Файл: Шендерович А.М. Передача сигналов цветного телевидения по линиям связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•несущей 'частоты у м е н ь ш е н ) , либо к увеличению ш у м а в к а н а л е звука на радиорелейных линиях с аппаратурой типа Р-600 и ухуд­

шению условий передачи

звука іпо системе «Орбита».

 

 

 

 

 

Р а с х о ж д е н и е

во

времени

сигналов

яркости

 

и

цветности

приводит

к

появлению

заметных

цветовых

окантовок

н а

изоб­

ражении .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,3.

И З М Е Р Е Н И Е

Ш У М О В

В К А Н А Л Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С В Я З И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л)

и с с л е д о в а н и я

в л и я н и я флуктуационных

помех

на

 

качество

телевизионного изображения показывают, что при

одинаковой

.мощ­

ности помехи

зрительное

восприятие низкочастотных помех значи­

тельно более сильное, чем высокочастотных. Поэтому помеха,

м о щ ­

ность

которой неравномерно

'распределена в спектре

видеочастот

и увеличивается

с ростом

частоты, менее

заметна

н а

и з о б р а ж е н и и ,

чем р а в н а я ей п о

мощности

помеха

с р а в н о м е р н ы м

спектральным

распределением .

 

П о

этой причине

при

передаче

телевизионных

сигналов по радиорелейным линиям, в которых используется

ча­

стотная м о д у л я ц и я

(треугольное распределение

ш у м а ) , зрительное

восприятие помехи

улучшается .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

П р и измерении флуктуационных

помех

в

телевизионном

стволе РіРЛ

используют

« в з в е ш и в а ю щ и й

фильтр» . іВ д а н н о м

 

слу­

чае р о л ь

этого ф и л ь т р а

аналогична

действию

псофометрического

фильтра п р и измерении

ш у м о в в телефонии . «'Взвешивающий

фильтр»

учитывает действие

шума,

 

который

определяется

взвеши ­

в а ю щ е й функцией '(характеристикой)

г л а з а

и

приемной

трубки .

Экспериментальные усредненные частотные

характеристики

г л а з а

(7), приемной трубки

(2)

и р е з у л ь т и р у ю щ а я

(3)

.показаны

на

рис .

7.6а. .Взвешивающие функции определялись несколькими

автора­

ми с

помощью фильтров,

которые в к л ю ч а л и с ь в

т р а к т ы и з м е р е н и я

шумов при передаче п о этим

т р а к т а м телевизионных

сигналов .

Н а

рис. 7.66" показана схема

в з в е ш и в а ю щ е г о

фильтра, у

которого

'Зна­

чения

R,

С и

'L д л я

с т а н д а р т а

625

 

строк

следующие: т = —

=0,33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RC

 

 

мкс,

L=24, 8

м.кГ,

•С=4400 п Ф . Характеристика

 

з а т у х а н и я

такого

фильтра достаточно хорошо с о в п а д а е т

с

характеристикой

взвеши ­

в а ю щ е й функции

(кривая 3

рис . 7.6а). Бели

провести

расчеты

по ­

мех в телевизионных

стволах

Р Р Л

и определить о ж и д а е м у ю

вели ­

чину взвешенной

помехи і(т. е. визуально воспринимаемой)

п р и

за­

данной спектральной характеристике эффективных значений поме ­

хи,

то

м о ж н о установить, что

п р и полосе канала в 6 М Г ц

и

т =

= 0,33

м к с ослабление помехи

«взвешивающим

фильтром»

будет

17,6

д Б .

 

 

 

 

Следовательно, в и з у а л ь н о

воспроизводимая

мощность

помехи

ь а

17,5

д Б « и ж е ее действительной мощности . Н о р м а д л я системы

625

строк на величину отношения с и г н а л а .к шуму при ширине

іви-

132


д е о к а н а л а

6 М Г ц

составляет

57

д Б в течение 99% времени . Д л я

намерения

шумов

в полосе

цветности' используется

полосовой

фильтр . На

рис . 7.7 приведены схема и характеристика

затухания

этой цепи

(МКЖР,

рекомендации

451).

 

2SÏ

0,S I

3 5/,ИГц

О

 

 

Рис. 7.6

С,

ь5 _-|p-rmnnnrv

jg

.. ~ Н И 750м 750м

0 1 2 3 4 5 6 7 МГц

Рис. 7.7 133

С, — 49ВпФ С2—89п<Р

С3-^292пФ С—ШпФ

С5—І239пФ Св—тпФ

750м С7—ІІ82пФ

Св — 365пФ Cs — ШпФ

Сщ—ШпФ

С„—9ИпФ

Сг—ЗНпФ.

Сц—615пФ Сп—Ш7пф. Ь,—2,98мкГ і2 — 4,8ІмкГ ùj е,65мкГ

Ц — !,09шГ Ls—2,14 ml Lg —0,74мкі. Lj — O^Smr

 

 

 

7.4. С У Б Ъ Е К Т И В Н Ы Й

К О Н Т Р О Л Ь

К А Ч Е С Т В А

 

 

 

 

 

 

Ц В Е Т Н О Г О И З О Б Р А Ж Е Н И Я

 

 

 

 

 

 

 

Субъективный .контроль .качества .цветного изображения произ­

водится

н а

цветном видеоконтрольном устройстве '(.В'КУ) іна

око­

нечных пунктах линий с в я з и млн в точках

переприема .

 

 

 

 

Н и ж е приведена

п р и м е р н а я

методика,

предназначенная

д л я

субъективной оценки

качества

цветного и з о б р а ж е н и я . Метод

субъ ­

ективной оценки .качества цветного

и з о б р а ж е н и я

зависит

от

инди­

видуальных

особенностей оператора . В.КУ до н а ч а л а

оценок

д о л ж ­

н о

быть

отрегулировано

п о

методике,

приведенной

в

 

этом

разделе

с

помощью

 

сервисной

'аппаратуры

цветного

телевиде­

ния

типа

А Г О Ц Т і(автономный

генератор

сигнала

цветного

телевидения) 1 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

оценки необходимо с о б л ю д а т ь следующие

условия:

 

 

 

а)

р а с с т о я н и е

д о э к р а н а ,

на

котором

производят

н а б л ю д е н и я

цветного и з о б р а ж е н и я ,

д о л ж н о

составлять примерно

3

м;

 

 

 

 

б)

помещение, в котором

производят наблюдение, д о л ж н о

быть

затемнено;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

ВіКУ,

н а а к р а н е

.которого

н а б л ю д а ю т

цветное

и з о б р а ж е н и е ,

д о л ж н о б ы т ь включено

за 30 мин д о н а ч а л а

наблюдения .

 

 

 

 

Существует шестибальная

 

система

оценки

качества

изобра ­

жения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 А П р е в о с х о д н о е . И з о б р а ж е н и е

столь

высокого

.качества,

ка ­

кого только

м о ж н о п о ж е л а т ь .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошее. 'Изображение высокого

качества, 'которое

прият­

но н а б л ю д а т ь . П о м е х а

едва заметна .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗА Посредственное и з о б р а ж е н и е

приемного

качества.

Поме ­

ха заметна, н о н е

мешает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4А — Н а

грани

плохого. И з о б р а ж е н и е

плохого качества

и

в а м

хочется улучшить

его. П о м е х а

несколько

м е ш а е т .

 

 

 

 

 

 

 

Плохое. И з о б р а ж е н и е

очень

плохое,

.но

его

м о ж н о

смот­

реть . П о м е х а явно

м е ш а е т .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неприемлемо .

И з о б р а ж е н и е

столь

плохое,

что

его

нель­

зя

смотреть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже приведены параметры цветного телевизионного изображения, подлежащие субъективной оценке, из которых складывается результирующая оценка качества принимаемого

изображения

Шумы.

Ш у м ы іна и з о б р а ж е н и и могут

быть м е л

к о и .крулнострук-

турньгми

к а к в

сигнале

яркости,

т а к и в

с и г н а л е

цветности. Оцен ­

ку заметности

.шумов следует

производить в зависимости от их

м е ш а ю щ е г о действия.

 

 

 

 

') Французский трототип

«.Сервозсром».

 

 

134


•• Фон

 

переменного

тока. «В системе .цветного телевидения

частота

полей

(полукадров)

«отличается

от частоты

сети. Е с л и

в

«сигнале

•присутствует ф о н переменного тока и л и приемник имеет

плохие

цепи ф и л ь т р а ц и и

анодных

н а п р я ж е н и й ,

то 'будут заметны

«модули­

рованные по яркости «полосы, которые п е р е м е щ а ю т с я

в

вертикаль ­

ном

направлении

по «экрану. П р и

передаче

темных

кадров" это

яв­

ление р е з к о ухудшает качество цветного

«изображения. П р и

нали ­

чии ів «сигнале цветного телевидения

большого

«фона

переменного

тока

«МіОігут «стать

заметны

искривления

вертикальных

линий

изоб­

р а ж е н и я

в

такт

(фону.

Если

«сигнал

м о д у л и р о в а н

фоном,

то

воз­

м о ж н ы

(срывы кадровой «(«и «цветовой)

«оинхр'Онизации.

 

 

 

 

 

 

«.Тянучки».

 

«На цветном «изображении

могут

«быть

заметны

 

тя­

нущиеся

в п р а в о

за

какими - либо

д е т а л я м и

 

и з о б р а ж е н и я

темные

или светлые

продолжения . Они

«имеют у б ы в а ю щ у ю

яркостную

мо ­

д у л я ц и ю

«и могут

иметь различный

цветовой

оттенок.

Заіметность

«искажения зависит

от величины

яр костного

перепада

в

том

«месте,

где начинается .«тянучка». Эти 'искажения «существенно

влияют -и

на качество

«цветопередачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветовые

окантовки.

П р и

передаче

п о

междугородным

Р Р Л

и

кабельным

линиям

в о з м о ж н о

т а к о е

явление,

к а к

раіосовмещеиие

во времени

«сигналов яркости

«и цветности. .В этом (случае контуры

цветного

и з о б р а ж е н и я

обычно

«смещаются

в правую сторону от «со­

ответствующих контуров яркоістного сигнала .

П р « и м е р :

 

Яркая

цветная

ф о р м а футболиста заметно

смещена

в

п р а в у ю

«сторону

от

его черно-белого контура .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четкость.

Четкость

цветного

и з о б р а ж е н и я

«субъективно

 

оцени­

в а е т с я

по качеству

воспроизведения

«мелких

деталей

и з о б р а ж е н и я

іи н о

качеству

(резкости)

горизонтальных

и

вертикальных

границ.

Н а

четкость

о к а з ы в а ю т

существенное

воздействие

«окантовки»,

«тянучки», повторы, ш у м ы

и «муары. П р и м е р : При передаче

лица

крупным п л а н о м видны ресницы. Оценка четкости 2А.

 

 

 

 

 

 

Качество

цветовой

синхронизации.

 

П р и

неудовлетворительном

качестве «цветовой «синхронизации цветное «изображение

становится

«неустойчивым,

в о з м о ж н о изменение

ф а з ы

цвета, что

устанавлива ­

ется п о цвету знакомых предметов,

и

полное

пропадание

цвета.

Оценку такого вида (искажений «следует проводить только

во

вре ­

мя цветной передачи .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ _

«Заплыв».

 

И с к а ж е н и е и з о б р а ж е н и я ,

вызванное

превышением

допустимого контраста

(для '«яркоетного» «или д л я одного и з

'«цвет­

ных» к а н а л о в

при построении

«сцены). П р о я в л я е т с я

в

виде

потери

границ

д е т а л е й на

«статическом

 

и з о б р а ж е н и и

при

перемодуляции

светом

«.яркостной»

п е р е д а ю щ е й

 

трубки «или .изменении

цветового

тона деталей с появлением цветовой

«окантовки

в «случаях

перемо­

дуляции -«цветных» трубок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

 

в'осироизведении

динамического

и з о б р а ж е н и я

«заплыв»

проявляется

к а к

белое

или цветное

п р о д о л ж е н и е

за

движущейся,

д е т а л ь ю .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

185


 

*<Муар».

И с к а ж е н и е и з о б р а ж е н и я , ©ыавэнное перекрестными

ис ­

к а ж е н и я м и

яірмастного и

««цветного»

каналов . П р о я в л я е т с я

в в и д е

р а д у ж н ы х п е р е м е ж а ю щ и х с я

полос

с хорошо

заметным

рисунком

на

мелкоструктурных д е т а л я х и з о б р а ж е н и я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество

цветопередачи.

 

Качество

цветопередачи

оценивается

по чистоте п о л я и прохождению постоянной

составляющей .

 

 

 

 

П р и

наличии

.в 'изображении

больших

'цветовых

поверхностей

одинаковой

яркости

в о з м о ж н о изменение

цвета

этих поверхностей,

появление

крупных

с л а б о н а с ы щ е н н ы х

 

цветовых

пятен,

которые

р а с п о л о ж е н ы .на

вполне определенных

участках

.экрана,

и

их

мес­

торасположение

не

меняется при

смене

с ю ж е т а

'(при передаче

с

•одной определенной

к а м е р ы ) . П р и м е р :

П е р е д а е т с я

луг

с

р а в н о ­

мерно освещенными

красными цветами . 'В какой-либо части

э к р а н а

цветы приобретают иной оттенок

(пурпурный, желтый и т. д . ) . Пр.і

резкой смене сюжетов с большой и малой средней яркостью

м о ж ­

но

оценить

качество

'изображения

в

отношении

передачи

постоян­

ной

составляющей . С м е н а

кадров

от

ярких

к темным

д о л ж н а

про ­

исходить без увеличения яркости темных

деталей . .Когда

переда ­

ются ночные кадры,

с о д е р ж а н и е .средней

яркости в

сигнале

м а л о

и э к р а н

темнеет.

П л о х о е

прохождение

постоянной

с о с т а в л я ю щ е й

ухудшает 'качество цветного

и з о б р а ж е н и я

в к а д р а х

с

малой

сред ­

ней

яркостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.Качество цветопередачи необходимо определять п о цвету чело­

веческой

кожіи или цвету

знакомых предметов

(небо, т р а в а ,

.фрук­

т ы ) . Цветопередача

объекта

не д о л ж н а

изменяться

от изменения

его

яркости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.5. П Р О В Е Р К А

И Р Е Г У Л И Р О В К А

В К У

 

 

 

 

 

Общие

сведения.

Д л я

настройки

и

'контроля

монохромных

и

цветных

в и д е о к о н т р ш ь н ы х

устройств

или

телевизоров,

предназна ­

ченных дл.я .субъективной оценки .качества

цветного и черно-белого

•изображений, м о ж е т

б ы т ь использован портативный генератор ти­

па АСГ ЦТ . П р и б о р типа А С Г Ц Т -является транзисторным

генера ­

тором: телевизионного

испытательного

сигнала, с

помощью

которо­

го могут быть обеспечены следующие операции п о настройке при­ емников.

1. Р е г у л и р о в к а

масочного

кинескопа и его" цепей (а)

контроль

И регулировка чистоты цвета

люминофоров; б) регулировка сходи­

мости трех лучей

кинескопа,

регулировка

статического и

динами ­

ческого б а л а н с а белого цвета].

 

 

 

 

 

' . %. Р е г у л и р о в к а

б л о к а цветности і[а)

настройка

и л и

контроль

дискриминаторов;

б) определение качества р а б о т ы

цепей

цветовой

синхронизации; в)

'качество

воспроизведения

трех

-цветов на

эк ­

ране].

 

 

 

 

 

 

 

Такой .контроль

и регулировки, необходимые п р и установке

н а

месте' эксплуатации приемника и д и ••монитора,

осуществляются

ав­

тономно, без применения другого прибора . В с е н а б л ю д е н и я во вре -

'136