Постепенно их украшает пушистая травка, вплетаются изображения цветов, спелых ягод, листиков.
В этих элементах узора отражается красота русской природы, родного края, преобразованная в фантастические образы. Мелкая травушка стелется, кудрявится на круглых бочках чашки, пышные кустики, алые травинки словно склонились от порыва ветра. Травка кудреватая, если по две травинки - сестрички, если по три травинки - кустики - так называют их мастера.
«Не пиши тесно, пусть кустик свободно раскинет свои листья, словно человек, которому живется на земле привольно», — учили старые мастера. Травка различная — изогнутая, с острыми закругленными мазками. Дополняется она кручеными усиками, на которые нанизаны крохотные ягодки-росинки и листочки.
В узор включают изображения птиц и рыбок. Птицы величавы, огненным языком разметались пышный хвост и распростертые крылья. Красный цвет в народе — это красивое, символ огня. Его зовут жарким, о нем говорят: «Горит», «Сверкает».
Хохломская роспись выполняется от руки кистью без предварительной прорисовки карандашом. Травка — легкие мазки, сквозь которые просвечивается золотой фон предмета. Роспись мастер наносит быстро, с маху. Одно движение кисти — и возникает длинный гибкий и изящный стебелек, травка.
Хохломская роспись делится на несколько типов: травная роспись, или травка, под фон, кудрина.
Роспись праздничная, нарядная, а декоративность достигается красным, желтым (золотым), черным цветом — типичное сочетание для русского народного искусства. Зеленый цвет хохломской росписи вводится осторожно, он как бы в тени, не бросается в глаза, но заполняет пространство, создавая мягкий переход к фону.
Узор тесно связан с формой и величиной изделия, его назначением. В зависимости от того, где расположен узор, меняется и его построение: мелкий узор на небольших предметах (ложках), крупный - на столах, стульях, декоративных панно. Узор крепко держится на стебле, который завивается, стелется по изделию то как волнистая линия, то как завиток.
Пишут мастера свои веселые узоры людям на радость.
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
В деревне Жостово Московской области находится Жостовская фабрика декоративной росписи.
Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, треугольные, фигурные - фестончатые, гитарные. Изготавливаются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, однако подносы бывают и красного, зеленого, синего цветов.
Многоцветные букеты, венки, гирлянды украшают поднос. Это цветы - розы, мак, шиповник, астры, тюльпан, василек, реже натюрморт с фруктами.
Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. У каждого мастера свой стиль, но общий стиль промысла узнаваем сразу. Жостовская роспись - это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Они условны, используются приемы, отобранные жостовскими мастерами. На подносе цветы выглядят живыми. Определена последовательность построения узора, использования традиционных приемов росписи. Подносы украшаются крупными цветами (розы, георгины), а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки.
Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как просвечивает черный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками.
Мастер все время уточняет форму букета, цветы словно наливаются соком, становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму - орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, хитро переплетающиеся линии).
Подносы покрываются лаком, поверхность их зеркальная. Жостовские подносы как декоративные панно вносят в наш дом праздничность.
ГЖЕЛЬ
Гжель - это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла.
Гжельские мастера создают разные изделия, но наиболее известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда - чайники, кувшины, кружки, масленки, медовницы, сахарницы и пр. Иногда сосуду придается форма животного - козла, барана, рыбы (например, кит), солонка - курочка. Форма причудливая, сосуды с двумя носиками, кувшины с туловом в виде бублика. Решена форма обобщенно, одна часть мягко переходит в другую.
Изделия украшают скульптуры, которые размещаются на крышке сосуда, носик чайника или ручка напоминает птицу. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюжеты - гулянья, чаепития, катание на санках, сказочные образы.
Посуда и скульптура расписываются узором. У каждого мастера своя манера, свой почерк, но сохраняются традиции узора, цвет.
Орнамент растительный: цветы лилий с изящно отогнутыми лепестками, полураспустившиеся розы, цветущий мак, лотос, ромашки, незабудки, колокольчики, трилистники, пышные травки, листики, тонкие стебли, изгибающиеся под тяжестью бусинок-ягод. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листочками.
Узор ритмично размещен на поверхности предмета. Мастера добиваются связи росписи с формой предмета, его назначением. Поворачивая изделие, можно видеть повторение росписи; если предмет плоскостной, то роспись наносится с двух сторон.
В узоре крупные пятна цветов сочетаются с тонкими, плавно изогнутыми стеблями. Орнамент растительный, но гжельские мастера, как все народные мастера, не копируют природу, не подражают ей, а учатся у нее, создавая свои необычные цветы. Сочетание синего и оттенков голубого цвета на белом фоне посуды, скульптуры создает неповторимый колорит росписи.
Роспись ведется быстро, без исправлений. Сначала это широкие мазки, свернутые в тугие бутоны, которые раскрываются в пышные цветы. Мягкая кисть быстро создает узор. Затем следует наведение стебля, мазочки листьев, графика штрихов, росчерки, изящные, тонкие прописки.
После росписи изделия покрываются глазурью. Роспись оказывается под глазурью, поэтому и называется подглазурной. Потом изделия обжигаются, после чего становятся блестящими.
Любуясь замечательными гжельскими изделиями - посудой, скульптурой, неповторимостью их узора, видим, как рука мастера украшала предметы. Очень любят гжельские мастера дополнять скульптуру словами из песен, поговорок, что еще ближе соединяет этот промысел с народным творчеством.
ЛИТЕРАТУРА
-
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975. -
Вишневская В. М. Хохлома. - Л.: Искусство, 1969. -
Гжель. - М.: Планета, 1982. -
Городецкая живопись. - Л.: Аврора, 1970. -
Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1986. -
Дымковская игрушка. - М.: Планета, 1971. -
Дьяконов Л. Дымковские глиняные расписные. - Л.: Художник РСФСР, 1964. -
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. - М.: Изобразительное искусство, 1977. -
Рогов А. П. Тарарушки-тарарушки - это русские игрушки. - М.: Малыш, 1986. -
Семенова Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца. - М.: Советский художник, 1972.