Файл: Планконспект проведения занятий по служебной подготовке в группе начальника.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник ОНД и ПР Белоглинского района
УНД и ПР Главного управления
МЧС России по Краснодарскому краю
майор внутренней службы
Е. А. Букреев
«___» _________________ 2022 года
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по служебной подготовке в группе начальника
ОНД и ПР Белоглинского района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
Тема № 5: «Система управления. Задачи и организационно – штатная структура органов управления по делам ГО и ЧС. Состав и задачи координирующих органов РСЧС, особенности их работы на различных уровнях РСЧС»
Вид занятия: классно-групповое занятие.
Отводимое время: 1 (ч.)
Цель занятия: изучить организационно – штатную структуру органов управления по делам ГО и ЧС и особенности работы координирующих органов РСЧС.
Литература, используемая при проведении занятия:
1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794;
2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о Гражданской Обороне в Российской Федерации»;
3. Гуменюк В.И. «Основы организации и ведения ГО в современных условиях»;
4. Бутков П.П. «Тактика сил РСЧС и ГО: Учебное пособие – СПб»;
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Учебный вопрос № 1. Задачи, структура и режимы функционирования РСЧС (15 мин.)
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Соответственно этому были определены ее главные задачи.
С декабря 1994 г. основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с положением об РСЧС, утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
1. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4. сбор и обработка информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмен информацией;
5. подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
6. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — резервы финансовых и материальных ресурсов);
8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
9. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основная цель создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - объединение усилий всех органов ветвей власти, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Структура РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом ”О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
РСЧС состоит из двух подсистем – функциональной и территориальной.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством РФ.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
Рис. Структура РСЧС
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обобщенная структура РСЧС представлена рисунком.
Рис.14. Структура РСЧС
Режимы функционирования РСЧС
Для функционирования единой системы установлено три режима:
- режим повседневной деятельности;
- режим повышенной опасности;
- режим чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности функционирует при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органов управления единой системы.
Режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.
Задачи РСЧС | |
1 | Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах |
2 | Осущестление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС |
3 | Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС |
4 | Сбор, обработка, выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен ею |
5 | Подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе организация разъяснительной профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах |
6 | Организация оповещения населения о ЧС и информирования населения о ЧС, в том числе экстренного оповещения населения |
7 | Прогнозирование угрозы возникновения ЧС, оценка социально-экономических последствий ЧС |
8 | Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС |
9 | Осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС |
10 | Ликвидация чрезвычайных ситуаций |
11 | Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций |
12 | Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации |
13 | Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах |
Учебный вопрос № 2. Координирующие органы РСЧС Задачи, структура и режимы функционирования РСЧС (15 мин.)
РСЧС состоит из пяти уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
На каждом уровне создаются:
координационные органы;
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС;
органы повседневного управления;
силы и средства;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения;
резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координационными органами единой системы являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований;