Файл: Учебное пособие для слушателей Частного Учреждения Дополнительного Профессионального Образования Центр инфо Бушуева Е. Б.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.  Способ компромисса заключается в том, что одна из сторон немного уступает другой и настраивается на урегулирование разногласий через взаимные уступки. Этот способ эффективен, если ситуация важна для обоих, а участники конфликта обладают одинаковой властью.

 

Необходимо отметить, что все перечисленные стратегии реализуются через различные тактики. Так, стратегия – это набор макроскопических целей, а тактика – средство достижения этих целей. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза рассматривается обычно как деструктивная и недоброжелательная тактика, может быть использована в стратегии ухода или в стратегии конкуренции.

Основными тактиками поведения в конфликте, являются:

1.      Рациональное убеждение. Использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента.

2.      Захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.

3.      Физическое насилие (ущерб). Уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений.

4.      Психологическое насилие (ущерб). Оскорбление, грубость, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение.

5.      Давление. Предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж.

6.      Демонстративные действия. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства.

7.      Коалиция. Образование союзов, увеличение группы поддержки.

8.      Дружелюбное обращение. Корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрация готовности решать проблему, предложение помощи, оказание услуги.

9.      Заключение сделок. Взаимный обмен благами, обещаниями, уступками.

10.  Санкции, апелляция к власти. Использование взысканий и вознаграждений.

 

Тактики могут быть мягкими или жесткими.

Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны.

Жесткая тактика – вызывает неприятные последствия для оппонента, например: давление, неотменяемые обязательства.

Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым. Требования, просьбы относятся к тактикам непосредственного воздействия, а опосредованными тактиками могут быть дружелюбное обращение, введение партнера в состояние волнения. Можно выделять рациональные (рациональное убеждение, заключение сделок) и иррациональные (давление, заискивание, создание эффекта неожиданности) тактики.


 

Вопрос 3. Основные способы завершения конфликтов. Принципы, условия и основные способы конструктивного разрешения конфликтов.

 

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

·     Явное ослабление одной или обеих сторон, или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство.

·     Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и её осознание его участников. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не даёт преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно.

·     Обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и её способность подавить оппонента или навязать ему свою волю.

·     Появление в конфликте третьей стороны и её способность и желание прекратить противоборство.

 

С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичны из- них следующие:

1.  устранение (уничтожение) объекта конфликта;

2.  устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства;

3.  изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4.  участие в конфликте новой силы, способной завершить его путём принуждения;

5.  обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6.  переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

 

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1.  С точки зрения реализации целей противоборства:

·     победоносным;

·     компромиссным;

·     пораженческим.



 

2.  С точки зрения формы разрешения конфликта:

·     мирным;

·     насильственным.

 

3.  С точки зрения функций конфликта:

·     конструктивным;

·     деструктивным.

 

4.  С точки зрения эффективности и полноты разрешения:

·     полностью и коренным образом завершённым;

·     отложенным на какое-либо время.

 

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивным решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

·     затухание (угасание) конфликта;

·     устранение конфликта;

·     перерастание конфликта в другой конфликт.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Перечислите внешние и внутренние аспекте управления межличностными конфликтами.

2.  В чем суть стратегии прогнозирования конфликтов?

3.  Чем отличается «стратегия» от «тактики» поведения в конфликте?

4.  Какие ситуации побуждают к прекращению конфликта?

5.  Как влияет появление в конфликте третьей стороны?

6.  В чем различие понятий «завершение конфликта» и «разрешение конфликта»?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.: табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

2.  Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

3.  Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°, 2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

4.  Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л. Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. – ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/

 

Дополнительная литература:

1.  Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б. Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

2.  Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К, 2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

3.  Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

4.  Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 – ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

5.  Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

6.  Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В. Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. – Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/

 

Интернет-ресурсы:

1.  Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/

2.  Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru

3.  Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru

4.  Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/

5.  Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/

 

Тема 4. Стратегия и тактика коммуникативного поведения

 

Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: изучить стратегии линии коммуникативного поведения и тактики, определить психотипы общения и построение отношений.

 

Вопросы темы:

1.  Стратегическая линия коммуникативного поведения.

2.  Коммуникативная тактика и личностный психотип.

3.  Особенности общения и построения отношений с представителями разных психотипов.

 

Вопрос 1. Стратегическая линия коммуникативного поведения.


 

Для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения.

Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных случаях.

Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, то есть линию беседы.

Целью стратегии может являться:

·     завоевание авторитета;

·     воздействие на мировоззрение;

·     призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

 

Тактика речевого общения включает в себя:

·     привлечение внимания;

·     установление и поддержание контакта с партнером и воздействие на него;

·     убеждение или переубеждение адресата;

·     приведение его в определенное эмоциональное состояние и пр.

 

Тактика может меняться в зависимости от:

·     условий общения;

·     полученных сведений;

·     чувств и эмоций.

 

Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии.

Смена тактик в разговоре – мыслительная операция, которая нередко совершается интуитивно.

Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научиться применять их сознательно и эффективно.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо:

·     заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора;

·     научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы;

·     стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия;

·     оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования – подыгрывания или оказания противодействия.

 

Вопрос 2. Коммуникативная тактика и личностный психотип.

 

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента. Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.