Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
В. Эм,
КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Транспорт
VL8L C-©<J~ff©
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Ставропольское книжное издательство 19 7 4
В этой книге освещены вопросы, связанные с фор мированием н использованием транспорта в колхозах и совхозах, показаны его особенности, место в системе машин и роль в выравнивании экономических усло вий хозяйствования.
На большом фактическом материале Ставрополь ского края анализируется состояние использования транспортных средств, вскрываются субъективные и объективные причины, сдерживающие рост техникоэксплуатационных показателей, и намечаются пути даль нейшего повышения эффективности сельскохозяйствен ного транспорта.
В работе большое внимание уделено организацион но-экономическому обоснованию строительства и ре конструкции внутрихозяйственных дорог, изложена ме тодика определения экономической эффективности ка питальных вложений в строительство и реконструкцию внутрихозяйственных дорог.
Книга предназначена для руководителей и специа листов колхозов и совхозов, работников плановых и сельскохозяйственных органов, специализированных го сударственных транспортных предприятий, студентов и научных работников вузов и техникумов.
0—4—4—2 М159(03)—74
© Ставропольское книжное издательство, 1974
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт, по выражению Карла Маркса, есть чет вертая сфера материального производства, но она суще ственно отличается от других сфер универсальностью своих технологических и организационных связей. Без него немыслим нормальный производственный процесс в народном хозяйстве. Транспорт — обязательное усло вие для завершения процесса производства материаль ных благ, т. к. товар, созданный предприятиями про мышленности и сельского хозяйства, только тогда готов к сбыту и потреблению, когда он доставлен на рынок сбыта или к месту потребления.
Развитие производительных сил и изменение общест венно-экономических укладов всегда были тесно связа ны с транспортом, который иногда отставал, иногда опе режал общий уровень развития экономики. Периоды его отставания сопровождались болезненными явлениями в жизни общества, и это служило своеобразным толчком для ускорения развития транспортных средств.
Транспорт—одна из самых динамичных отраслей материального производства. По данным института ком плексных транспортных проблем при Госплане СССР
с 1913 по 1967 год общий грузооборот мирового тран спорта вырос почти десятикратно — с 2,3 до 21,9 трил лиона тонна-километров. Население Земли за этот же период только удвоилось (с 1,7 до 3,4 миллиарда-чело
век); суммарный |
физический |
вес продукции |
производ |
ства увеличился |
в 4,5 раза |
(с 5,7 до 26 миллиардов |
|
тонн); стоимость |
совокупного |
национального |
продукта |
в неизменных ценах выросла в 8,4 раза. Следовательно,
грузооборот в своем росте обогнал почти в |
пять раз |
рост населения, в два с лишним раза рост |
продукции |
|
з |
по ее физическому весу и почти на 15 процентов рост ее стоимости.
За годы Советской власти отечественный транспорт совершил гигантский скачок в своем развитии, сыграл выдающуюся роль в становлении и укреплении социа листического производства и культуры. В условиях боль шой территориальности и многочисленности населения создание высокоразвитого многоотраслевого социалисти ческого производства, основанного на плановой систе ме, практически было немыслимо без ритмичной дея тельности транспорта страны.
На всех этапах развития советской экономики, на всех стадиях планирования народного хозяйства тран спортный фактор был и остается одним из важнейших, ибо, как подчеркивал Карл Маркс, «сокращение време ни и пространства с помощью средств связи и транспор та является одним из факторов повышения производи тельной силы труда и развития общественного характе ра труда».1
Уровень развития транспортной системы в целом, ее роль и значение в народном хозяйстве СССР хорошо иллюстрируют некоторые данные Института комплек сных транспортных проблем при Госплане СССР на первое января 1971 года. Стоимость производственных основных фондов транспорта составляла 88 миллиардов рублей или 12 процентов всех основных фондов и более 19 процентов производственных основных фондов на родного хозяйства. Общая численность работников тран спорта, включая занятых на транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, составила более 13 миллионов человек или около 14,4 процента рабочих и служащих страны. На долю транспорта приходится не менее 10 процентов всех капитальных вложений, на правляемых на развитие народного хозяйства страны. В
1970 году всеми |
видами транспорта |
было |
перевезено |
|
18 633 |
миллиона тонн грузов, а общий грузооборот со |
|||
ставил |
3950 миллиардов тонна-километров |
против 1260 |
||
в 1913 |
году. |
|
|
|
Но дело не только в этих количественных |
изменениях. |
|||
Важны |
огромные |
качественные сдвиги, |
которые произо- |
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 128.
4
шли в развитии транспортной системы СССР. Наиболее существенными из них являются: размещение транспорт ной сети в соответствии с размещением производитель ных сил, перевод всех видов транспорта на более мощ ную техническую базу, совершенствование форм и ме тодов организации перевозок грузов, рост механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных операций, вы сокий уровень координации работ отдельных видов тран спорта, достижение ритмичной работы всего транспорт ного конвейера, в том числе расширение смешанных пе ревозок грузов по единым документам, интеграция со циалистических стран по вопросам транспорта.
Развитие единой транспортной системы — сложный процесс, проходящий ряд этапов и растягивающийся на длительный период. Роль и значение транспорта особен но повышается в период развернутого строительства ком мунизма, ибо без высокого уровня его развития немыс лимо успешное создание материально-технической базы. Бесперебойная работа всех звеньев транспортной си стемы — одно из важнейших условий для обеспечения более высоких темпов развития отраслей и экономиче ских районов, освоения новых территорий, усиления коо перации и специализации социалистического производ ства.
Особое внимание должно быть уделено повышению эффективности перевозок и снижению транспортных из держек. Подсчитано, что общая сумма полных тран спортных затрат народного хозяйства на грузовые пе ревозки составила в 1970 году 50 миллиардов рублей. Практически стоимость каждой тонны произведенной •продукции увеличивается при транспортировании в сред нем более чем на 10 рублей. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции народного хозяйства дости гает в настоящее время 10—12 процентов. Снижение эк сплуатационных расходов по доставке грузов потреби телям всего на один процент может принести народному хозяйству страны экономию более 350 миллионов руб лей в год.
В решениях Коммунистической партии Советского Союза подчеркивается, что в- создании материально-тех нической базы коммунизма огромная роль принадлежит ускоренному развитию сельского хозяйства. Проблема технического вооружения сельского хозяйства — слож-
5
ный и многогранный процесс, который включает в себя широкий круг вопросов. Одним из важных его направ лений является оснащение колхозов и совхозов высоко производительными транспортными средствами и орга низация их рационального использования.
В настоящее время среди различных отраслей ма териального производства сельское хозяйство является одним из самых крупных владельцев транспортных средств. Ежегодные поставки ему только грузовых ав томобилей составили (в тысячах единиц без специализи рованных машин): 1940 год— 17,5, 1950—87,1, 1960— 66,1 и 1970—125,8. Если в 1928 году в отрасли было за нято лишь 700 автомобилей, то уже в 1940 году было 228 тысяч, в 1950—283, в 1960—778, а в 1970 году— 1206 тысяч.
Если учесть использование тракторов и живой тяг ловой силы на грузоперевозках, то транспортные средства вместе с сооружениями и оборудованием, связанными с процессом грузоперевозок, занимают ведущее положе ние в материально-технической базе сельского хозяйст ва. Их доля в основных производственных фондах от расли колеблется в пределах 40—50 процентов. Суммар ная мощность автомобилей, тракторов и рабочего скота на начало 1971 года составила 241,7 миллиона лошади ных сил, т. е. более 70 процентов энергетических мощ ностей сельского хозяйства приходится на транспорт ные энергетические ресурсы.
Владея большими транспортными средствами, сель ское хозяйство является одним из основных потребите лей транспортных работ в стране. По масштабам и темпам роста объема перевозок оно занимает ведущее место среди различных отраслей материального произ водства. В 1965 году было перевезено 3,8 миллиарда тонн сельскохозяйственных грузов, в 1970—5,3, а в 1975 году намечается перевести более восьми миллиардов тонн. Причем основной удельный вес падает на пере возки непосредственно в самих колхозах и совхозах. С учетом технологических транспортных работ, выполня емых на тракторных прицепах, общий объем грузопе ревозок в 1970 году примерно на 30—35 процентов пре высил уровень 1965 года.
В сельском хозяйстве, как и в других отраслях на родного хозяйства, в последние годы достигнуты зна-
с
чительные успехи в работе транспорта, улучшилась ор ганизация и выросли основные технико-эксплуатацион ные показатели использования подвижного состава, что явилось важным условием для повышения механизации трудоемких процессов и экономической эффективности производства в колхозах и совхозах. В то же время резервы и возможности повышения эффективности тран спорта в этой отрасли огромны. Они заложены как в формировании оптимального размера и структуры тран спортных ресурсов, так и в разработке путей и методов дальнейшего повышения их технико-эксплуатационных
иэкономических показателей. Выявление этих резервов
ивозможностей и организация их рационального ис пользования — задача огромной важности.
Значение транспортного фактора в сельском хозяй стве намного возрастет в перспективе. Дальнейшее по вышение интенсификации производства, углубление всех форм его специализации и концентрации, увеличение темпов и масштабов капитального строительства и уси ление экономических связей сельского хозяйства с про мышленностью и другими отраслями народного хозяйст ва обусловят быстрый рост объема грузоперевозок и особенно грузооборота. Одна из главных задач тран спорта в этих условиях состоит в том, чтобы своевремен но, качественно и в полном виде осуществлять тран спортные связи в целях обеспечения необходимой рит мичности производственных процессов во всех отраслях и подразделениях колхозов и совхозов.
Крупным масштабам сельскохозяйственного произ водства Ставропольского края в определенной мере со ответствует необходимое материально-техническое обе спечение транспортом. Кроме тракторной энергетики, на начало 1971 года в сельском хозяйстве было сосредото чено 20,2 тысячи грузовых автомобилей различного ма рочного и типажного состава, из них непосредственно в колхозах и совхозах — около 13 тысяч автомашин об щего и специализированного назначения.
О масштабах транспортного обслуживания колхозов и совхозов всеми видами собственного и привлеченного транспорта свидетельствуют такие цифры. В 1971 году общий объем грузоперевозок здесь составил 52,5 миллио на тонн, а общий грузооборот— 1119,2 миллиона тоннакилометров. На 100 гектаров условной пашни перевезе-
7
но 1203 тонны грузов и сделано 25,6 тысячи тоннакилометров грузооборота. Расходы на выполнение тран спортных работ составили около 90 миллионов рублей или 1,7 рубля на перевозке тонны груза и 0,8 рубля на 10 тонна-километров.
На Ставрополье нередко можно |
встретить хозяйства, |
у которых по 70—80 автомобилей |
с современной ма |
териально-технической базой их эксплуатации. В тран
спортном |
обслуживании сельского хозяйства участвуют |
||
35 специализированных |
автотранспортных |
предприятий |
|
системы |
объединения |
«Сельхозтехника», |
многочислен |
ные автохозяйства «Крайколхозстроя» и Министерства сельского строительства, автопредприятия Министер ства автомобильного транспорта РСФСР, а также зна чительное число автохозяйств других ведомств, распо-^ ложенных в сельской местности.
Ставропольский край в целом как по уровню обес печенности транспортными ресурсами, так и по масшта бам транспортного обслуживания колхозов и совхозов, имеет более высокие показатели, чем многие районы страны. Здесь в последние годы накоплен значительный опыт по укреплению материально-производственной ба зы для улучшения эксплуатации машин, особенно по ус корению дорожного строительства в сельской местности, по применению прогрессивной технологии и организации использования транспортных средств.
ТРАНСПОРТ И ЕГО РОЛЬ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Система машин и место транспорта в ней
Экономическая эффективность сельскохозяйственно го производства в решающей мере зависит от уровня производительности труда, повышение которого возмож но лишь на базе обновления и совершенствования тех нических средств для комплексной механизации и ав
томатизации |
производственных |
процессов. Комплексная |
механизация |
производственных |
процессов — основной |
путь ускорения индустриализации и концентрации сель скохозяйственного производства.
Каждая отдельная отрасль в растениеводстве и жи вотноводстве технологически и организационно расчле няется на определенные процессы, для комплексной ме ханизации которых необходимы соответствующие груп пы машин. Их обычно называют комплексами машин,
характерная |
особенность которых — большая зависи |
мость между |
собой. Система машин для любой отрас |
ли — это не |
простое соединение или набор различных |
машин и орудий, а объединение в одно целое несколь ких частичных машин, которые дают работу друг другу и тем самым по возможности обеспечивают непрерыв ность производственных циклов, ритмичность технологи ческих процессов производства сельскохозяйственной продукции.
Система машин в сельском хозяйстве не является чем-то статичным. Отдельные ее звенья постоянно долж ны обновляться. Одновременно меняется и характер взаимосвязи: одни и те же машины могут по-разному входить в комплексы и системы. Каждое хозяйство фор-
9