Файл: Образование российского централизованного государства.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема: Образование российского централизованного государства
Содержание
Введение

. Княжение Ивана III. Свержение ига Золотой Орды

. Завершение объединения русских земель. Появление титула «царя» и государственного герба

. Последствия монголо-татарского ига

Заключение

Список литературы
Введение
Из курса школьного учебника истории обычно все помнят сухое определение: что при Иване III удалось в основном объединить русские земли в единое государство и освободить страну от иноземного ордынского ига. За скобками этой дежурной формулировки выпадают колоссальная и многотрудная «работа» московского великого князя по строительству нового государства, наполненная сложными политическими комбинациями дальновидным, трезвым и осторожным расчетом в условиях множества врагов и разных препятствий. Иван III по праву входит в первую десятку выдающихся государственных деятелей России.

В истории Русского государства, центром которого стала Москва, вторая половина XV столетия была временем юности - быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с далёкими странами. Старый обветшавший Кремль с небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья - «бармы» - и драгоценную «шапку», похожую на корону. Казалось, молодое государство выросло из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные, блистающие наряды, подобающие его новому состоянию. Необходимо было найти и новые понятия - идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть процесс образования российского централизованного государства, выделить ключевые моменты княжения Ивана III.

1. Княжение Ивана III. Свержение ига Золотой Орды
История населена людьми. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активнее он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбы страны. Таковым для русской истории сталИван III.После кончины Василия II Темного в 1462 г. на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462-1505). К тому времени ему было 22 года. Он продолжил политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой.


Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение оставшихся независимыми княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, возвращение русских земель, захваченных Литвой.

В отличие от своих предшественников Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, а осуществлял общее стратегическое руководство их действиями, обеспечивал полки всем необходимым. И это давало очень неплохие результаты. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю.

Создание новой системы управления. Москва шла пути централизации во всех делах. Иван III и его сыновей заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян наравне с черносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бои иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

Судебник 1497 г. - первый кодекс законов единой России - закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума - совещательный орган при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели из числа «вольных людей» осуществляли власть в сельских местностях - волостях. Появляются первые приказы - органы центрального управления, их возглавили бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал»ведать те или иные дела.

Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое - деньги за «двор» - хозяйственные постройки. Судебник ставил под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляли дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных, которым раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из присоединенных областей.

Свержение ига Орды. Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения - освобождения от ордынского ига.



Свержение монголо-татарского ига - процесс преодоления во главе с великим княжеством Московским политической и даннической зависимости земель великого княжения Владимирского и Великого Новгорода от Золотой Орды в XV веке, проходивший в условиях распада Золотой Орды[1] на несколько ханств (Большая Орда, Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайская Орда).XV столетие стало временем заката Золотой Орды. Внутреннее ослабление, междоусобицы привели к отделению от нее ряда ханств: Казанского, Астраханского, Сибирского, Узбекского, Крымского, Ногайской Орды. Остатки Золотой Орды теперь называли Большой Ордой. Это было все еще сильное государство, которое требовало от Руси выплаты дани, совершало набеги на нее. К власти в Орде в 1468 году пришёл хан Ахмат, и в том же году ордынцы совершили набег на Рязанское княжество и Галич-Мерский. В 1471 году новгородские ушкуйники совершили дерзкий рейд вниз по Волге и разграбили Сарай.

Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Ее правитель хан Ахмед (Ахмат) в 1480 г. повел большое войско на Русь. Он подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, ожидая помощи от своего союзника великого князя литовского, бывшего одновременно и польским королем, Казимира IV Ягайловича. Но союзник Ивана III крымский хан напал на Великое княжество Литовское, и Ахмед так и не дождался помощи.

У устья Угры осенью 1480 г. разыгрались многодневные сражения. Попытки ханской конницы перейти реку русские ратники отбили огнем из пушек, пищалей, стрельбой из луков. Вскоре ордынцы начали испытывать нехватку продовольствия. До хана Ахмата дошли сведения о мятеже в Большой Орде и о продвижении другого русского войска вниз по Волге в направлении Сарая. Вскоре Иван отвёл войска к Боровску, как бы приглашая Ахмата перейти уже замёрзшую Угру для решительной битвы, но и вместе с тем, чтобы исключить возможность стихийного начала сражения. Ахмат 11 ноября принял решение об отступлении. Отступая, Ахмат разграбил двенадцать волостей по правому берегу верхней Оки, включая Козельск - владение Казимира IV. Узнав о преследовании его отрядами братьев Ивана III, вернулся в степи. Вскоре, 6 января 1481 года, хан Ахмат был убит тюменским ханом Ибаком.

Таким образом, Русь сбросила окончательно ненавистное иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий. Россия стала в полном смысле независимым и сильным государством. При московском дворе утверждается пышный церемониал по византийскому образцу. Этому способствовала женитьба Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок 1453 г.

. Завершение объединения русских земель. Появление титула «царя» и государственного герба
Ивану III центростремительную политику пришлось проводить в сложных условиях. Ему противостояли как русские князья с боярской Новгородской республикой, так и чужеземные правители Орды, Литвы, немецкого Ордена, Казанского ханства.

Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость Господина Великого Новгорода - его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства. Но новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой (Марфой Посадницей), вдовой посадника Исаака Борецкого, стремились сохранить самостоятельность республики. Они вели переговоры с Литвой. Иван III и московские власти расценили это как политическую и религиозную измену. Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони в 1471 г. и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород в 1477-1478 гг. В 1472 г. частью единого государства стала «Великая Пермь» (верховья Камы), в 1489 г.- земли на реке Оби и Вятка (Хлынов).

Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. Его теперь со всех сторон окружили московские владения.В 1485 г. войска Ивана III вошли пределы Тверской земли, князь Михай Борисович бежал в Литву. Тверичи целовали крест князю Ива Ивановичу Молодому, сыну Ивана и Марии Борисовны (сестры поел него тверского князя). Он получил от отца Тверь в удельное владение. В том же году Иван III принял оофициальный титул «великий князь в Руси». Так рождалось единое Русс государство, а в источниках того времени впервые появляется название «Россия». Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской империи двуглавый орел.

Процесс объединения земель, образование единого государства способствовали консолидации русских людей, началу складывания великорусской народности. Ее территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, населенные некогда вятичами и кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские словене и кривичи. Рост экономических и политических связей, и не задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времен домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках одной народности - великорусской. В то же время начинается отделение от нее других частей бывшей единой древнерусской народности. На западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских, венгерских правителей шло формирование украинской (малороссийской) и белорусской народностей.


В составе России с момента ее зарождения, помимо русских, жили и другие народности. Некоторые из них входили еще в состав Древней Руси. Таковы угро-финские племена (меря, мещера, корелы, чудь, ижора и др.). На Крайнем Севере обитали коми-пермяки, коми-зыряне, ненцы (самоеды) и др.

В XIV-XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам. В Перми проповедовал среди коми учение Христа Стефан Пермский, осевший в Усть-Выми. Он стала центром Пермской епархии, которую он и возглавил (1383). Стефан создал для коми специальную азбуку. Епархия была своего рода полунезависимым вассалом Москвы. Ее владыки заняли богатые и обширные земли по Вычегде.

Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли «Югру на Обь великую реку». Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей югорских на Oби. Поход 1499-1500 гг. воеводы князя Семена Курбет привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.

Позже, уже при Василии III, сыне Ивана III, были и соединены земли Псковской республики (1510). Этот акт носил формальный характер, так как фактически Псков был под контролем Москвы с 1460-х гг. В 1514 г. в став России включили Смоленск с его землями, еще по нее - Рязанское княжество (1521), тоже фактически потерявшее самостоятельность еще в конце XV столетия. Так сложилась территория единого Русского государства.

Правда, внутри государства еще долгое время существовали удельные княжества братьев, а затем сыновей Ивана III. Но великие князья последовательно ограничив их права (запрет чеканки своей монеты, сокращение судебных прав и др.), при первой возможности прибирали эти земли в свои руки.

Стремительное возвышение власти великого князя московского привело его к мысли о необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало объяснить вольнолюбивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно московский князь, а не тверской или, к примеру, рязанский великий князь, является законным «государем всея Руси» - единственным владыкой всех русских земель. Нужно было доказать чужеземным монархам, что их русский собрат ни в чём не уступает им - ни в знатности, ни в могуществе. Надо было, наконец, заставить Литву признать, что она владеет древними русскими землями «не по правде», незаконно.

Тем золотым ключом, который подобрали создатели идеологии единого Русского государства сразу к нескольким политическим «замкам», стало учение о древнем происхождении власти великого князя. Об этом думали и раньше, но именно при Иване III Москва со страниц летописей и устами послов громко заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога и от своих киевских прародителей, владевших в X-XI вв. всей русской землёй. Подобно тому, как возглавлявшие русскую церковь митрополиты жили сначала в Киеве, затем во Владимире, а позднее в Москве, так и киевские, владимирские и, наконец, московские великие князья самим Богом были поставлены во главе всех русских земель в качестве наследных и полновластных христианских государей.Именно на это ссылался Иван III, обращаясь в 1472 г. к непокорным новгородцам: «Вотчина моя это, люди новгородские, изначала: от дедов, от прадедов наших, от великого князя Владимира, крестившего землю Русскую, от правнука Рюрика, первого великого князя в вашей земле. И от того Рюрика и до сегодняшнего дня знали вы единственный род тех великих князей, сначала киевских, и до самого великого князя Дмитрия-Всеволода Юрьевича Владимирского (Всеволод Большое Гнездо, владимирский князь в 1176- 1212 гг. - Прим. ред.), а от того великого князя и до меня... владеем мы вами...» Тридцать лет спустя, во время мирных переговоров с литовцами после удачной для России войны 1500-1503 гг., посольские дьяки Ивана III подчёркивали: «Русская земля от наших предков, из старины, наша отчина... хотим за свою отчину стояти, как нам Бог поможет: у нас Бог помочник и наша правда!»