Файл: 1. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



5. Опишите модели восприятия инвалидности в обществе.

В современном обществе понятию равноправия уделяется все больше внимания, в том числе это касается и инвалидов. В умах многих засело убеждение, что недостатки, которые лишают человека привычных функций, автоматически принижают его по сравнению со здоровыми членами общества. Сами инвалиды часто ощущают давление со стороны социума, что только мешает их адаптации и восприятию самих себя. Это выражается в том, что некоторые даже пугаются, когда видят человека в коляске или с синдромом Дауна; они думают, что это ненормально, и такие люди не смогут быть полноправными членами общества.
Для преодоления этой проблемы и были созданы медицинская и социальная модели инвалидности. Они помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон и найти рычаги давления на общество и госслужбы.
Виды моделей инвалидности В науке выделяют несколько подходов: Медицинский. В нем инвалидность объясняется через призму патологии, которую нужно лечить. Социальный. Его основа – избавление от барьеров, которые общество ставит вокруг инвалидов. Политико-правовой. Его корни уходят в положения, которые женщины и негритянские расы адресовали действующему законодательству. В условиях отсутствия доступа к информации, инвалиды не могут принимать участие во всех аспектах жизни социума. Согласно подходу к изучению инвалидности, ситуацию нужно исправлять, так как они являются полноправными членами общества. Культурный плюрализм. Данный утопический подход невозможно осуществить в реальности. Он отражает мир, в котором все люди равны, а интересы и особенности всех индивидуумов гармонично сочетаются
друг с другом

6.  Сформулируйте социальный подход к пониманию инвалидности

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

7.Какова роль философии в познании и изучении процессов социальной и образовательной интеграции?


Социальная философия рассматривает социальную интеграцию как форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживают и развивают (или не поддерживают) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования) и по отношению к участию в которой все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями ничем не ограниченное участие во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессах досуга, в работе, при реализации различных социальных ролей и функций и свободу выбора степени такого участия, его форм и способов. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Фундаментальный философский принцип интеграции (и инклюзии) — свобода выбора. Он реализуется соответствующей социальной политикой государства в сфере образования, закрепленной в государственном законе об образовании.

Интеграция в образовании рассматривается как право выбора каждым обучаемым места, способа и языка обучения; для учащихся с ООП в случае выбора ими в качестве места обучения образовательной организации общего назначения предусматривается создание условий, адекватных возможностям специальных коррекционно-образовательных учреждений (СКОУ), и полное включение в учебный процесс образовательной организации общего назначения (инклюзия). Для обычных учащихся образовательная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом и обеспечение для них качества и темпа обучения, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Указанные выше представления об образовательной интеграции и ее достаточно успешная реализация в зарубежных странах за прошедшие полвека подтверждены деятельностью мировой системы образования и подкреплены конкретными философскими позициями, соответствующими им научными теориями и методологическими подходами.

Каковы же теоретико-методологические основания инклюзивного обучения и перспективы его реализации, исходя из философского осмысления данного феномена?

Для философии как одной из форм общественного сознания имеют большое значение разработка мировоззренческого фундамента образовательной интеграции как новой социокультурной реальности и выработка методологических основ познания закономерностей внедрения и развития инклюзивных процессов. Это осуществляется в таких философско-методологических аспектах, как: историко-философский, онтологический, гносеологический, аксиологический, философско-антропологический, социально-философский.


Принимая во внимание существование принципа методологической относительности, в соответствии с которым та или иная педагогическая парадигма (традиция, система) обусловлена определенными (нередко — разными) философско-методологическими установками и нормами, можно констатировать, что отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов ее реализации в образовательной практике опираются на различные (хотя и имеющие много общего) методологические, а значит философские и научно-теоретические позиции. Так, например, отечественные исследователи (Кобрина Л.М., Разу- мова О.Ю. и др.) в изучении вопросов теории и практики интегрированного обучения ориентируются на идеи марксистской философии как методологической основы советской психологии (Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л. и др.) и дефектологии (Боскис Р.М., Власова Т.А., Зыков С.А., Лубовский В.И., Шиф Ж.И.) в отношении проблем, значимых для специальной педагогики и специальной психологии, — культурноисторическую психологию, теорию деятельности, концепцию единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизон- тогенеза и др.

В основе зарубежных концепций интегрированного (инклюзивного) обучения лежат философские идеи экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, в теории и методологии конкретных наук — психологии, педагогики, социологии, — преломляющиеся в интерактивный подход, который в своем развитии произвел персоналистское, социально-феноменологическое и социально-экологическое направления, ставшие в зарубежной педагогике теоретико-методологическим основанием инклюзивного образования. Широкое распространение здесь получила и конструктивистская методология.

В философии интеграции получила признание феноменологическое понятие «жизненный мир» (Г. Антор, К. Молленхауэр,

О. Шпек и др.). Ссылаясь на Т.В. Фуряеву (2002), приведем определение этого понятия, предложенное К. Молленхауэром: «Педагогическое пространство как смысловая конструкция должно быть продумано в рамках конкретных общественно-исторических условий, влияющих на педагогический процесс. Исходя из этого, педагогическая смысловая конструкция определяется не сама по себе, но в контексте своего общественного местоположения. Для данного общественного местоположения мы выбираем название “жизненный мир”. Жизненный мир превращается в педагогическое пространство, когда в нем присутствует деятельность, или деятельностные намерения всех взаимодействующих сторон, где смыслообразующим элементом выступает интерсубъектность. Такое понимание воспитательного пространства позволяет учитывать ситуацию саморазвития ребенка с ограниченными возможностями, его интересы и потребности в самореализации, которые формируются в социальной среде и под ее влиянием».


В 1980-х гг. во многих европейских странах и в США стало шириться экологическое движение как ответная реакция на недостатки индустриального общества позднего модернизма (увеличение дистанции между бедностью и богатством, отсутствие равных стартовых возможностей для детей, экологический кризис, селективность школ и социальных институтов и др.). В педагогике возникла и была признана экологическая парадигма. В ней важная роль отводится социальному окружению ребенка, которое представляет собой не просто сумму различных факторов, а их системное объединение, предполагающее участие в создании благоприятных условий для развития ребенка. Понятие «экология» происходит от греческого oikos «дом, убежище» и по смыслу означает место, комфортное для жизни («я у себя дома»). Как в биологии, где у того или иного живого существа имеется своя «биологическая ниша», так и у человека должна быть своя, комфортная для него «жизненная ниша» (Шпек О., 2003). Применительно к инклюзивному обучению экологический подход означает, что вся педагогическая деятельность предназначена служить тому, чтобы ребенок с нарушениями развития, несмотря на имеющиеся у него ограничения, чувствовал себя комфортно в своем жизненном пространстве. Именно поэтому педагогическая помощь такому ребенку должна быть направлена на его включение в систему экологичных для данного возраста, изменяющихся социальных многоуровневых и комплексных взаимосвязей.

В развитие и распространение эколого-системной и эколого-феноменологической ориентаций значительный вклад внес известный американский психолог и деятель в сфере образования У. Бронфен- бреннер. В его работе «Экология человеческого развития» в психологию было введено системное представление о социальном контексте жизни детей, представляющее собой совокупность различных систем, расположенных в виде концентрических окружностей (микросистем, мезосистем, экзосистем и макросистем). Экологическая теория Бронфенбреннера базируется на социологической структурно-системной теории американского ученого Т. Парсонса, на психологической теории поля, жизненного пространства К. Левина, на модели «поведенческого сеттинга» Р. Баркера и Р. Райта и теории деятельности А.Н. Леонтьева.

В контексте экологической теории проблемы детей с нарушениями развития следует рассматривать не изолированно как таковые, а комплексно на основе системного подхода, как результат восприятия ребенка, включенного в сложную структуру системной организации человеческого бытия. При этом особое значение придается преобразованию системы ценностей, взаимосвязанных с технологическими и экономическими факторами.