Файл: Терроризм глобальная проблема современности к сожалению, терроризм.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И государства, и «террор-государства» все шире используют СМИ для создания «терророфобии», которая оказывается инструментом политических игр. Страх перед террором - эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.

Система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и с отдельными её видами, созданная в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций универсального и регионального характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года. Конвенция

• обязывает стороны предпринимать шаги с тем, чтобы воспрепятствовать и

противодействовать финансированию террористов, прямому или косвенному, через организации, которые утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещённые виды деятельности, такие, как незаконный оборот наркотиков или незаконные поставки оружия;

• налагает на государства обязанность привлекать лиц, занимающихся финансированием терроризма, к уголовной, гражданской или административной ответственности;

• предусматривает определение, блокирование и арест средств, выделенных в целях осуществления террористической деятельности, а также раздел с другими государствами средств, полученных в результате конфискации, в зависимости от каждого конкретного случая.

Сохранение банковской тайны более не является основанием для отказа от сотрудничества.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Сегодня Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью. Интерпол работает по трём основным направлениям:


• Создание и поддержка системы глобальной коммуникации полицейских служб. Основное условие международного сотрудничества правоохранительных органов - это возможность беспроблемной и безопасной связи. Созданная Интерполом система называется I-24/7 («Интерпол, 24 часа, 7 дней в неделю»).

• Оперативная база данных. Полиция страны - участницы Интерпола имеет доступ к имеющейся в штаб-квартире базе данных. Она содержит имена, отпечатки пальцев, фотографии, пробы ДНК, образцы удостоверений личности и иностранных паспортов и так далее.

• Служба оперативной поддержки. Интерпол развивает следующие программы: поиск беглых преступников, координация борьбы с терроризмом, наркотрафиком, с контрабандой людей, преступностью в области финансов, поиск краденых произведений искусства, угнанных машин, биотерроризм.

После терактов 11 сентября в штаб-квартире Интерпола в Лионе был создан командно-координационный центр, который занимается сбором сведений о террористических организациях и группах. Генеральный секретариат Интерпола разрабатывает ряд аналитических программ, нацеленных на выявление террористов и информирование правоохранительных органов других стран как о самих террористах, так и об их деятельности. Были созданы и постоянно обновляются списки международных террористов и террористических групп, создана база образцов краденых и поддельных паспортов и других документов, которыми пользуются террористы.

Интерпол предложил службам безопасности международных организаций воспользоваться его всемирной сетью связи для того, чтобы предупреждать друг друга и полицию о потенциальных угрозах. Он впервые пошёл на то, чтобы открыть доступ к своей информационно-коммуникационной системе I-24/7 кому-нибудь, кроме правоохранительных органов. Теперь же она предоставлена в распоряжение Красного Креста, ООН, Евросоюза и других организаций.

Целесообразность использования Интерпола в борьбе с терроризмом связана с тем, что международный терроризм не может развиваться автономно от других видов транснациональной преступности - торговли наркотиками, оружием, людьми. Было принято решение об учреждении правительствами всех стран - членов Интерпола на своей территории постоянных полицейских бюро, которые должны осуществлять функции Национальных центральных бюро Интерпола и служить центрами международного сотрудничества между правоохранительными органами различных государств.



Единственная гарантия успешной борьбы с терроризмом - постоянное сотрудничество разведслужб, полиции и правосудия всех стран. Страны и народы, исповедующие разные идеалы, религии, но отвергающие террор как способ достижения целей, должны быть готовы к тому, чтобы противостоять опасным вызовам, а для этого обязаны предпринять практические шаги в этом направлении.

В этой связи целесообразно создание единой специализированной антитеррористической структуры с расширенными полномочиями и обязательным членством в рамках ООН, поскольку современные силы и средства, которыми располагают страны, не способны дать адекватный ответ терроризму. При этом должны быть чётко очерчены критерии, по которым страну можно причислить к странам-изгоям. Например, если государство противопоставляет себя такому глобальному сотрудничеству и отказывается ликвидировать базы подготовки террористов на своей территории или выдавать самих террористов. В этом случае уместны и санкции ООН.

Сегодня в общей антитеррористической борьбе стран больше проблем, чем их решений. Одна из главных - отсутствие единой информационной базы о террористах. Для этого необходимо международное сотрудничество спецслужб, обмен информацией, чему будет способствовать создание такого центра.
Международный терроризм – вызов государствам
После взрывов в Нью-Йорке и Москве стало очевидно: терроризм способен деморализовать (и это - одна из его главных целей) огромные человеческие массы, лишив их воли к отпору. Одна из генеральных задач террористов - приучить общество к своему постоянному присутствию в нём, сделать смерть обыденной, обесценив жизнь человека.

Возможны две стратегии борьбы с терроризмом в пределах государства: система пассивной безопасности с использованием охранников и переодетых агентов сил безопасности, тщательной проверкой всех лиц, приближающихся к стратегическим объектам, как - правительственные здания, общественный транспорт, системы обеспечения безопасности, или активное противодействие терроризму.

К примеру, в Израиле значительная часть взрослого населения – резервисты; многие из них проходили службу в элитных частях, вооружены стрелковым оружием, что затрудняет осуществление террористических актов и практически не ущемляет гражданских свобод населения, в то же время делая его более подготовленным к возможному нападению террористов.


Но такие пассивные меры безопасности действенны в маленьких государствах; в крупных государствах существует гораздо больше стратегических целей - символов национальной власти, значительных объектов. В таких обществах (Великобритания, Франция, Германия, Россия) для защиты от терроризма необходимо занять активную позицию и взять в свои руки инициативу в использовании материально-технических средств, имеющихся в распоряжении органов безопасности. А это означает, что необходимо выявлять организации, откуда можно ожидать появления террористической активности, следить за деятельностью групп и отдельных лиц, проповедующих применение насилия, анализировать разведданные, применять упреждающее наблюдение, расширять оперативную сеть, проводить обыски, аресты, допросы, задержания и привлекать к судебной ответственности, когда имеются основания подозревать, что планируется совершение террористических актов.

Однако подобная активная борьба с терроризмом, в отличие от пассивных действий, сопряжена с угрозой вторжения в частную жизнь тех, за кем организовано наблюдение. Практически любой активный шаг, который может предпринять государство против терроризма, связан с нарушением чьей-то свободы (свободы выступать, собираться вместе, исповедовать свою религию, и т.д.)

Таким образом, правительства свободных государств, на которых лежит обязанность бороться с усиливающимся терроризмом, сталкиваются с дилеммой: в одном случае, не ведя борьбу с терроризмом теми способами, которые имеются в их распоряжении, они поставят под угрозу безопасность своих граждан, если же будут вести такую борьбу, то окажется, что под угрозой находятся те самые свободы, которые они обязаны защищать.

Идеал абсолютной гражданской свободы должен корректироваться политическими реалиями. Терроризм, если его не обуздать, являет собой моральную угрозу любому обществу. Однако необходимость обуздать абсолютную свободу террориста не означает, что следует дать абсолютную свободу органам поддержания законности и порядка.

Предоставление органам обеспечения законности и правопорядка обширных полномочий в сфере безопасности невозможно без некоторых злоупотреблений. В военное время такие злоупотребления не вызывают большого резонанса
, однако после нейтрализации угрозы относительное значение любого злоупотребления властью возрастает и общество начинает требовать усиления контроля над органами безопасности. Необходимо найти разумный компромисс и гарантировать, что усилия исполнительной власти по обузданию терроризма не выйдут за рамки законного стремления обезопасить жизнь людей.

Интеллектуальной защитой от соблазна прибегнуть к терроризму для провозглашения своих взглядов является непрестанное разъяснение и утверждение ценностей, воспитание в людях установки на то, что суть развитых современных обществ - это приверженность принципу урегулирования конфликтов ненасильственным путем, аргументации, дискуссий, голосования, но не с помощью оружия.

Если первым препятствием распространению терроризма в свободных государствах является политическая культура общества, то вторым должна стать хорошо налаженная оперативная работа. Государства имеют в своем распоряжении огромный арсенал средств наблюдения и сбора разведданных, что позволяет им выследить, привлечь к судебной ответственности и наказать террористов. Следует заморозить финансовые активы террористических режимов и организаций; пересмотреть законодательство с целью лучше организовать контроль за организациями, подстрекающими к насилию, держать осужденных террористов за решеткой; обучать особые подразделения методам борьбы с терроризмом; вводить санкции против тех, кто поставляет ядерную технологию государствам, осуществляющим террористические действия.

На смену господствовавшим в ХХ веке различных концепциям материализма, после падения попыток их реализации пришла эра конкуренции различных концепций Бога: конфессиональные битвы определяют лицо ХХI века. Страны в этих условиях обязаны обеспечить внутри себя и в мире религиозную и этно-культурную лояльность. Параллельно же - интернационализировать силовую составляющую в борьбе с сепаратизмом и порождаемым им терроризмом, имеющими, по велению Истории, религиозную составляющую.

События 11 сентября наглядно продемонстрировали, что огромные ассигнования на военные цели отнюдь не гарантируют безопасности, и проблема заключается в правильном выборе стратегии. Атака террористов нанесла ущерб Америке в 100 миллиардов долларов, а стоила для нападающих менее 2 миллионов долларов. Вооружённые силы США показали себя неэффективными в партизанской войне и войне с терроризмом. Гигантский ядерно-космический щит стал бесполезным в борьбе с небольшими мобильными группами террористов.