Файл: Российский внутренний долг причины возникновения и перспективы погашения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Академия права и управления

(Академия ФСИН России)
Экономический факультет

Кафедра экономической теории, географии и экологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Российский внутренний долг: причины возникновения

и перспективы погашения»




Выполнил:




курсант 124 группы, 1курса,

очной формы обучения
Павлов К.В.





Руководитель:




начальник кафедры экономической теории, географии и экологии,

кандидат географических наук

доцент полковник внутренний службы

Цуканова Т.Г
Отметка о допуске
к защите__________________________

(допущено/не допущено) (подпись)

Дата защиты ______________________

Оценка ___________________________



Рязань 2023

План
Введение………………………………………………………………………...3-4

  1. Государственный внутренний долг: сущность, формы и виды

    1. Понятие и виды государственного долга…………………………….….5-8

    2. Причины возникновения государственного долга……………...……..9-12

    3. управление государственным долгом……………...………………...13-17

  2. Оценка эффективности управления государственным внутренним долгом Российской Федерации

    1. Структура и динамика изменения государственного внутреннего долга Российской Федерации..……………………………………………………. 18-21

    2. Анализ долговой устойчивости и платежеспособности Российской Федерации Российской Федерации………………………………………... 22-25

  3. Внутренняя долговая политика России на ближайшие годы

    1. Прогноз развития внутреннего государственного долга Российской Федерации …………………………………………………………………...26 -27

3.2. Меры по укреплению стабильности на рынке государственного долга

. ………………………………………………………………………………28-39

Заключение…………………………………………………………….…….30-32

Список используемой литературы…………………………………….....33-34

Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время экономики многих стран характеризуются наличием больших государственных внешних и внутренних долгов, которые образуются в целях покрытия дефицита бюджетных средств.

Переход России к рыночной экономике потребовал пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и методов покрытия дефицитов бюджета.

Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Само по себе действие закона стоимости, когда хозяйствующие субъекты стремятся к максимальной прибыли, сокращая затраты капитала и повышая качество продукции, не разрешает макроэкономические проблемы. Любые внешние колебания приводят к стихийному перераспределению капиталов, что нарушает макроэкономического равновесия, приводит к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому государство обязано вмешиваться в этот процесс. Основная задача правительства в экономической сфере в современных условиях - создание антиинфляционного механизма экономического роста, обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.

Государственные внутренние займы являются одним из инструментов эффективного проведения денежно-кредитной политики в условиях ограниченности налоговых поступлений в бюджет и изменений экономической ситуации. Погашение государственного долга и процентов по нему осуществляется путем выпуска государственных ценных бумаг за счет бюджетных средств. Внутренний государственный долг, как и предъявляемые проценты, гасится также из бюджета. Так как часть доходов в бюджет составляют налоги, то, соответственно, плательщиками государственного долга становится все население страны. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства стран берут займы, для закрытия долгов, они делают еще большие новые. Чем больше долг – тем выше нагрузка на бюджет, на налогоплательщиков, хозяйствующих субъектов, что приводит к нарушению равновесия и ухудшению экономической ситуации.

В целях выработки эффективных методов управления государственным долгом, важно проводить анализ его текущего и перспективного состояния, структуры, динамики изменения и влияния на экономику страны.

При этом необходимо учитывать не только абсолютную величину государственного долга, но и относительные характеристики – динамика изменения, отношение к ВВП страны и другие показатели, его характеризующие.

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке внутреннего государственного долга Российской Федерации, рассмотреть причины его возникновения, инструменты и методы управления государственным долгом и прогноз его погашения.

Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

- дать определение внутреннего государственного долга;

- классифицировать причинны дефицита бюджета и его связи с государственным долгом;

- дать оценку долговой политике РФ;

- сформулировать прогноз возможности снижения внутреннего государственного долга РФ.

Глава 1. Государственный долг: сущность, формы и виды

1.1. Понятие и виды государственного долга
Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы, т.е. образуется дефицит бюджета, который покрывается государственными заимствованиями.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 97) определяет государственный долг Российской Федерации как: долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъекты РФ, иностранные государствами, международные финансовые организации, иные субъекты международного права, иностранные физические и юридические лица, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Согласно статье 98 Бюджетного кодекса РФ в объем государственного долга Российской Федерации входят:

- суммы основного долга по кредитам, привлеченным непосредственно Российской Федерацией;

- долги по кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- долговые обязательства по государственным ценным бумагам;

- объем обязательств по выданным Россией гарантиям;

- иные долговые обязательства, которые ранее соответствующими законами были отнесены на государственный долг Российской Федерации (например, гарантированные сбережения граждан РФ).


Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно Бюджетному кодексу РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Государственный долг России обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов государственного бюджета и средств резервного фонда государства.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств государственный долг подразделяется на:

- внешний государственный долг - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте;

- внутренний долг РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внутренний долг складывается из задолженностей:

  1. Отдельным частям сектора государственного управления;

  2. Органам денежно-кредитного регулирования;

  3. Депозитным банкам;

  4. Прочим внутренним задолженностям.

В зависимости от срока и объема обязательств государственный долг делится на:

- капитальный государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам;

- текущий государственный долг - это расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых уже наступил.

Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. По срокам государственные обязательства могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Качественный анализ государственной задолженности позволяет условно выделить три ее вида.


Первый вид - финансовая задолженность, под которой понимаются денежные обязательства государства, возникшие в связи с правительственными займами кредитных средств (государственные ценные бумаги, кредиты Центральных банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета. Именно эта задолженность составляет основную часть государственного долга.

Второй вид государственной задолженности - административная задолженность - денежные обязательства, которые появились вследствие текущей бюджетной политики. Статьи расхода по ним уже были утверждены в бюджете, но выплатить их не удалось по причине недостаточности средств в текущем бюджетном периоде. Это, как правило, краткосрочные задолженности и гасятся в новом финансовом году (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях), связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране (падение производства, стагнация, высокие темпы инфляции, неэффективная система налогообложения).

Третий вид - государственной задолженности представляет собой возможные долговые обязательства, возникающие при предоставлении государственными органами гарантий и поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий. Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам (например, государственная гарантийная поддержка экспорта высокотехнологичной промышленной и сельскохозяйственной продукции, субъектов малого предпринимательства, гарантии ипотечного кредитования и пр.).

1.2. Причины возникновения государственного долга
Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов экономистов, так и всего населения в целом.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. К основным причинам образования бюджетного дефицита и, как следствие, возникновению государственного долга, можно отнести: