Файл: Российский внутренний долг причины возникновения и перспективы погашения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- чрезвычайные обстоятельства, если резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям. Примером является ситуация с пандемией, когда срочно потребовались значительные бюджетные средства на социальные выплаты и меры поддержки хозяйствующих субъектов и финансирования увеличившихся расходов в системе здравоохранения;

- экономические спады, ведущие к уменьшению налоговых поступлений и возникновению бюджетного дефицита, который погашается государственными займами;

- иные кризисные явления в экономике – неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики. Часто причиной крупных бюджетных дефицитов является снижение доходной части бюджета без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей, неэффективное расходование бюджетных средств, теневая экономика, коррупционные и популистские явления и прочее;

- крупные государственные инвестиции, как средство государственного регулирования экономики, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в ее структуре;

- социально-экономическая политика государства, которая обязана реагировать на происходящие изменения в мире и внутри государства. В данном случае требуется структурная перестройка экономики, принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, которые требуют больших денежных средств;

- чрезмерные обязательства и просчеты в социальной политике, социальные изменения. Например, повышение удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения влечет за собой рост государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение.

Перед государством стоит множество задач, требующих значительных капиталовложений. Это здравоохранение, система образования и культура. Также большой нагрузкой на бюджет является направление оборонного значения, кроме того, требуется постоянная поддержка экономической сферы в целях диверсфикации экономики.

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

1) Сокращение бюджетных расходов. Например, если государство откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишится шансов на обра­зование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных. Поэтому максимум того, что пока может себе позволить российское государство, — понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате такой финансовой политики государственные школы и больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение учебных пособий, библиотеки и музеи лишаются возможности расширять свои фонды и ремонтировать залы, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду.


Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь — если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

2) Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, можно попробовать повысить налоги или пошлины, но чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов го­сударства:

- люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;

- люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

3) Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для фи­нансирования государственных расходов.  Самый легкий и самый опасный способ «затыкания дыр» в бюджете — выпуск (эмиссия) государством денег сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, мо­нополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать допол­нительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам.

Общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков (если государство попытается установить ограничения на рост цен). Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным.

Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда про­игрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста до­ходов налогоплательщиков.

Дело в том, что расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

4) Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить. У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего, у собственного, т. е. государственного, банка. Этот путь использовала в 1992—1994 гг. Однако, возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка,

государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить.

В настоящее время заимствование осуществляется путем продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги — обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег. Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную — необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает, таким образом, государственный долг.

1.3. Управление государственным долгом
Существование государственного долга подразумевает необходимость управления им, то есть, регулирования его величины и структуры, определения условий и осуществления новых заимствований и государственных гарантий, обслуживания и погашения долга, контроля эффективности за использованием заимствованных средств.

Процесс управления государственным долгом в Российской федерации осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти: Правительством РФ либо уполномоченным им органом - Министерством финансов РФ, на уровне субъекта РФ - финансовыми органами исполнительной власти субъекта, в муниципальных образованиях – распорядительными муниципальными органами власти.

Высший орган управления государственным долгом в Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, которое в федеральных законах определяет основные нормы, принципы и направления финансовой политики в стране, а также утверждает параметры государственного долга – предельный размер государственного долга, предельный объем годового заимствования, расходы на обслуживание государственного долга (Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год), условия и пределы предоставления государственных гарантий и др.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие основные задачи:


- удержание величины внутреннего долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность и позволяющем органам власти выполнять принимаемые обязательства по программам социально-экономического развития;

- минимизация стоимости долга и обеспечение обслуживания и погашения государственного долга;

- достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств;

- оперативная диверсификация (перераспределение) долговых обязательств по срокам заимствования, доходности, видам выплаты доходов и т.д. для удовлетворения потребностей инвесторов;

- контроль и координация действий органов управления государственным долгом разных уровней власти.

Система органов управления государственным долгом имеет следующую структуру:

Президент РФ - координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере управления государственным долгом Российской Федерации, путем назначения на должности Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России, предоставления бюджетного послания, касающегося также вопросов государственного долга, использования права законодательной инициативы или вето в части совершенствований правового регулирования отношений в сфере государственного (муниципального) долга.

Федеральное Собрание в законе о федеральном бюджете и программах заимствований определяет «законодательную» стратегию управления государственным долгом, принимает федеральные законы о федеральном бюджете и утверждает программа внешних и внутренних заимствований.

Правительство РФ осуществляет оперативное управление осуществляет,

Минфин России по поручению Правительства РФ непосредственно управляет государственным долгом (планирует, прогнозирует, учитывает и осуществляет финансово-долговые операции). Минфин России выступает от лица Правительства РФ в качестве заемщика как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке.

Банк России осуществляет обслуживание государственного долга . Между Минфином России и ЦБ РФ устанавливается сотрудничество в области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним и внешним государственным долгом. ЦБ РФ осуществляет операции по государственным ценным бумагам
. а именно, их куплю-продажу, выкуп, выдает кредиты под залог государственных ценных бумаг. выступает в качестве агента Минфина России по размещению новых выпусков государственных долговых обязательств.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением из источников финансирования дефицита бюджета, а также санкционирует и финансирует расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, тем самым контролируя сроки и полноту исполнения государственных долговых обязательств со стороны Банка России и других уполномоченных финансовых организаций.

Органом финансового контроля в сфере государственного долга выступает Счетная палата РФ, которая осуществляет контроль за государственным долгом, ЦБ РФ и движением средств федерального бюджета в кредитных организациях. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ проявляется в контроле за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре, целевому назначению государственных займов и государственному долгу. Также Счетная палата РФ осуществляет непосредственный контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов, предоставляемых Российской Федерации.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Регулирование долговых обязательств осуществляется целым рядом рыночных и административных инструментов, в том числе:

- реструктуризация - погашение долга с одновременным заимствованием в том же объеме других долговых обязательств с иными условиями (проценты, суммы и сроки выплат и пр.);

- рефинансирование - погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов;

- конверсия - изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

- консолидация - увеличение сроков действия уже выпущенных займов;

- унификация - объединение различных долговых обязательств в новом;