Файл: Учебное пособие для слушателей Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Центр инфо Бушуева Е. Б.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение – его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

 

Вопрос 2. Вербальная и невербальная составляющие «знакового комплекса» в речи.

 

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка.

К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка. С ее помощью можно убеждать, информировать людей, и даже внушать определенную информацию.

Благодаря грамотно произнесенной речи у человека есть все перспективы получения выгоды, будь то новый контракт, новые клиенты и партнеры, лучшая работа (повышение), налаживание новых связей, встреча единомышленников.

Однако, несмотря на все достоинства слов и умение вести разговор, «язык тела» может выдать настоящие чувства и истинные эмоции. Вербальное и невербальное общение в связке формируют первое впечатление о человеке, позволяют влиять на людей, преподносить себя в выгодном свете.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

К невербальному общению относятся:

Мимика.

Все люди в процессе разговора могут закатывать глаза, дуть губы, морщить нос, лоб и т.п. Смысл некоторых из перечисленных явлений понятен интуитивно и не требует подробных пояснений. Постоянный отвод взгляда и избегание зрительного контакта чаще всего является признаком предвзятого отношения или обмана, может свидетельствовать и о неуверенности говорящего в произнесенных словах.

 

Жесты.

Взмахи руками, движения головой и прочее. Примером откровенной лжи является прикрытие собеседником рта, скрытие ладоней и почесывание носа. Не стоит зацикливаться и следить за каждым движением собеседника, ведь у человека может действительно чесаться нос (ухо). Выбирая стиль поведения на публичном выступлении, лучше предпочесть спокойную, в меру динамичную жестикуляцию. Вы не должны казаться суетным, но и безэмоциональное поведение вряд ли будет уместно для оратора. Используйте жесты как иллюстрацию к сказанному.


 

Пантомимика.

Осанка, смены позы, походка. В зависимости от походки, того какую позу занимает человек, как он держит осанку и голову, у общества складывается о нем определенное мнение. Гордые и высокомерные люди чаще всего имеют уверенную походку, они ходят с высоко поднятой головой и максимально правильной осанкой. Неуверенные в себе собственных силах – ассоциируются с сутулившимися и опустившими голову особами. Скрещивание ног и рук на груди всегда свидетельствует о замкнутости человека и его нежелании общаться – это всем известный факт. Выступая перед публикой, старайтесь выбирать максимально открытые позы, это поможет расположить к себе аудиторию.

Наше тело выражает наши же мыли, чувства, настроение, оценку. Но поскольку поза, жесты и мимика находятся на периферии, то наше сознание не может контролировать их полностью. И поэтому, наши слова могут говорить неправду, а тело лгать не умеет.

 

Вопрос 3. Конфликтология в системе наук о человеке.

 

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, и рядом других социальных и гуманитарных наук.

Не успев еще оформиться, как самостоятельная дисциплина, конфликтология начала «разветвляться» и специализироваться: педагогическая, юридическая, политическая конфликтология, социология конфликта, этнополитическая конфликтология, психология конфликта.

Взаимосвязь конфликтологии с другими науками можно представить в виде рисунка 1.

 



Рис. 1. Конфликтология в системе наук

 

Это свидетельствует о сложности, специфичности и комплексном характере данной дисциплины и отражает ее многофункциональную структуру и многообразие форм и процессов протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельности. Исследованием конфликтов занимаются одиннадцать научных дисциплин.

Особенно тесно конфликтология связана с социологией и психологией.

Многие другие области науки – история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука - дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций.

Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.


Намечаются возможности приложения к конфликтологическим проблемам математического аппарата. В математике конфликтные ситуации представляются в виде абстрактных математических моделей, которые могут интерпретироваться на реальных объектах, если удастся найти соответствие между свойствами моделей и свойствами этих объектов. Обычно подобное соответствие устанавливается лишь при введении каких-то упрощающих допущений относительно реальных объектов. Однако сложность человеческих конфликтов такова, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для их математического описания, делает эти описания малоинформативными.

Тем не менее, в экономике, спорте, военном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.

 

Вопрос 4. Определение понятия «конфликт» и его структура. Проблема классификации конфликтов.

 

Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что означает столкновение. Под конфликтом понимают столкновение интересов людей, групп, общностей. Борьба различных ценностей, интересов у одного и того же человека формирует особый тип конфликта – внутриличностный конфликт.

В социально-экономической литературе понятия «конфликт» и «спор» часто отождествляются, более того, в Российском законодательстве понятие «конфликт» подменено словом «спор». Если законодательство просто «обходит» слово «конфликт», то механическое отождествление этих двух понятий с позиций конфликтологии недопустимы, так как:

1.  Спор может затрагивать интересы хотя бы одной стороны, что создаёт конфликтную ситуацию. В этом случае спор – это внешнее проявление конфликта или способ выражения конфликта.

2.  Спор может не затрагивать интересы оппонентов, ограничиваясь лишь несовпадением позиций, взглядов, убеждений, мнений. В этом случае спор не является выражением конфликта.

3.  Конфликт не обязательно выражается в форме спора, имея возможность замаскироваться. Борьба за отстаивание собственных интересов или ущемление интересов других не обязательно проявляется в форме разногласий, столкновения мнений. Конфликт, не переходящий в спор, – это латентный конфликт.


 

С точки зрения конфликтологии, конфликты следует исследовать на различных стадиях их развития:

1.  На стадии предконфликтной ситуации.

2.  Непосредственно в самом конфликте.

3.  В послеконфликтной ситуации.

 

Конфликты чаще всего возникают в ситуации расхождения интересов, называемой предконфликтной ситуацией. Именно в этой ситуации происходит инцидент – событие, активное действие одной из сторон, направленное против интересов другой, которое приводит к конфликту. Инцидент может стать поводом, если такая активность воспринимается другой стороной как поступок, задевающий их интересы, и привести к конфликту. Есть достаточно примеров, когда нет никаких оснований считать, что произошел инцидент, тем не менее, другая сторона дело доводит до конфликта, поскольку у него есть повод для этого: это события, на самом деле не имеющие к конфликту отношения или вымышленные обстоятельства, в которых заложена угроза их интересам. Последнее означает, что иногда повод возникает и без инцидента.

После разрешения конфликта стороны переключаются на «реабилитационные» процедуры. Эта фаза называется послеконфликтной ситуацией. На этой стадии стороны прилагают усилия по устранению последствий конфликта, а также социально-психологической «разрядки» напряженности во взаимоотношениях.

Важно различить действующих лиц в конфликте. Их можно сгруппировать по следующим признакам:

·     по степени заинтересованности в конфликте;

·     по степени активности;

·     по силе влияния на конфликтную ситуацию;

·     по искренности.

 

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1.  объект конфликта;

2.  участники конфликта;

3.  социальная среда, условия конфликта;

4.  субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

 

Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

 

Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.
В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1.  внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

2.  межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;

3.  конфликт типа личность – группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;

4.  конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

 

Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством.

По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке:

1.  отдельные индивиды, выступающие от собственного имени;

2.  далее следуют коллективы;

3.  социальные слои;

4.  государство.

 

Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть, кто среди его участников.