Файл: Хайзерук Е.М. Кабелеукладчики. Вопросы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 2

Ф и р м а - и з г о т о в и т е ль

Д и а м е т р

Глубина

 

Т я г о в о е

п р о к л а д ы ­

 

и марка к а б е л е у к л а д ч н к а

ваемого

п р о к л а д к и

Масса в кг

с о п р о т и в л е ­

 

кабеля в мм

в м

 

ние в тс

 

Англия

 

 

 

 

 

 

Молеплау №

1

25,4

0,46

 

165

5

»

2 . . . .

32

 

0,46

 

 

5

 

ГДР

 

 

 

 

 

 

61/30

 

 

30

 

0,6

 

1000

(6 - 8)

57/50

 

 

50—65

0,5—0,7

 

1500

(15—18)

59/70

 

 

70 **

0,6—1,3

 

4000

20

VBE Колеианлаген

69

 

1,2

 

 

 

 

ФРГ

 

 

 

 

 

 

Машпнеибау — Хафен-

 

 

 

 

 

 

хютте Ланциер . . .

67

 

0,6—1,0

 

10—12

 

 

 

 

 

 

 

 

(среднее)

* Ч и с л о одновременно прокладываемых

кабелей

1—3.

 

 

**

В о з м о ж н а одновременная прокладка

д в у х кабелей

диаметром д о 50 мм.

***

Устанавливается

кабельный

барабан

с диаметром

щек 2130

мм, массой д о

 

1810

кг.

 

 

 

 

 

 

****

Устанавливается

кабельный

барабан

с диаметром щек 4080 мм.

 

 

§ 2. ОДНООСНЫЕ

ПРИЦЕПНЫЕ

НОЖЕВЫЕ

 

 

 

 

КАБЕЛЕУКЛАДЧИКИ

 

 

 

Кабелеукладчики этого типа выполнены в виде прицепа с двумя опорными колесами, они просты по конструкции и могут буксиро­ ваться тракторами различных марок.

Кабелеукладчик КУ-2 (рис. 1) предназначен для прокладки районных телефонных линий и линий радиофикации. Рама 1 кабе­ леукладчнка состоит из двутавровых балок, усиленных стальными

полосами. На раме укреплены

опоры 2 для кабельных катушек

и для вертикального тамбура

15, служащего для перемотки ка­

беля из бухт на катушки. В передней части рамы расположено регулируемое по высоте прицепное устройство 17. Кабелеукладочный нож 5 укреплен сзади. Ось двух опорных колес 3 с двой­ ными пневмошинами расположена над носком ножа. Сзади, на вертикальных кронштейнах рамы, установлена поворотная рама 9 кабельного барабана 10. Подъем и опускание рамы 9 при погрузке и разгрузке кабельного барабана осуществляется лебедкой 14, тросы которой соединяются с рамой. Над лебедкой расположена крановая стрела 13 для погрузки кабельных катушек. Выглубление ножа из грунта осуществляется с помощью двух лап 8, которые при подаче кабелеукладчнка назад, упираясь концами в грунт,

9



поднимают раму над грунтом, обеспечивая

опускание колес.

Лапы соединены с рамой шарниром 4.

 

При размотке кабеля

с катушек он огибает амортизирующий

ролик 11, закрепленный

на подпружиненной

штанге, поступает

в кассету 7 ножа и по роликам 6 направляется на дно траншеи. При размотке кабеля с барабана 10 кабель непосредственно посту-

Рнс. 1. Кабслеукладчик КУ-2

пает в кассету. Наблюдение за прокладкой кабеля ведет оператор, находящийся на сиденье 12.

Для контроля целостности токопроводящих жил кабеля, а также для предупреждения о повышенном его натяжении имеется сигнализационное устройство, состоящее из датчика перегрузки и токосъемника, установленных на кабелеукладчике, и сигнализа­ тора, смонтированного в кабине трактора и соединенного через штепсельный разъем 16 с кабелеукладчиком. Сигнализатор сраба­ тывает при обрыве жилы кабеля или при нажиме штанги аморти­ зирующего ролика на микровыключатель, разрывающий цепь питания жил кабеля.

10

При прокладке кабелеукладчик буксируется одним или двумя тракторами Т-100, в зависимости от плотности грунта. Для умень­ шения натяжения кабеля оператор вращает кабельный барабан вручную.

Особенностью кабелеукладчика ЛКУМ-1 является применение привода вращения барабана при разматывании кабеля. Привод имеет ведущий ролик, поджимаемый к поверхности кабеля, нахо­ дящегося на барабане. Ведущий ролик через три цепные передачи связан с опорным колесом. Включение привода производится опе­ ратором при помощи муфты. Передаточное число привода выбрано таким, чтобы скорость разматываемого кабеля была равна скорости кабелеукладчика.1

 

Рис. 2. Схемы

кабелеукладчиков фирм США:

 

/ — рама;

2 — хребтовая

балка;

3 — гидроцнлнндр

хребтовой

балки;

4 — д в и г а т е л ь ;

5 — насос;

6 — нож; 7 — направляющая; 8 — барабан; 9 — д е р ж а т е л ь

барабана; 10 —

гндроцнлиндр д е р ж а т е л я ;

11 — гидроцнлнндр ножа;

12 — рычаг

колеса; 13 — гндроцн -

 

 

 

линдр колеса

 

 

 

Зарубежные прицепные ножевые кабелеукладчики с двумя опорными колесами имеют компоновку, подобную отечественным машинам.

Особенностью прицепного кабелеукладчика фирмы Граундхог (рис. 2, а) является применение вертикальных направляющих ножа, жестко укрепленных на раме кабелеукладчика. Нож пере­ мещается по направляющим при его заглублении и выглублении из грунта двумя гидроцилиндрами. Питание рабочей жидкостью гидроцилиндров подъема ножа, держателя барабана и поворота рычагов колес осуществляется от насосной станции, имеющей дви­ гатель внутреннего сгорания. Двигатель установлен над рамой, чтобы уменьшить возможность его погружения в воду при букси­ ровке кабелеукладчика через неглубокие водные преграды.

Кабелеукладчик фирмы Мидвест Лон-Сейвер (рис. 2, б) в отли­ чие от рассмотренных моделей имеет хребтовую балку, несущую нож, которая шарнирно связана с передним концом рамы кабеле-

1Вайнсон А. А., Гедовиус Г. А., Лотырева Ю. В. Авторское свидетельство

122188. «Бюллетень изобретений», 1959, № 17; Гедовиус Г. А., Вайнсон А. А., Лемешек Ю. Е., Северинова Э. П. Авторское свидетельство № 136432. «Бюл­ летень изобретений», 1961, № 5; Гедовиус Г. А., Вайнсон А. А., Марченко И. А., Северинова Э. П. Авторское свидетельство № 136433. «Бюллетень изобретений», 1961, № 5.

11


укладчика. Такая форма крепления ножа упрощает его заглубле­ ние в грунт гидроцилиндром, укрепленным на стойке рамы и свя­ занным с хребтовой балкой.

Для предотвращения поломок при встрече ножа с жесткими препятствиями прицепное устройство некоторых кабелеукладчиков имеет предохранитель с разрывным стержнем.

Наряду с отмеченными достоинствами одноосные кабелеукладчики имеют следующие недостатки:

плохую проходимость по заболоченным участкам вследствие оседания рамы на поверхность грунта и волочения грунтовой призмы в подрамном пространстве;

частое засорение (забивание) подрамного пространства расти­ тельными остатками (корнями, стерней, травой и т. п.), требую­ щее трудоемкой очистки вручную;

низкую маневренность в стесненных местах трассы с малой шириной прохода;

невозможность размещения крупных барабанов с кабелем из-за малой допускаемой нагрузки на опорные колеса и малого свобод­ ного пространства над рамой;

недостаточный вес для обеспечения заглубления ножа .в плот­

ный грунт;

 

 

многочисленность обслуживающего

персонала.

§ 3. ПРИЦЕПНЫЕ

НОЖЕВЫЕ

КАБЕЛЕУКЛАДЧИКИ

С МНОГОКОЛЕСНОЙ

И ГУСЕНИЧНОЙ ХОДОВОЙ ЧАСТЬЮ

Необходимость прокладки магистральных кабелей с больших и тяжелых барабанов привела к созданию многоколесных и гусенич­ ных кабелеукладчиков.

В кабелеукладчиках КУ-Г1 и КУ-ГЗ используется базовая ходовая часть тракторов Т-100 и Т-100МБ. Корпус кабелеукладчика КУ-ГЗ (рис. 3) в передней и задней частях выполнен с обво­ дами направляющих колес гусениц, с тем чтобы в случае погруже­ ния гусениц в грунт предотвратить его нагребанне на верхние ветви гусениц и связанное с этим резкое повышение тягового сопротивле­ ния кабелеукладчика.

Для разрушения скопления растительных остатков под рамой перед кабелепрокладочным ножом установлен шарнирно укреплен­ ный на нем корнерезный нож, поворачиваемый гидроцилиндром. Противорежущей частью служат упорные пластины на раме.

Кабелеукладчики с гусеничной ходовой частью имеют малое давление на грунт, что обеспечивает им проходимость по заболо­ ченным участкам и в лесу (по.порубкам). Однако они обладают ря­ дом недостатков, присущих гусеничному ходу: исключается их транспортировка по дорогам с твердым покрытием без применения большегрузных прицепов (трейлеров); имеет место повышенное сопротивление повороту из-за нагревания грунта на беговые до­ рожки гусениц; при поворотах может происходить сбрасывание

12


гусениц с направляющих колес. Поэтому развитие прицепных ка­ белеукладчиков пошло по пути создания машин с балансирной подвеской колес с пневмошинами.

Рис. 3. Кабелеукладчик

КУ-ГЗ:

/ — кориерезиый нож; 2 — гусеница; 3 — передний

обвод корпуса; 4 — понтонная часть

корпуса; 5 — опора барабана; 6 — площадка

д л я рабочих; 7 — о г р а ж д е н и е

Особенностью конструкции кабелеукладчика КУК-ЗМ (рис. 4) является применение в нем трех пар сдвоенных колес, передние две пары которых укреплены на балансирах 3, а задняя пара — на оси, жестко соединенной с корпусом кабелеукладчика. Все

Рис. 4. Кабелеукладчик КУК-ЗМ

колеса расположены в бортовых нишах корпуса и имеют одинако­ вую колею, что способствует уменьшению потерь на их качение. Хребтовая балка, на которой укреплен кабелепрокладочный нож /, проходит по центру корпуса. Спереди на ней размещен пропороч-

13

ный нож 4. Кабелепрокладочный нож имеет шарнирно прикреплен­ ную кассету и снабжен корнерезным ножом 2. В верхней части корпуса предусмотрены площадки 6 для размещения рабочих и стойки с опорами 5 для осей кабельных барабанов. Имеется также площадка для рабочих на хребтовой балке у кассеты.

Кабелеукладчик КУК-ЗМ используется для прокладки кабеля в различных условиях: в заболоченных местах, по дну рек, по лес­ ным просекам.

Другой тип кабелеукладчика — КУ-120Б (рис. 5) имеет балансирную подвеску 1 двух пар пневмоколес. Для устойчивости ма­ шины при транспортировке предусмотрена возможность стопо-

Рис. 5. Кабелеукладчик КУ-120Б

рения балансира в горизонтальном положении. На кабелеукладчике имеются две лебедки 2 для закатывания кабельных барабанов на машину сзади при помощи тросов.

Особенностью кабелеукладчика КУ-150 является наличие в нем гидравлического рычажного механизма заглубления (выглубления) кабелепрокладочного ножа. Этот механизм имеет жестко укрепленную на хребтовой балке стойку, с которой шар­ нирно соединены звенья шарнирного параллелограмма, несущие кабелепрокладочный нож. На верхнем звене укреплен направляю­ щий ролик для кабеля. Поворот звена производится гидроци­ линдром, питаемым рабочей жидкостью от гидросистемы трактора, буксирующего кабелеукладчик. Барабаны с кабелем размещаются, на кабельном транспортере, буксируемом за кабелеукладчиком.

Достоинствами конструкций кабелеукладчиков с многоколес­ ной ходовой частью являются: возможность работы на заболочен­ ных участках; удобство транспортировки по дорогам; возможность размещения крупных барабанов с кабелем; низкое расположение центра тяжести в загруженном состоянии. Однако кабелеуклад-

14