Файл: Терроризм глобальная проблема современности к сожалению, терроризм.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовое регулирование международного сотрудничества
К международным средствам, используемым в борьбе с терроризмом, относятся некоторые международные органы и организации: ООН, Интерпол, международные организации экспертов. В известных пределах действует институт выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма, широко дискутируется в органах ООН и других международных организаций, среди учёных и политиков, вопрос о международном уголовном суде как средстве борьбы с международным терроризмом.
За последние десятилетия создана значительная юридическая база в виде многочисленных международных конвенций для борьбы с терроризмом. Позиция ООН в борьбе с международным терроризмом отражена в 12 международных конвенциях и в 46 резолюциях СБ ООН. В них предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различным видам и формам террористической деятельности. В частности, после нападений 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373.
Резолюция 1373 (от 28 сентября 2001 года) налагает на государства-члены ООН следующие обязательства:
• ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма;
• безотлагательно блокировать любые средства, имеющие отношение к лицам, которые совершают террористические акты;
• запретить все виды финансовой поддержки террористических группировок;
• отказывать террористам в убежище, средствах к существованию или иной поддержке;
• обмениваться с другими правительствами информацией о любых группах, совершающих или планирующих террористические акты;
• сотрудничать с другими правительствами в деле расследования, выявления, ареста, выдачи и уголовного преследования лиц, замешанных в совершении таких актов;
• ввести уголовную ответственность согласно внутригосударственным законам за активную или пассивную поддержку терроризма и привлекать нарушителей этих законов к судебной ответственности;
• стать как можно скорее участником соответствующих международных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом.
Конвенционное закрепление сотрудничество в борьбе с терроризмом получило в рамках Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, Организации американских государств и Организации исламской конференции.
На совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры «большой восьмёрки» (Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии, России) приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств.
Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.
Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Значение состоявшейся в Париже конференции заключается ещё и в том, что она внесла свой вклад в преодоление серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей этой профессии. Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.
Действия против угрозы международного терроризма должны носить двусторонний характер: международный и внутригосударственный. Меры, принятые на международном уровне, воспрепятствуют его внутригосударственным проявлениям, и наоборот. Все государства должны придерживаться единых правил, терроризм должен быть объявлен преступлением против человечества.
Необходимо:
• пересмотреть законы о международной торговле и принять к ним ряд поправок, ограничивающих торговлю газовыми центрифугами, обогащённым ураном и другими опасными «составными частями» оружия массового поражения;
• подвергнуть дипломатическим, экономическим и военным санкциям террористические государства, которые в своем большинстве имеют монокультурную, ресурсно-ориентированную экономику и поэтому могут ощутить последствия экономических санкций;
• нейтрализовать террористические анклавы: нельзя допустить проникновения террористов в районы, не являющиеся независимыми государствами, но служащие террористам зонами укрытия и поддержки (например, анклав «Хесболлы» на юге Ливана);
• заморозить в Западных банках финансовые средства террористических режимов и организаций;
• развивать сотрудничество международных служб безопасности, преодолеть взаимную подозрительность, координировать действия между службами разведки всех свободных стран;
• пересмотреть законодательство в целях принятия мер против стран, подстрекающих к насилию;
• ввести ограничения на владение оружием, его обязательную регистрацию, а также усилить контроль над оружием;
• ужесточить иммиграционное законодательство;-
• активно преследовать и ликвидировать террористические группы;
• воздерживаться от освобождения из тюрем лиц, признанных виновными в совершении террористических актов;
• обучать силы специального назначения для борьбы с терроризмом, а также обучать полицейских специальным приёмам и тактике подавления террористов;
• вести просветительскую работу, разъяснять широким массам населения программы борьбы с терроризмом.
Всеобъемлющий подход к искоренению международного терроризма предполагает задействование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. ООН и ведущие финансово-экономические организации и институты разрабатывают программы в целях обеспечения более сбалансированных недискриминационных условий мирового социально-экономического развития.
Было бы непростительной ошибкой отождествлять терроризм с какой-либо религией, национальностью или культурой. Необходимо налаживать диалог и взаимопонимание различных цивилизаций на базе общих ценностей защиты жизни и достоинства человека.
Источники финансирования терроризма
По последним данным, в мире насчитывается более 500 террористических организаций и движений. Большая часть из них имеет характер международных тщательно законспирированных сообществ фанатиков-единомышленников с железной дисциплиной, разветвлёнными связями и мощной финансовой поддержкой. Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до государств-спонсоров терроризма.
Один, давно очевидный, но по дипломатическим мотивам не обсуждаемый факт: без поддержки суверенных государств существование современного терроризма невозможно. Согласно исследованиям, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 миллиардов долларов. «Количество» терроризма породило его новое качество, а технический прогресс, придав ему новые возможности, потенциально уравнял с целыми государствами.
Террористические государства и террористические организации вместе образуют террористическую сеть, составные части которой поддерживают друг друга не только политически, но и оперативно. Поэтому недостаточно уничтожить террористов - следует демонтировать всю террористическую сеть. К режимам, покрывающим и финансирующим терроризм, должны применяться суровые политические, экономические и военные санкции.
Противодействие международной преступности и терроризму должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Необходим комплексный подход, в том числе блокирование активов, счетов любой корпорации, частного лица или благотворительной организации, если они имеют связи с террористами. Силовые действия против радикальных террористов должна предварять глубокая финансовая разведка.
Подлинная самостоятельность терроросреды появляется, когда за счёт первоначальной финансовой поддержки сторонников и спонсоров создана система базирования и тренировок и обеспечено самофинансирование. Главный способ самофинансирования - криминальная деятельность.. Сегодня основные источники финансирования терроризма - контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т.д.
«Экономически оформившийся» терроризм способен к серьезной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развертывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег - в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. Терроросреда и создаёт такой экономический сектор, именуемый ныне «серой экономикой».
Для бесперебойной работы серая экономика нуждается в «крыше» из вовлечённых чиновников, т.е. в налаживании коррупционно-лоббистских связей. Для расширения и совершенствования своей преступной деятельности террористы пользуются всё более широкой свободой перемещения по странам мира, либеральной эмиграционной политикой, расширением свободной торговли, новейшими средствами и сложнейшими технологиями отмывания денег.
О такой глобальной проблеме, как отмывание денег, следует сказать особо. Глобализация резко катализировала этот процесс. По данным МВФ, ежегодно в мире отмывается от 500 миллиардов до 1,5 триллионов долларов, что достигает 5% мирового валового продукта. В качестве примера активного противостояния этому явлению можно привести принятый в Израиле в 2004 году закон «О противодействии финансированию терроризма», ужесточающий ответственность за финансирование терроризма и существенно расширяющий полномочия властей в этой сфере.
Закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет за оказание финансовой помощи не только самим террористам, но и членам их семей, позволяет правоохранительным органам арестовывать имущество лиц, признанных иностранным государством виновными в террористической деятельности, даже если эта деятельность не направлена напрямую против Израиля.
Глобализация экономики привела к ситуации, когда государство и государственность повсюду в мире явно сдают позиции. Поток товаров и капитала охватил весь мир, а регулирование и контроль остаются в национальной компетенции. В результате экономика определяет политику.
Накоплено достаточно доказательств того, что мировой терроризм связан:
• с легальным бизнесом и крупным капиталом;
• с крупными мафиозными кланами;
• со спецслужбами.
В эпоху холодной войны террористические группы выполняли роль инструмента в противостоянии двух сверхдержав. «Аль-Каеда» Бин Ладена, пакистанское движение «Талибан», палестинский «Хамас» - порождения спецслужб, в силу логики исторического развития вышедшие из-под контроля и зажившие самостоятельной жизнью. Это лишь подчёркивает, как опасно делать ставку на ваххабизм и радикальный исламизм для достижения геополитических целей.
Вовлечение терроросреды в операции спецслужб неизбежно ведет к размыванию границ между ними. При этом терроризм вовсе не цель подобных образований, а всего лишь один из инструментов, применяемый «по мере необходимости». Такой процесс становления спецтерроросреды угрожает подмять под себя государственность. Наиболее известный пример - Колумбия, где только чрезвычайные международные меры сумели вырвать государство из-под практически полного контроля наркомафии.