Файл: Российский внутренний долг причины возникновения и перспективы погашения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

- аннулирование и списание долгов - полный отказ государства от своих обязательств.

В основе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации лежат определенные, базовые, принципы:

- основополагающим принципом считается принцип безусловности, который предполагает обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств субъекта перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- принцип единства учета - учета в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации всех видов ценных бумаг, эмитированных государственными органами власти субъектов Российской Федерации;

- принцип единства долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

- принцип согласованности - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и региона-заемщика;

- принцип снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски и кредиторов, и инвесторов; - принцип оптимальности - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском с учетом наименьшего отрицательного влияния на экономику как региона, так и всего государства;

- принцип прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств и всех заинтересованных пользователей к достоверной информации об экономическом положении субъекта Российской Федерации, о параметрах долговых обязательств, подлежащих к погашению и о параметрах погашенных долговых обязательств

Таким образом, управление госдолгом непосредственно воздействует на финансовый подъем, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, размера вложений в экономику государства в целом и в реальный сектор экономики.


Глава 2 Оценка эффективности управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
2.1. Структура и динамика изменения государственного внутреннего долга Российской Федерации
Оценка эффективности управления государственным долгом, корректировка текущих и перспективных задач осуществляется на основании анализа объема и структуры государственного долга, объективной оценке его текущего состояния. Рассматриваются абсолютные показатели – размер государственного долга, значение затрат на его обслуживание и погашение, и относительные показатели – процентное соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта (ВВП) и доля затрат на погашение и обслуживание государственного долга в обшей сумме затрат бюджета.

Размеры и структура государственного внутреннего долга являются ключевыми элементами Программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований которые утверждаются одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

По данным Счётной платы РФ за I квартал 2022 г., государственный долг России вырос на 3,6% — до 19,7 трлн. руб., составив 17% от прогнозируемого объёма ВВП. Это произошло за счёт увеличения внутреннего долга на 4,6% — до 15,4 трлн руб., доля которого составляет 78,4% в структуре российского госдолга. Рост внутреннего госдолга обусловлен увеличением обязательств по государственным ценным бумагам (ОФЗ). С начала 2022 года абсолютный показатель объема госдолга вырос на 1,1 трлн. рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года утвержден в сумме 18 315, 272 млрд. руб., в соответствии с Федеральным законом о «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов». Сравнение показывает, что при условии сохранения динамики роста внутреннего госдолга государство способно его обслуживать и погашать.

Внутренний долг Российской Федерации образуется из облигаций федерального займа и государственных гарантий Российской Федерации.

В процентном соотношении объем государственных гарантий составляет 4,4 % от всего объема внутреннего долга, в абсолютном выражении на 01.04.2021 года - 702,124 млрд. рублей.

Основная доля внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, приходится на рынок облигаций федеральных займов (ОФЗ).




Рис.1 Структура внутреннего долга России на 01.04.2022

Анализ рисунка 1 позволяет сделать вывод о том, что в структуре внутреннего долга России, выраженного в ценных бумагах, на 01.04.2022 года наибольшая доля приходится на облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД) – 59,8%; облигации федерального займа с переменным купонным доходом – 32%; облигации федерального займа с номиналом, индексируемым в зависимости от уровня инфляции (ОФЗ-ИН) составляют 4,5%; 3,7% - прочие займы. Анализ статистических данных Минфина РФ показывает, что структура в части превалирования ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК в период с 2016 года не претерпела значительных количественных и качественных изменений. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, объём ОФЗ-ПД вырос на 8,7%, объём ОФЗ-ИН вырос на 14,3%. Дело в том, что в начале 2022 г. доходность по ОФЗ, как с длинными, так и с короткими сроками погашения, увеличилась из-за негативного влияния возросшей доходности на американском рынке. Это обусловлено ростом инфляционных ожиданий в США и санкциями в отношении российского госдолга, введёнными в апреле 2022 г., что отразилось на международных финансовых рынках. Рассмотрим динамику роста внутреннего государственного долга последних 10 лет:

Таблица 1

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации,

млрд. рублей


Год*

2013

2014

2015

2016

2017

Сумма долга, всего

4 190.553

4 977.898

5 722.239

7 241,169

7 307,611

В т. ч. государственные гарантии РФ

637.334

906.638

1 289.854

1 765,456

1 734,516




















Год*

2018

2019

2020

2021

2022

Сумма долга, всего

8003,455

8 689,639

9 176,396

10 171,932

14 751,438

В т. ч. государственные гарантии РФ

1 903,114

1 442,515

1 426,922

840,530

695,245

* по состоянию на 01 января каждого года
Как мы видим, абсолютный показатель - размер внутреннего государственного долга за последние 10 лет существенно вырос (более чем в 3 раза).

Значительное увеличение объема внутреннего государственного долга произошло в 2014 году. Это связано с ухудшением мировой рыночной конъюнктуры и введением санкций со стороны США и ЕС против России, а также, как следствие, исчерпанием резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета.

2.2 Анализ долговой устойчивости и платежеспособности Российской Федерации
Дать объективную оценку ситуации позволяет относительный показатель, сравнивающий госдолг с валовым внутренним продуктом (ВВП), который раскрывает «запас прочности» государства. Чем выше показатель, тем тяжелее государству погасить свою задолженность. Низкая доля государственного долга по отношению к  ВВП говорит о наличии достаточного уровня экономической продукции для покрытия всех обязательств.
Согласно данным Минфина РФ, по состоянию на 1 апреля 2022 г. отношение госдолга РФ к прогнозируемому уровню ВВП составило 17%. . Это немного ниже, чем в конце 2020 г., однако выше уровня 2019 г. До 2020 года эта доля не превышала 14,5%.

Показатели от года к году растут, но не превышают пороговых значений. Даже при планируемом умеренном увеличении госдолга из-за проблем на нефтегазовом рынке и ситуации с COVID-19 его отношение к ВВП не является критичным и этот показатель остаётся одним из самых низких в мире.

Самый высокий уровень отношения госдолга к ВВП в последние несколько лет наблюдается в Японии (273,1%), США (132,8%), Бразилии (98,4%), Индии (86,6%), Германии (70,3%).


Всемирный банк определяет пороговую величину для государственного долга на уровне 77% ВВП.

Важными показателями долговой устойчивости являются доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов и отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета. Данные приведены в таблице 2:



Таблица 2

Показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2017–2022гг.


Наименование показателя

2017

2018

2019



2020



2021



2022



Порог

Государственный долг РФ, % ВВП

13,6

12,9

13,5

12,2

14,6

17,0

<50%

Доля государственного внутреннего долга в общем объеме госдолга РФ, %

72,0

75,2

71,4

73,8

76,6

78,4

>50%

Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета, %

3,8

4,3

4,7

4,7

5,2

5,8

<10%

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета, %

9,2

9,6

8,0

9,9

9,0

10,1

<10%



На основании долговой нагрузки стране присуждается рейтинг: чем он выше, тем более привлекательна страна для инвестиций. Отношение госдолга к ВВП ниже 30% говорит о низком уровне рисков. Высокие показатели качества долговой нагрузки РФ приводят к тому, что по классификации крупнейших рейтинговых агентств уровень надёжности её долговых обязательств достигает инвестиционного класса.