Файл: Они определяются специалистами поразному, в зависимости от экономических, социокультурных, политических, юридических и других критериев. Однако можно увидеть, что на протяжении iv vi вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общественный строй

Все люди в Китае делились на три категории: Благородные люди, добрые люди и дешёвые люди.

Благородные люди являлись духовной или светской знатью, чиновничеством и военными. Их освобождали от налогов и прочих повинностей в пользу государства и императора. Добрые люди были ремесленниками и земледельцами, они также являлись налогоплательщиками. Именно это сословие и платило больше всего налогов. Дешёвыми людьми называли рабов и неполноправных крестьян, слуг и батраков.
Крестьяне находились в ужасном положении. Вся земля находилась во владении императорской династии. Крестьяне были вынуждены платить немалые налоги в казну государства, чтобы иметь право пользования землёй. На протяжении лета крестьяне тяжело трудились на небольших клочках земли, чтобы вырастить урожай. Осенью сборщики налогов объезжали всю страну и отнимали большую часть урожая у крестьян за пользование землёй. Чиновники заставляли крестьян строить дворцы бесплатно. Император выдавал землю безвозмездно только чиновникам.
Бедственное положение крестьян привело к началу Крестьянской войны в Китае в 875 году. Хуан Чао возглавил армию восставших крестьян. Предводитель был умным человеком, а его смелости можно было только позавидовать. Крестьяне громили вотчины феодалов, всё имущество знати распределялось между бедняками. Правительство не могло подавить беспорядки.Хуан Чао предложили перейти на службу к императору, где ему бы хорошо платили, но за это нужно было сдать своих соратников. Предводитель отказался и продолжил грабить феодалов вместе с другими крестьянами. Когда восставшие приблизились к столице, император покинул страну, а предводитель крестьян стал руководить страной. Однако в 884 году его убили.

Судопроизводство
В Китае судопроизводству уделяли особое внимание. Дела рассматривали и в судебных, и в административных органах власти. Императора считали верховной судебной властью. Старейшины деревни могли решать незначительные для государства дела. В провинциях были созданы специальные органы, ведавшие судопроизводством в сфере тяжких преступлений. Если на уровне деревни или провинции не удавалось решить дело, то его перенаправляли в Верховный суд, где решение по судебному делу уже выносил император.

Развитие торговли и флота
В период правления династии Мин в Китае был создан мощнейший флот, предназначенный для торговли и совершения экспедиций. Однако китайские мореплаватели так и не смогли сделать открытия, их опередили Васко да Гама и Колумб. Экспедиции китайского флота обходились казне в довольно большие суммы, поэтому их решили прекратить.


Китай в начале нового времени

7) Особенности китайской цивилизации в новое время.

К началу нового времени Китай еще полностью сохранял свою независимость. Это была страна, народ которой создал яркую и самобытную культуру. В древности и в средние века высокого уровня развития достигла китайская литература. Китайские шелка, фарфор, изделия из лака славились на весь мир. Китайским народом были созданы прекрасные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, самобытный театр. Однако на рубеже нового времени феодальные порядки уже серьезно препятствовали прогрессу Китая, хотя в 16 – н. 17 вв наблюдался заметный рост городов в нижнем течении Янцзы и на Ю-В морском побережье, сопровождавшийся подъемом ремесленного производства и торговли. В 16 в в феодальном Китае появились крупные купеческие компании, занимавшиеся торговлей тканями, фарфором, бумагой. В ряде случае купцы-посредники подчиняли городских и сельских ремесленников, снабжая их сырьем. Но эти новые отношения наблюдались лишь на ограниченных территориях в устье Янцзы и некоторых других районах, причем и здесь они сосуществовали с казенными ремесленными мастерскими и мануфактурами. Господство феодалов препятствовало развитию китайской экономики. Помещики всячески усиливали феодальную эксплуатацию крестьянства, что вызывало обострение классовой борьбы и привело к крестьянской войне. Расшатывая феодальные порядки, крестьянская война объективно способствовала созданию более благоприятных условий для развития производственных сил.

8)Япония в средневековье

Особенности развития средневековой Японии:

периферийное географическое положение, удаленность от европейской цивилизации

неблагоприятные природные условия – частые извержения вулканов, землетрясения, цунами

чередование периодов изоляции и открытости

большое влияние соседних стран – Кореи и особенно Китая

специфическая форма политического правления (сегунат)

наличие большой военной прослойки – самураев

самобытный характер культуры и исторического пути развития

8) Япония в начале нового времени

Развитие Японии всегда имело очень много схожего с развитием европейских государств. В период феодализма (к концу XVI в.) здесь сохранялась полная феодальная раздробленность. Власть императора была номинальной. Существовало более 256 княжеств, между которыми шли постоянные войны.


В начале ХVII в. появляются определённые тенденции централизации власти. Специфика Японии в том, что император не играл важной роли. Главная борьба развернулась между рядом княжеств, пытавшихся возглавить это движение. В итоге данное смог сделать князь Токугава в 1603 г. Именно он объединил страну, но не стал свергать императора. Он просто отодвинул его от дел и принял титул сегуна (с яп. «полководец»).

Сегун являлся реально высшим должностным лицом, главнокомандующим, контролировал всю исполнительную и законодательную власть, финансы. При сыне князя Токугава Чеясу структура власти сегуната утвердилась окончательно. Была создана новая система централизованного управления, проведены социально-правовые реформы.

В это время возникла новая сословная структура («си-но-ко-се») из четырех категорий: 1) самураи (си); 2) крестьяне (но); 3) ремесленники (ко); 4) торговцы (се). Жизнь данных групп была строго регламентирована.

Такая жесткая система к первой половине XIX в. стала тормозить развитие Японии. Она мешала новым тенденциям, связанным с развитием городов, купечества. Сословные ограничения, налоги вызывали недовольство. Попытки преодолеть кризис в период с 1830 по 1843 гг. (реформы Тэмпо) оказались не совсем удачны, хотя и были сняты некоторые социальные монополии, облегчено развитие мануфактур, проведены налоговые и административные реформы.

В нарастании кризиса серьёзную роль сыграл и внешний фактор. Первые иностранцы стали появляться в Японии в конце XVI – начале XVII вв. Они стали активно вмешиваться во внутренние дела. В 30-е гг. XVII в. рядом указов произошло «закрытие» Японии. Этим японское правительство хотело сохранить сложившуюся систему феодальных отношений и ограничить влияние колониальных держав.

Это не могло ликвидировать противоречия в обществе. В период с 1854 по 1858 гг. иностранцы, в основном принудительными мерами, «открыли» Японию и настояли на заключении неравноправных договоров, что вызвало недовольство сегуна.

В итоге знать объединилась в две группировки, недовольные сегунатом. Первая группа хотела вернуть свою удельную независимость, а вторая, понимая невозможность этого, выступала за реформы с учетом европейского опыта и под контролем государства. Именно они увидели выход в возвращении к императорскому правлению.

Сторонники второго подхода (кланы Сацума, Тесю, Тоса) в августе 1863 г. совершили государственный переворот. Они сделали императора своим заложником. Он под их давлением подписывает указ о «закрытии» страны. Начинается гражданская война, которая с 1863 по 1867 гг. шла с переменным успехом.


Ситуация резко изменилась после смерти в 1866 г. императора Комэйя. На престол вступил 15-летний Муцухито, взявший новое имя Мэйдзи («просвещенное правление»). Патронат над ним осуществляли прогрессивно настроенные князья. В октябре 1867 г. они потребовали от сегуна возвращения верховной власти императору, аннулирования полномочий совета регентов и т.д. 14 октября 1867 г. сегун Кэйни сложил с себя полномочия.

В декабре совещание князей и чиновников выработало принципы нового порядка. Их провозгласил манифест от 9 декабря 1867 г.: возвращение сегуном власти; упразднение постов регентов, главного советника и т.д.; проведение нового политического курса.

Вскоре сегун собрал войска и двинулся на Киоту. В ходе новой гражданской войны (1868 – 1869 гг.) он был разбит и капитулировал окончательно. Так произошла реставрация власти императора.

События 60-х гг. XIX в. получили название «революция Мейдзи». Скорее, это был чисто верхушечный переворот. Ни крестьянство, ни буржуазия почти никакого влияния на него не оказали.Тем не менее в результате переворота в стране установилась абсолютная монархия, открылись перспективы для буржуазного развития страны, для быстрой модернизации государственного строя и формирования нового правового уклада.

9)Индия в эпоху средневековья

Зарождение
 К периоду становления средневековой Индии можно отнести два этапа: 
 - Хараппский
 Масштабных знаний в наше время мало, но известно, что цивилизация находилась на территории полуострова Индостан и была отлично развита для своего времени. Уже тогда племена имели письменность, системы водопровода и отличную планировку своих поселений. Но культурного наследия цивилизация не оставила. Эксперты считают, что одной из причин тому набеги кочевников тех времен, либо суровый климат. 
- Индоарийский
 О народе «арии» известно из написанных ими «Ведах». Это источник знаний сохранился и до нашего времени. Подробно изучив эти знания можно сказать, что во времена «арий» Индия была разрознена и не имела единого государства. Первым объединением народов принято считать союз против Александра Македонского. И хотя великий полководец покорил и эту цивилизацию, это оставило неизгладимый след в культуре, сделав ее по истине самобытной.



 Система каст
 Исходя из знания арийских «Вед», уже тогда социальное общество было разделено на группы или касты, каждая из которых имела свои права и материальное благо. Философия данного разделения гласила, что все люди рождены на свет для своей роли и назначения и должны нести свое бремя, которое уготовила для них Вселенная. Всего выделялось 4 вида:
 - Жрецы
 Данная каста была почетна и уважаема. Индусы верили, что жрецы связаны с богами и обладают великими знаниями, поэтому их мнение было значимо и весомо.
 - Воины
 Это не принадлежность к армии, а качество духа. Благодаря своей силе, ловкости и мужеству в бытовой жизни этих людей ставили на второе место после жрецов.
 - Свободные люди
 Это была большая группа. В нее входили обычные крестьяне, ремесленники, торговцы. 
 - Рабы и пленные
 самая низшая каста. Эти люди не имели прав и были обречены на постоянные страдания и работу. 
 В ходе развития цивилизации система каст себя изживала, и тали появляться новые подвиды сословий. Благодаря естественным изменениям в обществе и зарождалась своеобразная и удивительная культура Индии.




 Индуизм
 Наиболее распространенной религией Индии является индуизм. Философией веры было перерождение душ, и данный процесс считался бесконечным. Каждое живое существо проживало свою жизнь, хорошую или плохую. Это и было ключевым фактом после смерти и рождении в новом теле. Другими словами – «колесо сансары». Во главе веры стоял один верховный бог – Виршу. Людям он являлся в образе различных животных: змеи, коровы или обезьяны. Такие образы можно увидеть в древних фресках. Понятия добра и зла имели место быть только для своего сословия. Так, например, будучи воином, ты мог совершать хорошие поступки, а совершив то же самое в статусе раба – уже считалось злом. Этими необычными противоречиями и отличалась религия Индии от всех других цивилизаций.



 Буддизм
 История древней Индии являет нам не менее значимую религию – буддизм. Идея «колеса сансары» так же находит отражение у последователей этой веры, но здесь представление перерождения имеет другой смысл в отличии от индуизма. Целью этой веры было вырваться из бесконечного круговорота перерождения с помощью отречения и отшельничества. Одним из первых, кто это сделал, стал принц Гаутама. Он отрекся от роскошной жизни и провел много лет в скитаниях, благодаря чему обрел просвещение. В дальнейшем это привело к изменению целой культуры. Идеологией буддизма стало отречение и обретение «нирваны» – это и есть путь спасения души. Множество последователей она привлекла тем, что именно с помощью отречения каждый мог очистить душу не зависимо от касты.




 Наука
 Исследователи утверждают, что уровень науки средневековой Индии был достаточно развит. Уже тогда люди предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг солнца. Считается, что мудрецы этой страны ввели понятия нуля, что до них никто не делал. Основном направлением развития науки было календарный подсчет времени и создание лекарств.



 Литература
 Возвратимся об упоминаниях о «Ведах».

Это первый и важные тексты о магических заклятиях, жертвоприношении, религии и образе жизни. Литература призывала анализировать и познавать буддийские и индуистские мировоззрения.



 Театр и архитектура
 До нас дошла традиция скульптуры в виде огромных статуй Будды. Большинство построек символизируют храмы. Это связанно с глубокой духовностью и философией жизни индусов, о чем мы и говорили выше. Четкого понятия архитектуры как искусства, лишенного религиозного направления нет. Что нельзя сказать про театр. Основой этого направления были музыка, зрелище и танцы. Главная цель выступлений была мораль и познание. Движения в танце описывали природу богов.