Файл: Доклад по дисциплине Русский язык и культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный университет»

Факультет энергетики и управления

Кафедра «История и культурология»

Доклад

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Студент группы 2УТб-1 О.В. Колесников

Преподаватель А.В. Васильченко

2022

К сожалению, большинство людей не могут сами придумать и написать грамотный доклад или выступить с каким-либо рассказом на публику, да даже просто нормально сформулировать мысль и грамотно изложить – для многих целая проблема. Мне, как и многим другим, довольно часто доводилось в жизни слушать доклады и сообщения одноклассников или прочих товарищей, и очень сложно вспомнить, чтобы кто-то из них хотя бы просто внятно донёс информацию. Слушать даже простое зачитывание с листочка и понимать хотя бы сами произносимые слова, зачастую, мягко говоря, тяжело.

В древней Греции существовала целая наука – красноречие. И считалось, что хороший оратор – это человек, устами которого, говорит сам бог. Да и по сей день, человек, способный публично выступать, ценится не меньше. Поэтому уметь грамотно говорить – это очень важный навык.

Всегда, главным критерием оценки умственных способностей человека, была его речь. В большей степени именно по ней мы определяем умственные возможности человека. Разве можно назвать умным человека, который не может грамотно сформулировать и изложить свою мысль? А человека, который хорошо и уверено разговаривает с незнакомой публикой – глупым? Речь – это проекция мысли человека.

Есть 2 вида речи – подготовленная, то есть доклад или выступление, и почти всегда оно либо короткое, либо зачитывается с листочка. И произвольная, то есть, в большей степени сказанная на эмоциях, основанная на конкретной ситуации. И если в первом случае надо просто уметь грамотно и выразительно читать, то во втором случае речь идёт о создании и формулировании своей речи. Есть множество факторов, влияющих на речь: настроение, характер, интеллект, ум, образованность, воспитание и т.д... Но, как и везде, решающую роль играет – практика. Ораторское умение это такой же навык, который нужно тренировать и нарабатывать.


В основе любого обучения лежит принцип: – «Смотри и повторяй». И поэтому, окружение человека играет очень большую роль в его жизни. То же самое и в случае с речью. Есть теория, что далеко не каждый человек может сам придумать принципиально новые слова. Так, например: теоремы, единицы измерения, методы счисления часто носят фамилию своего открывателя, например: теорема Кельвина, Закон Архимеда, единицы измерения – ньютоны, джоули и т.д. Или же слова просто заимствуются из других языков, такие слова называются экзотизмами. А всё потому, что не всегда есть возможность придумать новое слово. Так же красивые фразы, шутки, повадки, целая манера поведения, в большинстве случаев повторяется человеком за кем-то другим. Ведь практически все знают такие фразы: «от верблюда», «в караганде», «что слышал» (если кто-то переспрашивает), «мечтать не вредно», «по качану», «до свадьбы заживёт», «счастье не в деньгах» и т.д... Так же, все знают одни и те же оскорбление и ответы на некоторые оскорбления, а так есть шутки, которые практически все слышали. Хотя, казалось бы, крылатых фраз, шуток или оскорблений можно выдумать, или видоизменить на свой вкус имеющихся, бесконечное множество, но почему-то каждый день мы слышим одно и то же...

Таким образом, сам собой напрашивается вывод – что, для развития более качественной и грамотной речи, важно как можно больше находить различных хороших собеседников или аудиторов, чтобы перенять у них что-то хорошее. Ну и так же, не менее важно, ограничить себя от «плохих» собеседников или аудиторов, потому что, так же как развиваться, человек может и деградировать.