Файл: Феномен музыки. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние обучающихся.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 84»

Тема: «Феномен музыки. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние обучающихся»


Подготовили: Сидоренко Т.,

ученики 9А класса.

Руководитель: Левченко О.Н.
г. Саратов

2015
Содержание:

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1.Музыкотерапия, как один из способов воздействия музыки……4
1.1.Сведения из истории………………………………………………………..5
1.2.Основные терапевтические функции музыки…………………………..6
1.3.Виды и формы музыкотерапии …………………………………………...8
1.4.Направления музыкальной терапии……………………………………...9
1.5.Формы музыкальной терапии……………………………………………10
Глава2. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние школьников……………………………………………………………………..10
2.1. Влияние музыки на психику школьника……………………………...10
2.2 Воздействие музыки различных стилей на психику…………………12
3. Исследование…………………………………………………………………13
Вывод…………………………………………………………………………….18


Библиографический список…………………………………………………..19

Приложение……………………………………………………………………..21

Введение

Восприятие музыки -

это познание самого себя

Ф.Лист

Музыка – феноменальное явление. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение.

Музыка с нами повсюду: мы слушаем ее в дороге, дома. Она развлекает, лечит, воспитывает, но также приносит агрессию, хаос, следовательно, оказывает заметное воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Её взаимоотношения с человеком удивительны, она занимает важное место в жизни каждого, а особенно подростка. У каждого из нас свои устойчивые музыкальные предпочтения, вкусы, а у подростков они неразборчивы. Зачастую выбранная ими музыка оказывает негативное влияние на их психику. В связи с этим перед нами встали такие вопросы: Какую музыку предпочитают слушать подростки? Какое воздействие она оказывает на них? Какая музыка положительное влияние на психику?

Проблема:

Не сформированный у школьников навык выравнивания психоэмоциональных состояний через музыку.


Цель исследования – изучить особенности влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьников.

Задачи:

  1. Собрать и изучить информацию о благотворном влиянии музыки на человека (о музыкотерапии).

  2. Провести исследования, подтверждающие или опровергающие позитивное влияние музыки определенных стилей на психоэмоциональное состояние школьника.




  1. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

  2. Разработать рекомендации для родителей, педагогов по выравниванию психоэмоционального состояния школьников через музыку, разработать диск с музыкальных композиций, различных жанров, позитивно воздействующих на личность ребенка.

В данной работе были использованы следующие методы:

  • изучение и анализ литературных источников;

  • опрос;

  • анкетирование;

  • статистическая обработка результатов;

  • измерение пульса учащихся при прослушивании музыки разных жанров;

  • ассоциативное рисование под разные музыкальные композиции.

Объект исследования: психоэмоциональные состояния подростков.

Предмет изучения: влияние музыки на подростков.

Гипотеза исследования: классическая музыка оказывает позитивное воздействие на выравнивание психоэмоционального состояния школьников, в то время как тяжелый рок оказывает негативное влияние на неустойчивую психику учеников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

полученные мною данные могут быть использованы педагогами на классных часах, родительских собраниях с целью формирования у школьников навыка выравнивания психоэмоционального состояния через специально подобранную музыку. Перечень музыкальных композиций представлен в памятке, а сами произведения собраны на диске.

Глава 1.Музыкотерапия, как один из способов воздействия музыки.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов. Воздействие музыки может быть и целебным. На основании этого в психологии сформировалось такое направление как музыкотерапия.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».

Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.



    1. Сведения из истории.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Одни мелодии великий ученый использовал “чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя”, другие мелодии – “против ярости и гнева, против заблуждений души”.[11]
Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. По некоторым версиям от нее и произошла известная всему миру тарантелла.
В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная эпидемия знаменитой виттовой пляски. По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки, непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку.

Таким образом, история человечества знает немало примеров лечения музыкой психических недугов, т. е. терапевтического воздействия музыки.
1.2.Основные терапевтические функции музыки.

Специально подобранная музыка производит мощное энергетическое воздействие. Она оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы. Майкл Аргайл называет музыку признанной формой лечения душевных недугов. Дополняя позицию американского ученого, отметим, что она также нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение и в целом ускоряет выздоровление. Музыка лечит от бессонницы, невроза, депрессии, оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс). Но существует и вредная с терапевтической точки зрения музыка. Она отличается частыми диссонансами,отсутствием формы, нерегулярностью ритмов, повышенной громкостью звучания. Экспериментально установлено, что, если бой барабанов типа «тамтама» превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок.


Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Она может выступать в роли интеллектуального катализатора, усиливающего интуитивное познание внутренних свойств явлений. Музыкальное влияние устраняет категоричность суждений слушающего, стирает стереотипы и преодолевает максимализм мышления. 

Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Но ее интегрирующее действие проявляется не только на глобальном, но и на межличностном уровне. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию,  «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров. Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов. Однако следует учитывать, что по  восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон представляет собой акустический наркотик, благодаря которому у человека исчезает чувство одиночества и страха. А для второго типа людей музыка неприятна. Им приятнее тишина. Но абсолютная тишина для человека   разрушительна, поскольку в шумоизоляции утрачивается чувство реальности, снижается пульс и возникает депрессия. 

Музыка формирует общее настроение слушателя. При этом эмоциональная окраска образов, которые возникают при ее восприятии, различна в зависимости от степени музыкальной подготовки и интеллектуальных особенностей слушателя. Американские исследователи Хиллс и Аргайл (Hills & Argyle, 1998) выяснили, что поющие в хоре переживают эмоциональное состояние, сходное с тем, что чувствуют верующие.

Музыка может быть вспомогательным средством психодиагностической, консультационной, психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. Она облегчает процесс эмоционального реагирования. 

Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания, например, некоторых произведений классической музыки мозг человека получает необходимый отдых. Во время прослушивания в сознании человека могут рождаться образы, картины и ассоциации, пробуждающие воспоминания, побуждающие обдумыванию, размышлению, к направлению психической энергии в мир мысли, фантазии и чувства. Именно поэтому музыкальная релаксация носит не только эмоциональный, но и интеллектуальный характер.


Музыка возвышает эстетические потребности человека. Например, религиозная музыка дарит чувство покоя, помогает не только справляться с болью, но и поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы.

Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Психологи часто приводят пример о поссорившихся супругах, оказавшихся на грани развода, яростно споривших о чем-то на кухне и вдруг услышавших игру на фортепиано их дочери. Она играла сонату Йозефа Гайдна. Отец и мать, очарованные звуками музыки, молчали несколько минут... и помирились.

Таким образом, музыка выполняет разнообразные психотерапевтические функции. Одним словом, она полифунцкиональна. Психотерапевтических функций музыки гораздо больше тех, что мы указали. Поэтому данный перечень, безусловно, можно продолжить.
1.3.Виды и формы музыкотерапии.

Можно выделить две основные формы музыкотерапии: активную и пассивную (рецептивную).

Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде сочинения, воспроизведения музыки; импровизации с помощью голоса и музыкального инструмента.

Пассивная музыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде музыкальной коммуникации, возникающие при совместном прослушивании музыки; музыкального реагирования направленного на достижение катарсиса; музыкальной регуляции снижающей нервно-психическое напряжение.


1.4.Направления музыкальной терапии.

Музыкотерапия в ХХ веке оформилась в несколько школ.

Шведская школа (основоположник — А.Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа.

Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.