Файл: Российский внутренний долг причины возникновения и перспективы погашения.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
- аннулирование и списание долгов - полный отказ государства от своих обязательств.
В основе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации лежат определенные, базовые, принципы:
- основополагающим принципом считается принцип безусловности, который предполагает обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств субъекта перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
- принцип единства учета - учета в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации всех видов ценных бумаг, эмитированных государственными органами власти субъектов Российской Федерации;
- принцип единства долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
- принцип согласованности - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и региона-заемщика;
- принцип снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски и кредиторов, и инвесторов; - принцип оптимальности - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском с учетом наименьшего отрицательного влияния на экономику как региона, так и всего государства;
- принцип прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств и всех заинтересованных пользователей к достоверной информации об экономическом положении субъекта Российской Федерации, о параметрах долговых обязательств, подлежащих к погашению и о параметрах погашенных долговых обязательств
Таким образом, управление госдолгом непосредственно воздействует на финансовый подъем, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, размера вложений в экономику государства в целом и в реальный сектор экономики.
Глава 2 Оценка эффективности управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
2.1. Структура и динамика изменения государственного внутреннего долга Российской Федерации
Оценка эффективности управления государственным долгом, корректировка текущих и перспективных задач осуществляется на основании анализа объема и структуры государственного долга, объективной оценке его текущего состояния. Рассматриваются абсолютные показатели – размер государственного долга, значение затрат на его обслуживание и погашение, и относительные показатели – процентное соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта (ВВП) и доля затрат на погашение и обслуживание государственного долга в обшей сумме затрат бюджета.
Размеры и структура государственного внутреннего долга являются ключевыми элементами Программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований которые утверждаются одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
По данным Счётной платы РФ за I квартал 2022 г., государственный долг России вырос на 3,6% — до 19,7 трлн. руб., составив 17% от прогнозируемого объёма ВВП. Это произошло за счёт увеличения внутреннего долга на 4,6% — до 15,4 трлн руб., доля которого составляет 78,4% в структуре российского госдолга. Рост внутреннего госдолга обусловлен увеличением обязательств по государственным ценным бумагам (ОФЗ). С начала 2022 года абсолютный показатель объема госдолга вырос на 1,1 трлн. рублей.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года утвержден в сумме 18 315, 272 млрд. руб., в соответствии с Федеральным законом о «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов». Сравнение показывает, что при условии сохранения динамики роста внутреннего госдолга государство способно его обслуживать и погашать.
Внутренний долг Российской Федерации образуется из облигаций федерального займа и государственных гарантий Российской Федерации.
В процентном соотношении объем государственных гарантий составляет 4,4 % от всего объема внутреннего долга, в абсолютном выражении на 01.04.2021 года - 702,124 млрд. рублей.
Основная доля внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, приходится на рынок облигаций федеральных займов (ОФЗ).
Рис.1 Структура внутреннего долга России на 01.04.2022
Анализ рисунка 1 позволяет сделать вывод о том, что в структуре внутреннего долга России, выраженного в ценных бумагах, на 01.04.2022 года наибольшая доля приходится на облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД) – 59,8%; облигации федерального займа с переменным купонным доходом – 32%; облигации федерального займа с номиналом, индексируемым в зависимости от уровня инфляции (ОФЗ-ИН) составляют 4,5%; 3,7% - прочие займы. Анализ статистических данных Минфина РФ показывает, что структура в части превалирования ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК в период с 2016 года не претерпела значительных количественных и качественных изменений. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, объём ОФЗ-ПД вырос на 8,7%, объём ОФЗ-ИН вырос на 14,3%. Дело в том, что в начале 2022 г. доходность по ОФЗ, как с длинными, так и с короткими сроками погашения, увеличилась из-за негативного влияния возросшей доходности на американском рынке. Это обусловлено ростом инфляционных ожиданий в США и санкциями в отношении российского госдолга, введёнными в апреле 2022 г., что отразилось на международных финансовых рынках. Рассмотрим динамику роста внутреннего государственного долга последних 10 лет:
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации,
млрд. рублей
Год* | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Сумма долга, всего | 4 190.553 | 4 977.898 | 5 722.239 | 7 241,169 | 7 307,611 |
В т. ч. государственные гарантии РФ | 637.334 | 906.638 | 1 289.854 | 1 765,456 | 1 734,516 |
| | | | | |
Год* | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Сумма долга, всего | 8003,455 | 8 689,639 | 9 176,396 | 10 171,932 | 14 751,438 |
В т. ч. государственные гарантии РФ | 1 903,114 | 1 442,515 | 1 426,922 | 840,530 | 695,245 |
* по состоянию на 01 января каждого года
Как мы видим, абсолютный показатель - размер внутреннего государственного долга за последние 10 лет существенно вырос (более чем в 3 раза).
Значительное увеличение объема внутреннего государственного долга произошло в 2014 году. Это связано с ухудшением мировой рыночной конъюнктуры и введением санкций со стороны США и ЕС против России, а также, как следствие, исчерпанием резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета.
2.2 Анализ долговой устойчивости и платежеспособности Российской Федерации
Дать объективную оценку ситуации позволяет относительный показатель, сравнивающий госдолг с валовым внутренним продуктом (ВВП), который раскрывает «запас прочности» государства. Чем выше показатель, тем тяжелее государству погасить свою задолженность. Низкая доля государственного долга по отношению к ВВП говорит о наличии достаточного уровня экономической продукции для покрытия всех обязательств.
Согласно данным Минфина РФ, по состоянию на 1 апреля 2022 г. отношение госдолга РФ к прогнозируемому уровню ВВП составило 17%. . Это немного ниже, чем в конце 2020 г., однако выше уровня 2019 г. До 2020 года эта доля не превышала 14,5%.
Показатели от года к году растут, но не превышают пороговых значений. Даже при планируемом умеренном увеличении госдолга из-за проблем на нефтегазовом рынке и ситуации с COVID-19 его отношение к ВВП не является критичным и этот показатель остаётся одним из самых низких в мире.
Самый высокий уровень отношения госдолга к ВВП в последние несколько лет наблюдается в Японии (273,1%), США (132,8%), Бразилии (98,4%), Индии (86,6%), Германии (70,3%).
Всемирный банк определяет пороговую величину для государственного долга на уровне 77% ВВП.
Важными показателями долговой устойчивости являются доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов и отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета. Данные приведены в таблице 2:
Таблица 2
Показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2017–2022гг.
Наименование показателя | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | Порог |
Государственный долг РФ, % ВВП | 13,6 | 12,9 | 13,5 | 12,2 | 14,6 | 17,0 | <50% |
Доля государственного внутреннего долга в общем объеме госдолга РФ, % | 72,0 | 75,2 | 71,4 | 73,8 | 76,6 | 78,4 | >50% |
Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета, % | 3,8 | 4,3 | 4,7 | 4,7 | 5,2 | 5,8 | <10% |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета, % | 9,2 | 9,6 | 8,0 | 9,9 | 9,0 | 10,1 | <10% |
На основании долговой нагрузки стране присуждается рейтинг: чем он выше, тем более привлекательна страна для инвестиций. Отношение госдолга к ВВП ниже 30% говорит о низком уровне рисков. Высокие показатели качества долговой нагрузки РФ приводят к тому, что по классификации крупнейших рейтинговых агентств уровень надёжности её долговых обязательств достигает инвестиционного класса.