Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
антивибратора является относительно самостоятельным колеба тельным контуром, собственная частота которого определяется
нзгибной жесткостью |
колена |
и моментом инерции |
массы |
аитп- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вибратора |
относительно его |
|||||
|
|
|
|
|
|
центральной оси, перпенди |
||||||
|
|
|
|
|
|
кулярной |
плоскости |
симмет |
||||
|
|
|
|
|
|
рии колена. Найденная для |
||||||
|
|
|
|
|
|
этой схемы частота колеба |
||||||
|
|
|
|
|
|
ний" хорошо согласуется с ча |
||||||
|
|
|
|
|
|
стотой колебаний, получен |
||||||
|
|
|
|
|
|
ной экспериментально. |
|
|||||
|
ч |
|
|
|
|
Остальная часть |
вала мо |
|||||
|
|
|
|
|
жет |
рассматриваться |
глав |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
ным образом как система воз |
||||||
|
|
|
|
|
|
буждения, |
которая |
передает |
||||
|
|
|
|
|
|
этому контуру энергию в виде |
||||||
|
|
|
|
|
|
осевых импульсов, возни |
||||||
|
|
|
|
|
|
кающих |
от |
действия |
сил |
|||
|
|
|
|
|
|
давления газов и других сил |
||||||
|
|
|
|
|
|
в цилиндрах, |
чем и обуслов |
|||||
Рис. 74. Осциллограммы |
изменения |
на |
ливается |
устойчивый |
резо |
|||||||
пряжений по тензодатчикам |
на |
первой |
нанс |
изгибных |
колебаний в |
|||||||
галтели шатунной шейки первого колена: |
первом колене. На указанном |
|||||||||||
а — при резонансной |
частоте вращ ения и р а з |
двигателе частота колебаний |
||||||||||
витии изгибных колебании; |
б — при |
полном |
(8-го порядка) совпадала с |
|||||||||
отсутствии резонанса |
колебании |
на |
том |
же |
||||||||
реж име |
по н агрузке |
|
|
|
частотой возбуждения от дей |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ствия |
вспышек |
в цилиндрах |
при частоте вращения вала 720 об/мин, которой соответствовал максимум изгибных напряжений в первой и второй галтелях ша тунной шейки вала.
Рис. 75. Изменение на пряжений изгиба в гал тели шатунной шейки пер вой щеки коленчатого вала двигателя 16ДН 23/30 в зависимости от частоты вращения при испыта
ниях:
/ — с обычным |
антнвлбратором ; |
2 — с комбинированным |
антивибратором с |
п р о |
|||
дольными маятниками в |
плоскости |
первого колена; 3 — то |
же, с продольными |
м а я т |
|||
никами, развернутыми пер п енди ку л яр но плоскости первого колена |
|
||||||
Аналогичный |
характер возбуждения |
изгибных |
колебаний |
||||
в коленчатом |
валу при |
наличии навешенных на концах |
масс |
||||
(типа маховика) рассмотрен X. Маасом [45], в работе которого |
|||||||
приводится также |
анализ |
динамических |
нагрузок в |
коленчатом |
118
валу быстроходного дизеля с оценкой возможных дополнительных напряжений и учетом их значений в расчетах запасов прочности.
Одним из методов снижения нзгнбных колебаний передней части коленчатого вала является применение комбинированного антивибратора, в котором оси двух из шести маятников были повернуты на 90° по отношению к осям остальных маятников и колебания их совершались в плоскости первого колена. Испыта ния коленчатого вала с комбинированным антивибратором пока зали его эффективность (рис. 75).
Уровень переменных напряжений (по амплитуде) от вибра ционных нагрузок, вызываемых крутильными колебаниями, в литых чугунных валах дизелей КТЗ обычно не превышает
250—300 кгс/см2.
ВЛИЯНИЕ МАТЕРИАЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ЕГО УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ
Одним из основных направлений исследований в процессе доводки коленчатых валов на КТЗ явились работы по улучшению усталостных свойств материала вала и повышению показателей выносливости колен.
Испытания материалов проводились при симметричном цикле
нагружения |
вращением |
гладкого |
цилиндрического образца |
( 0 10 мм) |
относительно |
плоскости |
нагрузки с использованием |
испытательных машин типа МУИ-6000. Согласно ГОСТу 2860—65 выбран вариант нагружения образца по схеме чистого изгиба, имеющего на значительной длине участок равной напряженности, необходимый для достоверной оценки усталостных показателей материалов с повышенной неоднородностью свойств, к каким относится высокопрочный чугун, особенно в отливках крупных коленчатых валов. Испытания стандартных образцов для опре деления предела усталости материала в заданных условиях про изводства получили наибольшее распространение главным обра зом для высокопрочного чугуна, так как, кроме возможной неод нородности свойств, его показатели сопротивления нагрузкам относительно тех же показателей конструкционных легирован ных сталей понижены в среднем в 2 раза. Поэтому становятся очень важными поиски технологических возможностей повышения и стабилизации усталостной прочности материала литых чугунных валов, а также последующего их эффективного упрочнения.
Наличие включений свободного графита, т. е. исходная неод нородность (гетерогенность) общей структуры чугуна, приводит к более сложной зависимости его усталостных свойств от при нятой технологии изготовления. Если представить требуемые свойства в виде некоторой функции от структуры, то, в отличие от стали, для чугуна геометрия графитовых включений является новым независимым переменным параметром со значительным влиянием на получаемые свойства.
119
В частности, по этой причине у чугуна не имеется устойчивой прямой корреляционной связи между пределом выносливости и пределом прочности (временным сопротивлением), которая суще ствует у конструкционных сталей и помогает ориентироваться в выборе нужной структуры (и термообработки) по результатам статических испытаний образцов в качестве контролируемых параметров при изготовлении. Для высокопрочного чугуна по полученным высоким показателям статической прочности еще нельзя судить о пригодности такого материала к условиям работы при переменных нагрузках.
Значительное влияние формы графита (отклонение от глобуляр ное™) на выносливость по мере повышения предела прочности могут не дать в этих условиях ожидаемого прироста усталостного сопротивления. Это указывает на наличие для каждой структуры чугуна оптимума механических показателей (оп, ат и б), при которых достигается наибольший уровень усталостного сопро тивления.
Требуемые форма и размеры глобулярного графита образуются в чугуне при литье и не поддаются последующему исправлению; определяющее значение при этом имеют выбор модификатора под заданный состав чугуна и температура процесса.
Кроме формы и размеров графита существенное влияние на усталостную прочность оказывает состояние металлической основы (матрицы), структура которой для азотированных валов должна быть преимущественно перлитной (содержание феррита допускается не более 30%) и одновременно не содержать свобод ного цементита. Здесь определяющими являются скорости охла ждения отливки в форме, а также скорости охлаждения при по следующей термообработке (нормализации) отливки, достигаемые в требуемых пределах регулируемым принудительным охлажде нием заготовок валов.
Важным условием высокой сопротивляемости металлической основы является уменьшение в ней локальных повреждений, вызванных эффектом вторичной графитизации, наблюдаемой при пониженных скоростях охлаждения, а также при повторных высоких нагревах высокопрочного чугуна (при горячих правках вала). Характерным признаком вторичной графитизации служит наличие зон темного цвета в изломе образца при разрыве, что и было выбрано оценочным критерием приемки валов по шкале установленных эталонов с разной степенью полученной графити зации и потемнения.
Вследствие отмеченных особенностей высокопрочного чугуна необходимо проводить определение предела усталости материала для использования в последующих расчетах запасов прочности путем испытаний стандартных образцов, вырезаемых только из натурных коленчатых валов, выполненных по принятой (серийной) технологии изготовления. Образцы должны вырезаться из пери
120
ферийной части шатунных шеек в зоне перекрытия (первого и последнего колеи по длине вала).
'После внесения улучшений предел выносливости ст_х при сим метричном изгибе материала вала после азотирования (ложное азотирование) для вырезаемых образцов был увеличен от 15 до 19 кгс/мм2. Для образцов, вырезанных из щек, эти показатели соответственно выше приблизительно на 10%. Вследствие того что при изгибе колена начало усталостной трещины всегда распо лагается в зоне галтели шатунной шейки, при уточненном опре делении предела выносливости материала в опасном участке пере крытия следует принимать среднее арифметическое нижних зна чений пределов выносливости, найденных для щеки и шейки.
ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА. ЗАПАСЫ ПРОЧНОСТИ
Наиболее полные данные о характеристиках усталостной прочности вала могут быть получены при усталостных испытаниях натурных колен, вырезаемых из готовых валов, на универсальной испытательной машине ЦДМ-200тПу в специальных приспосо блениях при нагружении радиальными и осевыми усилиями (рис. 76). Нагружение элементов осевыми усилиями осуществля лось по симметричному циклу, а радиальными — по несимме тричному циклу с коэффициентом асимметрии г0 — 0,2.
При нагружении элементов радиальными усилиями исполь зуют приведенное выше приспособление, имеющее в качестве опор подшипники качения, что обеспечивает свободу осевых и угловых перемещений. В случае, когда создаваемые машиной переменные усилия меньше разрушающих, при испытаниях в лаборатории прочности КТЗ используют связанные с гидравлической системой машины специальные силовые цилиндры, диаметр поршня которых больше диаметра поршня испытательной машины.
Для определения характеристик усталостной прочности круп ных коленчатых валов был создан испытательный стенд, в котором использовались разработанные ранее силовые гидроцилиндры. Натурные колена нагружались радиальными усилиями при наи большем размахе переменной нагрузки 2Р„ = 180 Т. Стенд (рис. 77) имеет оригинальную конструкцию коренных опор, обла дающих высокой угловой и поперечной (изгибной) податливостью вследствие использования несвязанных гибких вертикальных стоек при их достаточной продольной жесткости и прочности в заданных пределах нагрузок. Достигнутая податливость несу щих стоек опор практически полностью исключает стеснение воз никающих упругих деформаций вала под нагрузкой, обеспечи вает статическую определимость, повышенную точность и стабиль ность силовой схемы как при статическом, так и при переменном (циклическом) действии нагрузки.
121
На стенде такой конструкции при диаметре силового цилиндра dlK— 450 мм в соединении с гндропульсаторами, насосной уста новкой II силонзмернтельными устройствами универсальной испытательной машины ЦДМ-200тПу были проведены натурные испытания стальных азотированных коленчатых валов двига теля 6ЧН 30/38 с достижением двойной перегрузки н определением запасов прочности.по уровню перегрузки и фактической долго вечности до разрушения. Частота циклов нагружения элементов
вала |
на стенде |
может |
задаваться |
согласно |
|
диапазону |
частот |
|||||||
|
|
|
|
|
|
вращения |
|
пульсатора |
|
испы |
||||
|
|
|
|
|
|
тательной машины в преде |
||||||||
|
|
|
|
|
|
лах |
300—500 |
циклов/мин, |
||||||
|
|
|
|
|
|
т. е. является относительно |
||||||||
|
|
|
|
|
|
низкой, |
что удлиняет |
|
сроки |
|||||
|
|
|
|
|
|
испытаний, |
однако благодаря |
|||||||
|
|
|
|
|
|
высокой |
|
стабильности |
на |
|||||
|
|
|
|
|
|
грузки |
|
можно |
проводить |
|||||
|
|
|
|
|
|
усталостные испытания мень |
||||||||
|
|
|
|
|
|
шего |
числа |
образцов |
(3— |
|||||
|
|
|
|
|
|
4 шт.), получая их |
разрез |
|||||||
|
|
|
|
|
|
койодного коленчатого вала. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
При |
нагружении двухко |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ленного |
|
элемента |
осевыми |
|||||
|
|
|
|
|
|
усилиями |
|
используют |
при |
|||||
|
а) |
|
|
|
5) |
способление с клиновыми за |
||||||||
Рис. 76. |
Приспособления для |
испытания |
хватами и удлиненными участ |
|||||||||||
ками в виде плоских |
стерж |
|||||||||||||
элементов |
коленчатых |
валов: |
ней, |
которые |
обеспечивают |
|||||||||
а — радиальном |
н агрузкой ; б |
— осевой (про |
наибольшую изгибную подат |
|||||||||||
|
дольн ой ) |
нагр у зко й |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ливость |
в |
плоскости |
|
колен |
||||
при сохранении прочности для работы при осевых |
знакоперемен |
|||||||||||||
ных нагрузках. |
Использование специальных |
захватов |
вызвано |
двусторонним действием силы при симметричном цикле нагру
жения |
и возможным уменьшением |
стеснения |
угловых |
дефор |
|
маций |
на торцах двухколенного |
элемента |
(с противополож |
||
ным |
заклиниванием колен) |
под нагрузкой. |
позволяют |
опре |
|
Усталостные испытания |
натурных колен |
делить эффективность различных методов упрочнения и вариаций формы, а также обоснованно выработать требования к контролю материала и геометрии вала в условиях серийного производства. Испытаниями было установлено, что существующее азотирование коленчатых валов из высокопрочного чугуна повышает их уста лостную прочность на 20—25%. Некоторого повышения устало стной прочности азотированных коленчатых валов из высокопроч ного чугуна можно достичь наклепом их галтелей стальной дробью, что приводит к увеличению предела усталости колен дополнительно на 15—20%. Эффективным и значительно менее длительным процессом является изотермическая закалка в жид-
122