Файл: Феномен музыки. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние обучающихся.doc
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач.ХХ столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение.
Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.
Специальные методики исцеления пением положены в основу системы С.В.Шушарджана (Москва). В прошлом оперный певец выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.
Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.
1.5.Формы музыкальной терапии.
Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, двнжение под музыку.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры и т.д.
Глава 2. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние школьников
2.1. Влияние музыки на психику школьников среднего и старшего звена
Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекает ритмично, а музыка, как ритмичный раздражитель помогает их стимулировать. Подростковый возраст характеризуется эндокринной нестабильностью или «гормональной бурей», что влечет за собой нестабильность и нервной системы[3]. При прослушивании музыки различных стилей у школьника изменяется ритм дыхания, подскакивает или падает давление, изменяется пульс, снимается или возникает мышечное напряжение. Несформированные музыкальные вкусы способны расшатать и без того неустойчивую нервную систему ребенка.
На сегодняшний день одним из основных качеств зрелой личности является творческое мышление, умение мыслить образами, принимать нестандартные решения. Творческая личность стремится сделать гармоничной свою жизнь и жизнь окружающих. Эти важнейшие качества формируется у ребенка со школьной скамьи. Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Психологической особенностью среднего и старшего школьного возраста является особая чувствительность к собственным переживаниям и переживаниям других, проявляется интерес к саморазвитию и самовоспитанию. И оттого, в какой музыкальной атмосфере живет подросток, зависит и формирование личности человека.
В подростковый период школьные интересы уступают место внеучебным. Спецификой интересов в этом возрасте является то, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной степени старшие школьники интересуются тем, чем интересуются его друзья, и если он хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании, или является знаком принадлежности к ней ( например, фанатичное увлечение какой – либо рок, или панк- группой и т.д.).Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностью в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростков вопросы. Ди Снайдер пишет по этому поводу: «Слушая рок-н-ролл – и притом громко…я хоть на время находил спасение от сумятицы чувств».[3]Музыка формирует общее настроение слушателя.
2.2 Воздействие музыки различных стилей на психику
Американские исследователи решили изучить влияние различных музыкальных стилей на психику человека, сообщает Reuters.
Результаты показали, что церковная музыка помогает расслабиться, вселяет уверенность, укрепляет дух и даже снижает болезненные ощущения. Классическая музыка стимулирует мышление, помогает сосредоточиться, положительно влияет на память.
Однако существует ряд музыкальных стилей и направлений, которые оказывают индивидуальное и неоднозначное влияние на психику.
Оказывается, джаз, блюз, соул тонизируют, но одновременно настраивают на романтический лад. Рок и металл, например, одних вдохновляют, а других способны вогнать в депрессивное состояние.
Психологи считают, что музыка - хороший инструмент, имеющий различные эффекты на настроение и состояние человека. Каждый человек может сам подобрать приятную музыку и использовать ее для воодушевления или успокоения, в зависимости от желания на момент выбора.[8]
Классическая музыка способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие, стимулирует мышление, помогает сосредоточиться.
Джаз, блюз и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат выразительные африканские мелодии, могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости , рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность.
Румба, маранта, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.
Рок-музыка может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
Спокойная фоновая музыка или современные оркестровые, в которых нет четких ритмов, усиливает состояние расслабленной готовности.
Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может возбуждать нас, повысить активность.
Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить нас и привести в состояние умиротворения.[9]
3.Исследование.
Мы провели исследование, которое состоит из нескольких этапов:
-
Исследование, в котором одиннадцатиклассникам предлагалось 4 отрывка различных музыкальных направлений для прослушивания, под них ученики должны были выполнить рисунки возникающих ассоциаций, образов. А также было предложено анкетирование по поводу прослушанного. -
Исследование учащихся 5 А, Б классов, в котором чередовались 2 музыкальных отрывка противоположных по стилю с измерением пульса учащихся. -
Анкетирование учащихся 11 классов направленное на внедрение результатов эксперимента.
Для первого исследования мы подготовили 4 отрывка разных музыкальных стилей:
-
Одинокий пастух (классическая музыка). -
IOWA – Маршрутка (поп музыка) -
Rammstein Rammstein Rammstein - Du hast (хард-рок) -
Djsnertel - Djsnertel (клубная молодёжная музыка)
В течение 2 минут ученики должны были под каждую композицию изобразить ассоциации и образы, которые у них возникали под влиянием музыки. По завершению работы старшеклассники должны были отметить музыкальный трек, который им больше всего понравился. [приложение 1.]
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что при прослушивании классической музыки у учащихся наблюдались психоэмоциональные состояния покоя, радости, наслаждения, расслабления (Например: школьники рисовали радугу, приятное времяпровождения, солнце, романтические ночи).
В эксперименте учувствовало 33 человека (учащиеся 11 класса).
Классическая музыка (Одинокий пастух) вызвала у опрошенных следующие психоэмоциональные состояния:
-
Состояние покоя, расслабления, радости- 24 чел. (77%) -
Нейтральное состояние - 5 чел.(15%) -
Состояние агрессии- 4 чел.(8%)[Приложение 2.]
При прослушивании поп-музыки у большинства учащихся возникали романтические настроения, в результате которых они рисовали влюбленных людей, романтические встречи, сердечки, цветы, некоторая же часть рисовала одиночество цветущая сакура, большой город),но в этих рисунках присутствует ожидание любви. Необычным показался рисунок, на котором изображен человек, занимающийся йогой (стремление к самосовершенствованию).
В опросе принимало участие 33человека.
Поп музыка (IOWA – Маршрутка) вызвала у опрошенных следующие настроения:
-
Романтика-31чел. (92%) -
Одиночество-2чел.(8%)[Приложение 3.]
При прослушивании рок музыки учащиеся рисовали смерть, гитары и барабаны, которые символизирует громкий раздражающий звук, следовательно, у учеников возникает негатив, который так же подтверждают молнии, ирокезы, мусор, преступность, скорость.
Необходимо отметить, огромное количество острых предметов.
В опросе принимало участие 33 человека.
Рок музыка (Rammstein Rammstein Rammstein - Du hast ) вызвала у опрошенных 2 настроения:
-
Позитивный настрой-24 чел. (73%) -
Негативный настрой- 9 чел.(27%)[Приложение 4.]
Стоит отметить, что положительно настроены на прослушивание рок - композиций те участники опроса, которым вообще нравится тяжелый рок.
Это объясняется склонностью подростков к противопоставлению себя официально принятой массовой культуре.
Четвертой музыкальной композицией стала современная клубная музыка. Здесь можно констатировать состояния расслабления, спокойствия, настрой на отдых, желание танцевать возникает у большинства опрошенных. На рисунках дети изображали яркий макияж, клуб, отблески зеркального шара и цветомузыки.
Необходимо отметить, что клубная музыка знакома и приятна для большинства.
В опросе принимало участие 33 человека.
Клубная современная музыка (Djsnertel - Djsnertel) настраивает учеников на:
-
Отдых-31 чел.(90%) -
Романтику-1 чел.(4%) -
Отрицательный настрой-1 чел. (4 %) [Приложение 5.]
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что классическая музыка оказывает умиротворяющее, положительное воздействие на психоэмоциональное состояние школьников. Похожее действие оказывает поп музыка, которая вызывает романтические чувства, поднимает настроение школьников. Негативную окраску на эмоциональное состояние оказывает рок музыка, от которой ученики чувствуют себя плохо, детям не нравиться громкий отупляющий звук.
Так же по результатам анкетирования старшеклассников, выяснилось, что из 33 человек:
-
Классическую музыку любт-4 человека (15%),
-
Поп музыку-10 человек (39%), -
Рок музыку-7 человек (27%), -
Клубную-5 человек (19%) [Приложение 6.]
Соотнеся полученные данные по рисункам под музыкальные композиции и результаты анкетирования старшеклассников о любимом музыкальном жанре, мы получили интересные данные.
Большинство участников (39%) любят поп музыку. Это легко объяснить тем, что психика школьников формируется под воздействием той музыкальной культуры, которая преподноситься с экранов телевизора, из интернета.
Следующая по популярности – рок музыка (27%). Этот факт можно объяснить психологической особенностью данных участников, о которых я говорила ранее.
Мы выяснили, что классическую музыку предпочитает небольшое количество учеников (15%). Что объясняется недостаточно развитой культурой воспитания, в том числе и музыкальной. Очень мало такой музыки звучит в СМИ, небольшое количество школьников посещает концертные залы.
Таким образом, нами выявлено несоответствие: слушают классику единицы, но тем не менее эта музыка выравнивает психоэмоциональное состояние школьника.