Файл: Контрольная работа Психология Выполнил обучающийся Студент 1 курса. Казак Алексей Юрьевич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Менее эффективный способ подачи обратной связи, так как у человека, получающего этим способом обратную связь, срабатывает психологическая защита (по З.Фрейду) – человек, не задумываясь, автоматически, избавляется от любой неприятной информации о себе, в случае, если речь идет о социально негативных, осуждаемых в обществе качествах, отрицательных чертах характера, негативных чувствах и т.п. Избавление от информации обратной связи происходит различными способами (разные виды защитных механизмов). Самый распространенный способ – перемещение внимания с себя на другого человека по формуле «Ты – козел, сам – козел». Результат действия разных защитных механизмов всегда одинаковый – человек испытывает эмоциональное облегчение, не чувствует боли собственного несовершенства, не расстраивается, может быть ему кажется, что он «ничего не чувствует», так как функция защитного механизма – избавить человека от неприятных эмоциональных переживаний, но одновременно человек избавляется от информации о себе в обратной связи, глубоко не задумывается о ней, вообще на рассматривает ее сам с собой, не соотносится, не анализирует, считает, что это она не имеет значения. Поэтому эффективность данного способа обратной связи низкая - человек не задумался о себе, цель обратной связи не достигнута.

3. Ты – высказывания могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам, если речь идет о негативных характеристиках, люди ругаются, играют в игру «Ты – козел, сам - козел» или избегают друг друга в дальнейшем общении.

Я-высказывание.

Строится по формуле:

Я (или мне) + чувствую (или ощущаю) такое-то (конкретно) чувство (или ощущение, состояние) + на такое-то конкретное внешнее проявление другого человека в процессе общения [2].

Человек, дающий обратную связь, определяет с помощью рефлексии чувство (или ощущение), которое испытывает в данный момент в общении с человеком, которому дает обратную связь, говорит «Я (или мне)», называет это чувство, далее определяет и говорит на какое именно внешнее проявление, поступок другого человека это чувство (или ощущение) возникло. 

Примеры:

Я радуюсь, если ты улыбаешься.

Я смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

Мне становится дискомфортно, когда люди близко подходят и пристально смотрят мне в глаза.

Существует два варианта Я-высказываний:


1) В Я-высказываниях избегать местоимения «ты». Абстрактно и обобщенно говорить вообще про всех людей. Например: Я расстраиваюсь, когда мне долго не звонят. Это предлагается произнести в качестве обратной связи человеку, который долго не звонил.

2) В Я-высказываниях не избегать местоимения «ты». Необходимо конкретно описывать именно внешне наблюдаемые проявления другого человека (поступки, действия), а не называть его качества, характеристики, не делать о них обобщений, не называть его возможного внутреннего отношения к вам, к чему-либо. Например: Я расстраиваюсь, когда ты мне долго не звонишь [2].

Характеристика Я-высказываний:

1. Менее распространенный способ подачи обратной связи, редко встречается особенно в российской культуре, так как редко кто так давал нам обратную связь. Требует специального обучения, тренировки, умения замечать многочисленные ошибки и исправлять их, а также закрепления, автоматизации в процессе каждодневного общения.

2. Наиболее эффективный способ подачи обратной связи, так как у человека, получающего обратную связь этим способом, не срабатывают психологически защиты, им нет необходимости защищаться, о их качествах не идет речь, не делаются выводы о них.

3. С помощью Я-высказываний возможно получить дополнительный положительный эффект для процесса общения – появляется шанс (не гарантия) улучшить напряженные отношения с человеком, если особенно он автоматически (не задумываясь, неосознанно) последует примеру – и также скажет о своих чувствах в ответ на обратную связь и обозначит, на что он реагирует в поведении, проявлениях другого человека [2].

Некоторыми исследователями вводится еще такое понятие как «вы-высказывание», которое по сути аналогично «ты-высказыванию», поэтому нет смысла останавливаться на нем подробнее.

6. Эффективное слушание
Эффективное слушание — активный процесс понимания и осмысления услышанного. Особенно оно необходимо в деловом и кризисном общении. Давно известно, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их [5].

Основные причины неумения слушать другого:

  • Поглощенность собственными мыслями.

  • Эмоциональная неуравновешенность, «уход» в собственные эмоции.

  • Уязвленное самолюбие и, как следствие, психологическая защита — заведомо отрицательное отношение ко всему, что будет сказано. Намеренное отсутствие желания слушать.

  • Выставление оценок сказанному партнером со своих личных эмоциональных позиций (например: «Какая чушь!»).

  • Потеря внимания и интереса к теме и партнерам.

  • Плохое владение техникой слушания и понимания.


Если человек хочет слушать и понимать партнеров (а это ему профессионально необходимо), нужно избегать все эти причины. Если он хочет, чтобы слушали его, следует позаботиться о том, чтобы эти же причины не возникли у слушателя:

  • не стоит слишком сильно перегружать его память и мышление, то есть не следует заставлять его удерживать в сфере внимания одновременно более пяти объектов или аргументов и обсуждать более одной проблемы;

  • по возможности контролировать эмоциональность партнера;

  • не обижать партнера и не выставлять ему оценок, а также не давать повода вести себя так по отношению к вам;

  • поддерживать его интерес к теме и к вам лично, а если не удается, вовремя организовать перерыв.

Человеку, участвующему в деловом общении, полезно знать некоторые приемы эффективного слушания и понимания:

1) весьма эффективная и относительно простая техника — нерефлексивное слушание — максимальное сосредоточение на речи собеседника при минимальном вмешательстве в нее, внимательное молчание. Такое поведение слушающего облегчает самовыражение говорящего. Нейтральные реплики, позы, жесты, мимика, выражающие заинтересованность и понимание, вызывают желание продолжать общение. Такое поведение особенно эффективно, а иногда и единственно возможно, если говорящий находится в кризисе, не уверен в себе, смущается, необоснованно пессимистичен или самокритичен, а слушающий хочет ему помочь;

2) выяснение — прямое обращение за уточнениями: «Пожалуйста, уточните...», «Я не понимаю, что вы имеете в виду» и т. п.;

3) перефразирование — собственная формулировка для проверки точности понимания: «Если я вас правильно понял...» Оно уместно в любых дискуссиях;

4) резюмирование основных мыслей и чувств говорящего, особенно при длительных переговорах, беседах;

5) отражение (или укрывание) чувств, главным образом основанное на понимании несловесных сигналов. Возможны уточнения: «Вероятно, вы чувствуете...». Но с открытым применением этого приема нужно быть крайне осторожным: возможно, партнер вовсе не хочет, чтобы другие поняли его чувства. Лучше промолчать и использовать свое понимание косвенным образом [5].

Основное в процессе делового общения — эффективный обмен информацией, но было бы заблуждением считать, что информация передается только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения образуют специфические каналы общения:


1) прямой — один партнер (источник) сообщает что-либо другому в явном виде, главным образом, словесно или с помощью специальных схем, чертежей, формул, образцов и т. п.;

2) косвенный — информация добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера, описанным ниже), результатом является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу;

3) управляемый косвенный — сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, для того чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению, «уловки».

7. Стили взаимодействия с людьми
Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ [5].

Императивный стиль

Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях [5].

Манипулятивный стиль

Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека [5].


Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания [5].
Список использованной литературы


  1. Богачкина Н.А. Психология: конспект лекций. Электронный ресурс. Режим доступа - https://shporgaloshka.ucoz.ru/psikhologija-konspekt_lekcij.pdf

  2. Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология общения. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2017. 464 с.

  3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009 – 576 с.

  4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д., Гафиатулина Н. Х. Психология делового общения. Учебное пообие. М.: Феникс. 2020. 298 с.

  5. Шарухин А. П., Орлов А. М. Психология делового общения. М.: Academia. 2012. 240 с.