Файл: Феномен музыки. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние обучающихся.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во втором исследовании мы измеряли пульс учащихся:

- в спокойном состоянии,

-при прослушивании классической музыки, рок музыки, и снова классической музыки.

В исследовании принимали участие 40 человек (учащиеся 5 А, Б класса).

  • В спокойном состоянии средний пульс учеников составил 87 уд./мин.

  • При прослушивании классической музыки-75уд./мин.

  • При прослушивании рок музыки-140уд./мин.

  • При прослушивании классической музыки-95уд./мин.

Вывод: классическая музыка благотворно влияет на психоэмоциональное состояние учащихся, и наоборот, тяжелый рок оказывает негативное влияние на состояние учащихся.

В третьем исследовании проводилось анкетирование среди учащихся 9-11 классов.

Учащимся была предложена анкета. [Приложение 7.]

В анкетировании принимало участие 75 человек.

На 1 вопрос: «Хотели бы вы, чтобы на переменах в школе играла музыка?», были получены следующие ответы:

- положительно ответили - 62 человека(83%);

- отрицательно - 13 чел. (17%) [Приложение 8.]

2 вопрос: «Какая музыка должна играть в школе?»:

-поп музыку выбрали 43 чел.(57%),

-рок музыку предпочли 24 чел. (32%),

- классическую музыку- 8 чел.(11%) [ Приложение 9.]

На 3 вопрос: «Как вы считаете, если музыка будет играть на перемене, как она будет влиять на ваше психоэмоциональное состояние?» мнение опрошенных незначительно разошлось:

-позитивно-67 чел.(89%)

-негативно-8 чел.(11%) [Приложение 10]

4 вопрос звучал следующим образом: «Какое действие на вас оказывает классическая музыка?»

-расслабляет-70 чел.(93%)

-напрягает-5 чел.(7%) [Приложение 11,12]

На наше предложение вводить звучание музыки на переменах, большинство учеников ответили согласием, т.к. они считают, что музыка успокаивает и расслабляет. Вопрос – какую музыку? Классическую музыку почти не слушают, ее не любят. Но по данным опроса видно, что она успокаивает и расслабляет практически всех.

Таким образом, нами выявлено несоответствие: слушают классику единицы, но тем не менее, эта музыка выравнивает психоэмоциональное состояние школьника..

Вывод

Проведя исследования, подтверждающее влияние музыки различных стилей, наиболее часто оказывающихся в «поле зрения» современного школьника (а именно клубного стиля, рок-музыки, популярной и классической музыки, с последней он в основном встречается на уроках музыки и МХК в школе) на их психоэмоциональное состояние и заинтересовавшись возможностью благотворного воздействия на психику школьника классики, мы пришли к следующим выводам.


Именно музыка может стать важным фактором выравнивания психоэмоционального состояния школьника, которое в этом возрасте отличается нестабильностью, а также - катализатором коммуникативных и интеллектуально-эстетических способностей.

Так как музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека и во время прослушивания некоторых произведений мозг человека получает необходимый отдых, со старшеклассниками в процессе моего эксперимента прорабатывался вопрос о возможности включения музыки во время перемены. Ответ получился в целом положительным. Большинство учеников хотели бы слышать музыку на переменах. Таким образом, ученики становятся участниками пассивной музыкотерапии. Релаксирующее и одновременно эмоционально обогащающее воздействие музыки подтвердилось и анкетированием, и тестированием, и измерением пульса. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была доказана.

Поставленная перед нами задача создания диска с музыкой, положительно воздействующей на психику, а так же буклета, с музыкальными рекомендациями, была реализована. Предложенная нами выборка подходящих мелодий основывалась на рекомендациях ведущих психотерапевтов.

Не следует забывать о том, что есть чувствительные люди к  восприятию музыки. Для них музыка не сможет стать акустическим наркотиком, благодаря которому исчезнет чувство одиночества и страха. Они предпочли бы тишину, которой в школе на перемене быть не может. Тихие звуки природы, сплетающиеся с негромким звучанием классических мелодий, были бы для них идеальны. Но в ситуации гомона на переменах, шумовой порог только бы усилился. Выход один – научить воспринимать музыку не только как акустический фон. Этому может быть посвящено мое следующее исследование в русле, заданном данной работой.

Библиографический список

  1. О.В.Глазунова «Влияние музыки на организм человека» Ростов-на-Дону КМЦ «Прометей» 104 стр.

  2. А.Грецов «Практическая психология для подростков и родителей» М. – Питер 2007г. 214 стр.

  3. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и специальных учебных заведений./ Под ред. И.В.Дубровиной.- 2-е издание. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 стр.

  4. Чеpедниченко Т.В. Мyзыка в истоpии кyльтypы. - Долгопpyдный:

Аллегpо-пpесс, 1994. -199 стр.

  1. http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=71410&from=base

  2. http://tolks.ru/?to=2&what=search&slv=all&file=%CA%EB%E0%F1%F1%E8%EA%E0&here=1&imageField.x=19&imageField.y=5

  3. http://www.evoc.ru/index.php?voc_id=1&word_id=48456

  4. А.Грецов «Практическая психология для подростков и родителей» М. – Питер 2007г. 214 стр.

  5. http://www.biolinespb.ru/classikmusik.html

  6. http://kpravda.com/kak-vliyaet-muzyka-na-psixiku-i-zdorove/

  7. http://www.musicmail.ru/shdocs32