Файл: 1. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экологические проблемы нарушенного развития напрямую выходят на идеи и принципы интеграции. Как отмечает О. Шпек (2003), интеграция (инклюзия) представляет собой нормативное экологическое понятие. Ее целью является воссоздание нарушенной социальной экологии ребенка с ограниченными возможностями, восстановление или создание заново целостных жизненных взаимосвязей, являющихся частью его жизненного мира. В этом контексте изменяются задачи общей и специальной педагогики. Ориентацию на нарушенное развитие и исследования возможностей педагогического воздействия при конкретном нарушении сменяет парадигма «жизненной автономности». Согласно этой парадигме, дефект (нарушение) занимает вторичное место и рассматривается как фактор, лишь ограничивающий автономию. Задача инклюзивного образования состоит в поиске путей обеспечения человеку с ограниченными возможностями условий для максимально самостоятельной (автономной) и независимой жизни.

На таких же позициях строится обоснование социальной интеграции с точки зрения философии экзистенциализма.

Философия экзистенциализма предложила иной взгляд на человека с ограниченными возможностями, на его индивидуальное и социальное бытие, выдвинув центральную идею — экзистенцию, т.е. наличие центрального ядра человеческого «Я», благодаря которому каждый человек выступает как единственная в своем роде, неповторимая и свободная личность, самостоятельно выбирающая и «строящая» свою жизнь, ответственная за собственные действия по отношению как к себе, так и к окружающему миру.

Таким образом, социальные условия, а значит, и условия образования должны способствовать тому, чтобы бытие человека с ограниченными возможностями стало максимально самостоятельным, независимым, а сам человек, занимая активную и ответственную жизненную позицию, был равноправным членом общества, реализующим себя в этом обществе. Концепция самостоятельного и независимого образа жизни людей с ограниченными возможностями сегодня определяет подходы к формированию целей и содержания инклюзивного образования. Феноменология и экзистенциализм служат философскими истоками гуманистической психологии, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие гуманистической педагогики и разработанных в ее русле педагогических технологий инклюзивного обучения.


Педагогическая концепция социально-феноменологического подхода (а также интерактивного подхода) наиболее полно представлена в работах Молленхауэра К., Томаса Т., Гофмана Э.. В педагогической практике феноменологическое направление выражается в осмыслении природы ребенка, осознании и учете опыта его чувственной жизни, который достигается в определенной социально детерминированной пространственно-временной и языковой среде. Наиболее оптимальной для развития ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности представляется инклюзивная образовательная среда.

Современный персоналистский подход как теоретическая основа, разработанная зарубежными последователями образовательной интеграции, объединяет несколько направлений: позицию гуманистической психологии (Маслоу А., Мерфи Г., Мюррей Г.А., Олпорт Г., Роджерс К. и др.); концепцию социальной теории аутопоэза (Варела Ф., Матурана У.), теорию интегрированного обучения также питают идеи функциональной школы в социологии Т. Парсонса и психологические теории — экологическая теория человеческого развития Бронфенбреннера У., теория поля и жизненного пространства Левина К.

Различные философские дисциплины дают возможность мировоззренческого изучения проблем инклюзивного образования. Так, с позиций философской и педагогической антропологии исследователи подходят к изучению антропологических аспектов проблемы обучения и развития человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования, исходя из положения о том, что именно такой человек в большей степени, чем любое другое человеческое существо, нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это достигается только в диалогическом процессе постоянного и активного взаимодействия с социокультурным окружением на протяжении всей жизни и деятельности в условиях определенного исторического времени.

Аксиологические (ценностные) позиции некоторых современных философских направлений помогают анализировать проблемы ценностного отношения к самому феномену инклюзивного образования и существованию человека с ограниченными возможностями в условиях этого образования. Результаты такого осмысления могут способствовать решению онтологических проблем, таких, например, как качество бытия человека с ограниченными возможностями при наличии, или при отсутствии инклюзивного обучения. Характер решения указанных проблем (и многих других) определяет особенности социально-философского осмысления жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями в современном мире и, в первую очередь, его образования, социализации и выживания.


8. Раскройте на примерах из жизненной и образовательной практики реализацию концептуальных основ этики жизни.

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами этический и моральный; эти два элемента определяют личность, отношение и поведение человека.

Часто термины «этический» и «моральный» путают и используют как синонимы; Тем не менее, между этими.

Слово «этика» происходит от греческого ethikos, что означает характер; тогда как слово "мораль" происходит от греческого слова МОС, что означает обычай.

Другими словами, моральное поведение отвечает ряду обычаев, установленных группой лиц, в то время как этическое поведение определяется характером личности..

В следующей таблице указаны различия между этикой и моралью:

Вас также могут заинтересовать эти примеры моральных норм.

Примеры морали

Мораль относится к культурным и религиозным убеждениям группы, которые определяют, что правильно, а что неправильно.

Мораль предлагает ряд правил относительно того, что является правильным или правильным для любой ситуации. В этом смысле можно сказать, что то, что считается морально правильным, не всегда объективно правильно.

Вот десять примеров морального поведения:

1 - Скажи правду

Честность является одним из принципов морали, говорящим правду в любое время. Однако говорить правду не всегда правильно.

Возьмите следующий пример: если преследователь спросит вас, знаете ли вы, куда бежал запуганный юноша, было бы правильнее сказать «нет», и если бы вы знали, где находится молодой человек, о котором идет речь.

2 - не обманывать

В наших ежедневных действиях мы должны быть честными с собой и с другими людьми. Обман - это противоположность честной процедуре, поэтому мы должны избегать такого поведения, чтобы жить морально.

3 - уважать нашу жизнь и жизнь других людей

В христианстве одна из заповедей Божьего закона гласит: «Не убий». Это означает, что мы должны уважать жизнь других людей, а также нашу. Следует отметить, что существуют случаи, такие как эвтаназия, когда этот принцип порождает конфликты..

4 - Будь щедрым

Щедрость - это моральная ценность, которая относится к способности людей делиться тем, что у них есть, не только материальными, но и нематериальными аспектами, такими как радость и оптимизм..


5 - Будь верным

Лояльность - одна из самых прекрасных добродетелей людей, поскольку она подразумевает верность, честность и благородство..

6 - жить по правилам общества

Наше общество создает правила для каждого аспекта нашей жизни. Например: как мы должны вести себя дома, в школе, на работе и т.д. Следование этим правилам делает нас моральными личностями.

7 - Не завидую

Зависть - это дискомфорт, порождаемый желанием человека иметь собственность другого человека. В этом смысле моральное поведение отходит от зависти; вместо этого он предлагает быть счастливым за благополучие других людей.

8 - Альтруизм

Быть альтруистом означает помогать другим, не ожидая ничего взамен.

9 - Живи по воле Божьей

Для христиан жизнь по воле Божьей является высшим принципом морали. В этом смысле Десять Заповедей закона Божьего являются правилами, которые регулируют нравственность людей.

10 - Не делайте другим то, что мы не хотели бы, чтобы они делали с нами

«Не делай другим того, чего мы не хотели бы, чтобы они делали нам» - это фраза, которую мы слышали от маленьких в наших домах, в школе и в других местах, которая обобщает моральные принципы.

Если мы хотим, чтобы другие были щедры с нами, давайте начнем с того, что будем щедрыми; Если мы хотим, чтобы нас уважали, давайте сначала уважать себя.

Примеры этики

Этика - это раздел философии, который отвечает за изучение принципов, управляющих поведением человека. Этические принципы зависят от ситуации, в которой находится человек, и варьируются от одного человека к другому..

 1 - Принятие

Одним из этических принципов является принятие ко всему, что отличается. В этом смысле расизм, гомофобия и ксенофобия являются неэтичным поведением.

2 - Благотворительность


Благотворительность - это добродетель, которая включает в себя доброжелательность по отношению к другим людям.

3 - Уважение

Уважение - это отношение вежливости к другим людям..

4 - Сострадание

Сострадание - это чувство сочувствия к страданию другого человека. Например, человек с неизлечимым раком может потребовать применения эвтаназии.

Мораль говорит нам, что мы не должны покушаться на жизнь другого человека. Однако в некоторых случаях профессиональная этика позволяет применять самоубийство с помощью.

5 - Ответственность

Ответственность - это этический принцип каждого человека, который относится к выполнению приобретенного обязательства и факту ответа на наши действия..

6 - Сочувствие

Сочувствие - это способность людей аффективно «связываться» с другим человеком, делиться и понимать свои эмоции и чувства. Быть эмпатичным позволяет нам понять поведение других людей.

7 - Равенство

Равенство означает, что с людьми обращаются так, чтобы все могли получить одинаковые результаты независимо от конкретных факторов, которые обуславливают каждого человека.

 8 - Честность

Честный человек - это честный человек, чье поведение морально и нравственно, он делает то, что говорит, и не пытается использовать других.

9 - правосудие

Справедливость - это добродетель, которая гласит, что каждый человек должен получать то, что он заслуживает.

10 - Прозрачность

Прозрачность - это этический принцип, связанный с честностью. Например, если вам нужно взять интервью у друга, чтобы предложить работу, и вы даете ему работу, даже если он не соответствует требованиям, ваша процедура будет не прозрачной, а предвзятой.