Файл: Они определяются специалистами поразному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении iv vi вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)Они определяются специалистами по-разному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении IV - VI вв. явно осуществляется переход от одного типа цивилизованности - Античного, к новому - Средневековому. Несомненно, это переходный период, время «брожения», распада одного качества и зарождения другого (этот временной промежуток С.С. Аверинцев называет «временным зазором» между Античным и Средневековым типом культуры). Появление контуров Средневековой цивилизации поэтому зачастую относят не ранее чем кVII - VIII вв. - времени, когда свой цивилизационный статус получили две «локальные» цивилизации европейского Средневековья: Западная Европа и Византия.Что же касается хронологического конца средневековой эпохи, то он также не имеет однозначного абсолютного выражения, и речь может идти лишь об относительной хронологии.

В самом общем виде, Средневековье в Западной Европе заканчивается по мере того, как утверждаются признаки нового историко-цивилизационного типа - Модерна. Относительность нижней временной границы Средневековья поэтому колеблется для различных европейских стран в пределах 2-3 столетий, т.е. между XIV и XVII веками.Конец же византийского Средневековья обычно связывают с падением Константинополя (захватом его турками-сельджуками) в 1453г. Ф. Энгельс писал: «Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. С падением Константинополя неразрывно связан конец средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам». Византия имеет хронологические рамки 395-1453 годы нашей эры. Однако, такое название ей дали иностранцы, себя они называли "ромеи", то есть "римляне", а страну - Ромейская держава. Свою историю они не отделяли от Древнего Рима, ведь Константинополь стал столицей еще единой Римской империи в 330-ые годы нашей эры. Столицей был Константинополь, но в XIII веке после разграбления его крестоносцами была основана Латинская империя (1204-1261 годы), где он сохранил свой столичный статус, в 1261 город освободил Алексей Стратигопул (генерал Никейской империи, где правила греческая династия Ласкаридов) и после этого преемственность государства была восстановлена.

2) Поздняя античность — завершающий этап античной цивилизации, период средиземноморской и (также, но в меньшей степени) мировой 
истории, обычно ограничиваемый III—VI веками н. э.

Распад и падение Западной Римской империи в 476 г. и Великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец периоду поздней античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится, в первую очередь, распространение и упрочение позиций христианства, но также запечатление памяти (в основном, в многочисленных письменных источниках) об античности эпохи её расцвета. За периодом поздней античности последовали Средние века, а точнее, раннее Средневековье.

Термин «поздняя античность» (нем. Spätantike) вошёл в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера, хотя другой не менее известный учёный, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин «spätantike Zeit» уже в 1853 году (в книге «Век Константина Великого»). С начала 1970-х годов в Великобритании (работы Питера Брауна) поздняя античность (Постклассический мир) стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII вв.; в узких — IV—VI вв.), характеризующаяся сложным взаимодействием и переплетением старого и нового, а не просто как финал античности и генезис Средневековья. На смену концепции падения Рима и рождения Средневековья как катастрофического события пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных тенденций.

Границы периода

Точные границы поздней античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284 г.), установившего политический режим неограниченной личной власти — доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476 г.), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568 г.). Верхнюю границу поздней античности в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565 г.), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х гг. (в частности, в Передней Азии и государствах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран).

Границы поздней античности варьируются в конкретном геополитическом контексте отдельно взятой страны, народа или региона. Античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в Западной, где её уклад разрушили вторгнувшиеся 
германцы. Тем не менее, античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и науке большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам, проникшим в страны Средиземноморья позднее (южные славянеарабытуркиберберыевреи).

Ва́рварство (от греч. βάρβαρος — чужеземец, варвар) — греческое слово, которое перешло в раннюю латынь (лат. barbaria), а из средневековой латыни — в европейские языки. Слово по своему происхождению является ономатопоэтическим, то есть звукоподражанием непонятному языку иноземцев.

Ва́рварство — понятие, введенное А. Фергюсоном (17231816), шотландским философом и обоснованное Л. Морганом (18181881), американским этнографом и социологом. Согласно этому определению, варварство — период первобытной истории, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. По Ф. Энгельсу, это период расцвета и разложения родового строя и становления классового общества. Начало периода характеризуется появлением гончарного производства, конец — изобретением письменности. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал условность периодизации Моргана.

В современной антропологии, археологии и истории приняты другие системы периодизации первобытной истории.

Ва́рварство — в переносном смысле — грубое, дикое, бескультурное, нецивилизованное поведение.

3) Цивилизация как качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ, проявивших себя в мировой истории или присутствующих поныне, с присущим ему своеобразием социальной и духовной жизни, его базовыми ценностями и принципами жизнестроения. В этом значении цивилизация во многом совпадает с мировыми религиями как целостными системами социокультурной регуляции. Привязанность цивилизации к религии почти постоянно подчеркивается семантикой ее названия: христианская, исламская и др. То, что мы будем проходить в рамках курса «История Европейской цивилизации» ближе всего сочетается с последним определением цивилизации. Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время.

Греко-римская античность. Европа не является ни родиной человечества, ни местом где возникла высокая человеческая культура, письменность и государство. Возникновение цивилизации на Ближнем Востоке дало толчок. Те элементы цивилизации, которые были приемлемы для нецивилизованного окружения могли быть воссозданы в контексте их общественных структур, технологий и географической среды, имели тенденцию к повсеместному распространению. Через несколько столетий после нашествий варваров бронзового века на окраине цивилизованного мира в Европе начала формироваться новая цивилизация. Корнями она уходила к минойской культуре и к традициям многочисленных варварских племен. Об истории греческой цивилизации нам известно очень много. Одной из причин этого является тот интерес к истории, который проявляли сами греки, которые практически изобрели такой жанр литературы, как политическая история. Полис стал фундаментальной ячейкой как в культуре Греции, так и в культуре Рима. Физически он
представлял собой селение или город, окруженный земледельческими хозяйствами и выпасами. Политически это было общество, управляемое судьями и законом. Психологически – самодостаточная группа граждан, состоящая исключительно из взрослых мужчин, принадлежавших к привилегированной части населения, в которую не могли входить не только чужаки, но и женщины, дети и рабы. Полис, достигнув высшей стадии развития, полностью управлял жизнью своих граждан. Экономика и политика, искусство, литература и философия были почти полностью в его ведении. Дух равенства и солидарности стал отличать стиль общественной жизни Греции от принятого в других странах. Греки классической эпохи видели в этом главное отличие эллинов от варваров.

Варварские культуры. Европе времен варварства возникновение конного кочевничества принесло следующие последствия. В начале 6 в. до н.э. скифы создали на юге России мощную, хотя и не монолитную «империю». Первыми, кто овладел искусством верховой езды в Западной Европе, были кельты, и их приверженность новой конной тактике в значительной мере помогла экспансии с юга Германии на всю Северную Европу. Своим вооружением, однако, кельты отличались от степных кочевников, их обычным оружием был не лук, а длинный двуручный меч. Зажатая между обширными германскими племенами на севере, чья бедность превращала угонщиков скота в героев, и римскими армиями на юге, чья дисциплина быстро превращала вчерашних крестьян в легионеров, кельтская военная аристократия обнаружила, что к 150 г. до н.э. военный баланс в регионе решительно сложился не в ее пользу. Такое положение обрекло кельтскую культуру на раннее вымирание, за исключением фрагментов, сохранившихся лишь на самых западных границах Европы, вдоль Атлантического побережья, где влияние Рима никогда не было доминирующим. И все же между 4 в. и 1 в. до н.э. кельты создали своеобразную протоцивилизацию, выраженную главным образом в развитии устной литературы: частично светской с прославлением подвигов древних героев, отчасти жреческой с элементами религиозной доктрины, космологии и культом бессмертия. Сообщества жрецов и бардов сохраняли и развивали эту литературу, а также вершили правосудие и предсказывали бу- 19 дущее. Поддерживая тайные связи вне зависимости от племенных границ, кельтские религиозные общины придали некоторое единство кельтской культуре в Западной Европе. Друиды Британии, Галлии и Ирландии, видимо проповедовали вероучение, представляющее собой некий синтез индоевропейских форм поклонения и более древних традиций бронзового века, типа религии мегалитов. Западноевропейская цивилизация, возможно, выросла бы именно из этих истоков, если бы средиземноморская цивилизация не была столь близкой и величественной. Однако вышло так, что средневековые легенды о кроле Артуре и немногочисленные литературные источники, сохранившиеся от ранней христианской культуры Ирландии (4-7 вв. н.э.), представляют собой чуть ли не единственный пример достижений кельтской культуры.


Христианство. Христианство в строгом смысле слова зародилось вместе с проповедью и смертью Иисуса из Назарета, около 27-30 гг. н.э. Однако многое из проповеди Иисуса было не более, чем подчеркнутым и энергичным утверждением идей, уже знакомых иудаизму этой эпохи. Следующий великий поворотный пункт в истории христианства основан на деятельности Св. Павла. Павел и его последователи нашли плодородную почву для своей проповеди среди язычников, тогда как палестинские христианские общины оставались мелкой сектой в иудаизме. Христианство соединило эти черты иудаизма с учением, лучше приспособленным к мироощущению греков, и с ритуалами, свободными от предписаний и запретов, оскорбительных для греков. Никакие другие мистические религии Римской империи не могли предложить ничего лучше. Обращение в христианство германских князей и королей, принятие христианства принесло с собой не только церкви и монастыри, но и литературу и общее ознакомление с традициями римской и христианской цивилизации. Вместе с греческими и сирийскими торговцами христианские миссионеры стали пионерами цивилизации на всем протяжении римского мира. Конечно, общий уровень культуры в Западной Европе усреднился, но само упрощение и варва- 18 ризация римской цивилизации позволили ей переступить дунайско-рейнские границы, которые со времен Августа ограждали высококультурные центры Средиземноморья. Вместе с тем консолидация германских государств и социальная дифференциация внутри германского общества подготовили почву для принятия упрощенной формы латинской христианской цивилизации. Ко времени Хлодвига, следовательно, Рейн стал не пределом, а центром германоримской культурной амальгамации, из которой позднее развилась западная цивилизация.

Ближневосточное (иудейское наследие). Через христианский канон священного Писания, включавший Ветхий Завет, иудейские религиозные книги, впитавшие культурное богатство всего древнего Ближнего Востока, оказывали постоянное воздействие жизнь христиан-европейцев. Библия объясняла многие ключевые жизненные вопросы, библейские персонажи выступали образцами правильного и плохого поведения. Кроме книг – иудейская этно-религиозная община оставалась единственной чужеродной группе в христианском мире, к которой со времен императора Феодосия Великого проявлялась относительная толерантность.