Файл: Учебное пособие для слушателей Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Центр инфо Бушуева Е. Б.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КОНФЛИКТОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для слушателей

Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования

«Центр ИНФО»

Бушуева Е.Б.

Нальчик 2022

 Аннотация

 Интернет-курс по дисциплине «Конфликтология» представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с современными технологиями управления и профилактикой межличностных конфликтов, стратегиями и тактиками переговоров как средства урегулирования конфликтов.

 Цель и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у обучающихся базовой системы психологических знаний, направленных на понимание особенностей предупреждения и управления межличностными конфликтами в процессе общения.

 Задачи дисциплины:

·     сформировать у обучающихся систему конфликтологических понятий и концепций;

·     предоставить знания о причинах и закономерностях стихийного развития межличностных конфликтов;

·     сформировать умение проводить нравственно-психологический анализ конфликтных ситуаций и психотипа собеседника;

·     выработать практические навыки по оптимальному реагированию на конфликтогенное поведение партнера;

·     развить навыки профилактики и управления внутриличностными и межличностными конфликтами.

 

Тема 1. Общие вопросы конфликтологии межличностного общения

 

Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить понятие общение как вид деятельности, ознакомиться с вербальными и не вербальными составляющими речи, определить понятие конфликта, ознакомиться с его подтипами, и выявить зависимость с психологической защитой.

 

Вопросы темы:

1.  Общение как вид деятельности. Отношения и общение.

2.  Вербальная и невербальная составляющие «знакового комплекса» в речи.

3.  Конфликтология в системе наук о человеке.

4.  Определение понятия «конфликт» и его структура. Проблема классификации конфликтов.

5.  Внутриличностный конфликт и психологическая защита.

6.  Деление социальных конфликтов на подтипы.

 

Вопрос 1. Общение как вид деятельности. Отношения и общение.


 

Существование множества различных определений понятия «общения», что связано с различными взглядами ученых на эту проблему.

В кратком психологическом словаре общение определено как сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

А.А. Бодалев предлагает следующее определение общения – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолировано, то есть общение как вид деятельности. Данную точку зрения поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

 

Общение – связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности – в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Содержание общения:

1.  передача информации;

2.  восприятие друг друга;

3.  взаимооценка партнерами друг друга;

4.  взаимовлияние партнеров;

5.  взаимодействие партнеров;

6.  управление деятельностью и т.д.

 

Имеется несколько классификацией функций общения.

В. Н. Панферов выделяет шесть функций общения:

1.  коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);

2.  информационная (обмен информацией между людьми);

3.  когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);


4.  эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью);

5.  конативная (управление и коррекция взаимных позиций);

6.  креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).

 

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

1.  инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);

2.  синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

3.  самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

4.  трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).

 

И дополнительные:

5.  экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);

6.  социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

7.  социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

 

В большинстве случаев выделяют три стороны общения:

1.  коммуникативный;

2.  интерактивный;

3.  перцептивный.

 

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

·     прием «нейтральной фразы». В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих;

·     прием «завлечения» – говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться;

·     прием «установления зрительного контакта» – пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

 

Интерактивная сторона.

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями, что позволяет партнерам реализовать некую общую для них деятельность.


Для эффективного взаимодействия важны адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой из них человек по-разному подает себя, и, если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено.

Различают три основных стиля взаимодействия:

1.  ритуальный;

2.  манипулятивный;

3.  гуманистический.

 

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой, то есть стиль приветствий, вопросов при встрече, любые ритуализированные ситуации: день рождения, свадьба, юбилей. Его целью является поддержание связей с социумом, представления о себе как о члене общества.

Человек, использующий манипулятивный стиль, стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «средств» для достижения своих целей.

Общение при гуманистическом стиле предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

 

Перцептивная сторона.

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление.

Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название – фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то – нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором «отношения к нам». Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека.


При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.

Главным средством общения является язык. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки делятся на:

·     интенциональные, то есть специально производимые для передачи информации;

·     неинтенциональные, то есть непреднамеренно выдающие эту информацию.

 

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

 

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает – отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение – это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.