Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В Г. ШАХВЕРДОВ
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА ТУ-134
ЛЕНИНГРАД
1973
/
t
ОРДЕНА Л ЕНИНА5 АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В. Г. ШАХВЕРДОВ
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА ТУ-134
Учебное пособие
\
ЛЕНИНГРАД
1973
Щ - /Ь Ш >
В пособии рассмотрены вопросы эксплуатации силовой установки самолета Ту~І34 и кратко из ложена её конструкция.
Основное внимание уделено |
наиболее слож |
|
ной системе - |
автоматическому |
регулированию. |
Рассчитано |
на слушателей Академии и летный |
состав подразделений гражданской авиации, эксплуатирующих самолеты Ту-І34.
йлл. 14. Табл. 3. Библ. 8 назв.
Редактор Т. Н. СОЧАВА
Технический редактор Т. Н. ЗАГРАНИЧНАЯ
Корректор Н. А. КИСЕЛЕВА
Подписано к |
печати 27ДП-І973 г . |
к - ІІ548. |
формат бумаги 60x90/16 |
9,75 уч .-и зд .л . |
Тираж 500 |
Тип. ОЛА ГА |
Цена 40 коп. |
Заказ 848. |
Тема I. КОМПОНОВКА И ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ___________
§ 1.1. СОСТАВ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ
Сиговая установка |
(CJ) оамолета Ту-І34 состоит из: |
- двух ДТРД Д-80, |
вакрѳпиѳнных в гондолах с отнесением в |
горизонтальной плоскости на 4° в хвостовой части фюзеляжа при помощи вести стальных подкосов; подкосы крѳпятоя к кронштейнам, установленным на силовых шпангоутах К 8 и № 17 и боковой балке; все подкосы регулируются по длине; гондола отнесена во внешнюю
сторону в |
горизонтальной плоскости на 4 °, |
имеет |
входной возду |
хозаборник |
и заканчивается выходным устройством двигателя; |
||
- системы топливопитания, включающей |
шесть |
кессоц-бакоз, |
отенками которых являются передний и задний лонжерон и обшивка крыла; в баках установлены четыре наоооа подкачки ЭЦН-45 и 12
насосов перекачки |
ЭЦН-9І о электроприводом; топливопроводы крьа- |
|||
ла - |
алюминиевые, |
фюзеляжа и отсеков двигателя - стальные; |
||
- |
системы смазки и суфлирования, включающей два маслобака, |
|||
расположенных в |
передней части гондол с внешней стороны; |
два |
||
топливомасдяных |
радиатора "Агрегат-62", расположенных в |
пило |
||
нах, и |
агрегаты, |
установленные на двигателях; |
|
|
- |
системы запуска, включающей четыре стартер-гѳнѳратора |
СТГ-І2ТВІІ0, два центробежных регулятора ЦР-2В, два агрегата за жигания СКНА-22-2А, установленные на двигателях; автоматическую панель запуска АПЛ-19БД, панель пуска стартер-генераторов ПСГ-2А,штепсельные разъемы аэродромного питания ШРАП-Іи ШРАД-2, установленные в фюзеляже в районе 48-50 шпангоута; три аккуму лятора I2CAU-55, установленные в заднем техническом отсеке;
- противообледенительной системы, включающей радиоактивный оигнадизатор обледенения РИО-8, расположенный снаружи фазеляжа в районе пилотской кабины; два датчика обледенения ДО—20211« установленные на переходниках; два электромеханизма, открытия
4 4
saosoh o e горячего воздуха МП-5И, установленные на правой сто
роне каждого двигателя; фланца |
отбора горячего |
воздуха |
на обо |
||||
грев крыла и киля от У ступени |
2-го |
компрессора, на обогрев |
|||||
воздухозаборников |
ВНА и кока |
от |
У |
или X ступеней |
2-го |
||
компрессора; |
' |
.. ... |
|
__ |
|
* |
|
- противопожарной системы, включающей шесть |
огнетушителей |
0С-8МФ гондол двигателей и два огнетушителя 0С-2ИЛ двигателей, установленных в центральной части фюзеляжа под полон; два пе
реносных огнетушителя ОУ, |
закрепленных в гардеробе экипажа и |
в конце салона на стенке |
туалета; пять механизмов аварийного |
включения, установленных по концам крыльев, у главных ног |
шас |
|||
си и |
в носовой части фюзеляжа; датчики пожара ДСП-ІАГ |
но |
де |
|
вять |
датчиков в каждой гондоле; |
^ |
|
|
- системы автоматического регулирования, включающей |
автома |
|||
тические устройства НР-30, ЦР-ІВ, |
ЦР-2В и ПРТ-85; |
|
|
- системы управления СУ и контроля ее работы, включающей; РУД и троссовую проводку к двигателям; панель запуска двигате лей на земле; панели управления топливной системой, ПРТ дви гателей, сиотемой пожаротушения, запуском в воздухе, противообледенительной системой, системой виброизмерения; приборное оборудование СУ и сигнализацию встроенного контроля.
Безопасность полетов на самолете Ту-І84 обеспечивается СУ, то есть:
-надежностью работы Д-30;
-установкой двигателей на пилонах;
- |
возможностью полетов на Н » 10000 »; |
- |
возможностью однодвигательного полета на Н * 5,5 - 6,5 ни |
|
без уменьшения дальности; |
-системой сигнализации появления стружки в масле;
-системой сигнализации повышения температуры выходящего масла*,
5
-системой сигнализации минимального давления масла; •> замером вибрации корпусов;
-системой пожаротушения в гондолах и внутри двигателей;
-автоматической противообледенитѳльной системой.
§1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ Д-30
ИЕГО КОМПОНОВКА
Двигатель Д-30 является двухнонтурньш (степень двухконтурности равна единице), с четырехступенчатым компрессором І-го каскада, с десятиступенчатым компрессором 2-го каскада, с камерой сгорания смешанного типа, с двухступенчатой высокона порной турбиной, со смесительной камерой и нерегулируемым ре активным соплом.
Два кинематически не связанных ротора низкого и высокого давления опираются на шесть подшипников качения, четыре опоры из шести являются упруго-демпферными, что значительно снижает уровень виброперегрузки. Роторы компрессора по конструктивной схеме относятся к роторам смешанного типа. Отбор мощности на привод агрегатов выполнен через узел центрального привода,рас положенный между компрессорами первого и второго каскада на разделительном корпусе» Многие корпуса и детали двигателя из готовлены из титановых сплавов, имеющих удельный вес около 4,5 и высокую прочность, близкую к прочности стали.
Высокая степень повышения давления воздуха в компрессоре 18,4 и высокая температура газа перед турбиной около ІІОО°С позволяют получить при расходе воздуха І28-І29 кг/сек значи тельную тягу на взлетном режиме в 6800 кг при хорошей эконо мичности (0,62 кг топлива на кг тяги в чао).,
Для обеспечения работы на каждом двигателе установлены агре
гаты, |
закрепленные на |
трех коробках приводов разделительного |
корпуса: |
|
|
н а |
в е р х н е й |
к о р о б к е : |
-два стартер-гѳнератора СТГ-І2-ТВМ0;
-центробежный суфлер ЦС-ЗО;
-датчик тахометра ДТЭ-5Т;
-воздушный компрессор АК-І50 (не установлен);
6
н а |
б о к о в о й |
к о р о б к е |
(справа под 45°): |
-центробежный регулятор ЦР-ІВ*,
-датчик числа оборотов первого каскада ДТЭ-5Т;
н а |
н и к в е й |
к о р о б к е : |
-насос регулятора HP-SO;
-подкачивающий топливный насос ДЦН-ѴШ-ЗТ;'
-центробежный датчик ЦР-2В;
-масляный насос откачки ШЮ-30;
-основной масляный насос ОІШ-ЗО;
-центробежный воздухоотделитель ЦВО-ФС-ЗО;
-гидронасос НП-43/Г,
- запасной привод к воадувноку стартеру (загдуиен);
-маслофильтр МФС-30.
Кроме того, на двигателе устанавливаются:
-агрегат зажигания GKHA-22-2AT;
-12 топливных форсунок ФР-ЗОДС;
-датчик обледенения Д0-202М;
-электромагнитный воздушный кран;
-сигнализатор давления СДУ2-0,І5;
-элѳктроиеханизм перекрывной заслонки ІЛІ-5И;
-гидроцилиндры управления заслонками перепуска воздуха
и лопатками |
ВНА (4 н т .); |
|
- |
термопары Т -9 9 -Г (І2 м т.)і |
|
- |
овечи |
зажигания СП-06ВП (2 и т .) . |
Для предотвращения возникновения помпажа и облегчения аапуока двигателя после четвертой, пятой и десятой ступеней ком прессора 2-го каскада перепускается часть воздуха в наружный контур с помощью заслонок и клапана перепуска.
Снотема регулирования обеспечивает поддержание |
постоянных |
||
оборотов ротора компрессора 2-го каокада на заданном |
режиме |
||
и ограничение |
расхода топлива на взлетном режиме |
в |
зависимос |
ти от температуры газов за турбиной. |
|
|
|
7правдение |
расходом топлива, а, следовательнох |
и работой |
двигателя осуществляется из кабины пилотов РУДами, расположен ными на левой и правой пультах.
7
Два из четырех коллекторов (каждой гондолы) противопожар ной скотемы находятся: один - в районе компрессора І-го каска да» второй - в районе камеры огорания. Кроме того» имеется два трубопровода подачи огнѳгасящего состава (фреона ІІ4В)
в пространство между внутренним кожухом камеры сгорания н ко жухом вала, а также в полость кожуха вала» Для снгналнаацнм пожара на кожухе диффувора устанавливаются два датчика.
Приемистость двигателя 10-15 оѳк. Время приэмиотости от считывается от момента движения РУД до выхода на обороты мевьве налетного режима на 180 об/мин; При пробе приемистости до пускается кратковременный заброо температуры газов до 620° на
время не более 4 оек |
и оборотов на 150 об/мин выев ввлвтно- |
го ренина* |
|
Температура газов |
за турбиной: |
-при запуске двигателя не более 600°С, заброо до 620е из более 4 оек;
-на налои rase не более 360°С.
Ва сопловом аппарата низконапорной турбннн перепад давле ний сверхкрнтичеокий. Скорости истечения газов устанавливают ся критические для всех эксплуатационных режимов. При таком режиме истечения, если обороты ротора высокого давления под держивать постоянными, то температура газов перед турбиной высокого давления будет примерно постоянной.§
§1.3. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ
1. Тип - турбореактивный, двухконтурный (степень двухховтурности равна 1 ), двухроторный.
2 . |
Направление вращения роторов - левое (по полету). |
||
3 . |
Степень повышения давления на взлетном режиме - суммар |
||
ная 18,4 і 0 ,2 . |
|
+ 2%. |
|
4 . Сухой вес двигателя |
1550 кг |
||
5 . |
Полный вѳо двигателя |
1712 |
кг. |
6 . |
Длина двигателя 3988 ± 10 ш . |
||
7 . |
Диаметр 1050 мм. |
|
|