Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
Рис. 77. Общий вид и основные узлы стенда для испытания на выносливость натурных колем вала по схеме радиальной нагрузки:
/ — испытываемый элемент; 2 — стопки-опоры; 3 —
шток |
с пуансоном |
и вкладышем ; |
4 — переходник |
||
(силовая плита); 5 |
— цилиндр; 6 — порш ень |
( п л у н |
|||
жер); |
7 — кр ы ш ка |
цилиндра; |
8 — опорная |
плита; |
|
9 — трубопровод гндропульсатора ; |
10 — трубопровод |
||||
|
силонзмернтелы ю го |
устройства |
|
кмх средах, которая позволяет полу чать предел выносливости вала выше предела выносливости азотированного вала на 30—35%. Кром того, такие валы имеют значительный резерв даль нейшего повышения усталостной проч ности на 25—30% последующей на каткой галтелей.
Оценки износа, проведенные на ма шине трения (типа ТР-1), азотирован ных и изотермически закаленных (в селитровой ванне) образцов из высоко прочного чугуна, показали практиче ски одинаковую износостойкость как коренных и шатунных шеек, так и вкладышей с антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы [11].
Испытания натурных колен из вы сокопрочного чугуна показали, что осо бое внимание следует обращать на ли тейные дефекты, расположенные в зонах максимальной напряженности колен. Выходящие на поверхность галтели
шатунной шейки участки пористости в зоне наибольшей напря женности снижают их долговечность в 3—4 раза. Поэтому наличие видимых или близко расположенных к поверхности дефектов на
участках галтелей шатунных шеек |
в зоне наибольших |
напря |
||
жений (в зоне перекрытия шеек), т. |
е. по |
дуге шатунной шейки |
||
90— 100° с внутренней |
стороны колена, |
недопустимо. |
Валы с |
|
подобными дефектами |
бракуются. |
|
|
|
Своевременное установление годности отливок валов выпол няется контролем объема и расположения возможных внутрен них дефектов на участках шеек и щек, особенно в зоне перекрытия. Для чугунных валов с диаметром шеек 200—250 мм преимуще ственно применяют гаммаграфирование — просвечивание гаммалучами радиоактивных изотопов (обычно кобальта 60) с фотогра фированием на пленку выделенных участков каждого колена и оценкой дефектов по установленной шкале и эталонам. В послед
123
нее время более удобным и эффективным при контроле валов становится ультразвуковой метод обнаружения дефектов, который находит по мере совершенствования методики и аппаратуры все большее распространение для проверки сплошности и качества металла ответственных деталей.
Знание действительных величин напряжений в опасных се чениях вала и наличие данных по усталостной прочности колен, полученных при их натурных усталостных испытаниях, позво ляет определить фактический запас прочности вала, минималь ная допустимая величина которого должна быть не менее 1,5 при наличии отлаженной технологии изготовления. Вследствие по вышенной неоднородности свойств и несколько большим разбро сом пределов выносливости высокопрочного чугуна относительно разброса пределов выносливости конструкционных легированных сталей, рациональные пределы запасов прочности, к которым нужно стремиться при проектировании чугунных коленчатых валов для современных транспортных двигателей, должны со ставлять 1,8—2,5.
ВЛИЯНИЕ КОРЕННЫХ п о д ш и п н и к о в
иНЕСООСНОСТИ ОПОР НА НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ
КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Вследствие высокого уровня напряженности и необходимости обеспечения длительной надежной работы коленчатых валов в эксплуатации необходимо сохранять имеющийся запас проч ности вала в процессе эксплуатации. Попытки решить эту задачу при низкой долговечности подшипников, в частности для двига теля 2ДЮ0, только последовательным увеличением прочности вала и повышением относительной изгибной податливости с целью снижения в нем темпов роста напряжений и повреждаемости в связи с взносами опор оказались бесперспективными. Для со хранения запаса прочности во времени основное значение при обретает высокая износостойкость подшипниковых узлов. Для высоконагруженных подшипников одним из примеров длительно работающей подшипниковой пары являются азотированный коленчатый вал и вкладыши, залитые свинцовистой бронзой с приработочным мягким покрытием. Износы шеек вала и вкла дышей при этом незначительны (0,03—0,05 мм через 5000—6000 ч работы).
При наличии износостойких подшипников, сварного несущего блока цилиндров и подвесного коленчатого вала к основным при чинам возникновения несоосности опор относится износ зубчатых поверхностей стыков подвесок при некачественном изготовлении или недостаточной затяжке болтов коренных опор, а также недо пустимо большое последующее коробление блока цилиндров из-за релаксации со временем высоких остаточных напряжений при недостаточно эффективном режиме термообработки после сварки.
124
Специально проведенные исследования на натурных корен ных подшипниковых узлах позволили установить, что для резкого снижения уровня дополнительных усилий при затяжке и дефор маций степень прилегания зубчатых поверхностей стыков (по краске) должна быть не меньше 70% геометрической поверхности контакта при проверке в свободном состоянии (при незатянутых болтах). Данное требование является также необходимым для сохранения исходной точности отверстия постели при длительной работе II периодических перезатяжках разъемного подшипника
вэксплуатации. Для достижения нужного прилегания поверхно стей разъемов была внедрена механическая притирка зубчатых поверхностей подвесок и опор подшипников в блоке.
Достаточный запас на нераскрытое стыков обеспечивается введением в чертежи расчетно обоснованных усилий комбинирован ной затяжки гаек болтов подвесок (вначале с контролем по мо менту до отправной точки и затем по заданному углу поворота гайки). При этом был существенно увеличен уровень напряжений
вболтах от затяжки.
Для устранения коробления блока цилиндров потребовалось внести изменение в первоначальный режим термообработки (вы сокого отпуска) блоков с увеличением максимальной температуры
выдержки от 650 до 680° С и времени выдержки с 3 до |
|
ч. Это |
||||
значительно уменьшило |
остаточные напряжения в |
конструкции |
||||
|
8 |
|
||||
(в |
2 |
—3 раза), ограничив их максимальные значения |
уровнем, |
|||
не |
|
|
|
|
|
|
|
превышающим 600 кгс/см2, и устранило возможность дальней |
|||||
шего изменения геометрии блоков в длительной работе. |
|
|
||||
|
После применения |
износостойких подшипниковых узлов |
и исключения причин, вызывающих несоосность опор вала, про блема сохранения начального запаса прочности коленчатого вала форсированных дизелей КТЗ в процессе длительной эксплуа тации была решена.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ 16ЧН 26/26
Опыт, полученный при доводке коленчатого вала двигателя 16ДН 23/30, позволил при создании нового вала для двигателя 16ЧН 26/26 уже в . процессе проектирования выбрать колено с более рациональной формой элементов. Колено этого вала (рис. 78) имеет близкие по величине диаметры коренной и шатун
ной шеек, большое перекрытие шеек ( - j —= 0,4j, утолщенные
щеки с разгружающими выемками в средней части, развитые бочкообразные внутренние полости шеек; на крайних и с-редних щеках вала имеются противовесы, выполненные как одно целое с валом. Перед началом серийного производства были проведены исследования прочности и жесткости вала с целью улучшения формы его составляющих элементов, а также определение наиболее рациональных соотношений и размеров внутренних полостей.
125
При отсутствии выемки в щеках и относительно малом диаме тральном размере полости в смежной шейке при удалении ее от галтели создается характерное распределение напряжений по дуге в виде эпюры эллиптического типа с максимумом в плоскости колена (см. рис. 71).
Увеличение полости в смежной шейке и приближение ее к гал тели, разгружая центральную часть, приводит к седловидному характеру эпюры с двумя максимумами по обе стороны от отно
сительного минимума в плоскости колена (рис. 79). Каждому виду распределения напряжений при усталостных испытаниях соответствует типичное образование очагов развития усталостных трещин — центральное единичное в первом случае и симметрич ное двойное— во втором. Наивыгоднейшая величина и располо жение полости должны обеспечить равные значения наибольших напряжений на участке дуги галтели, охватывающем все три максимума в двух представленных вариантах, т. е. на общей дуге ==»50°. В этом случае концентрация напряжений в сопряжении при прочих равных условиях будет наименьшей. Введение выемок в щеки заметно увеличивает разгрузочный эффект. При этом эпюра распределения напряжений имеет седловидный характер с двумя относительно повышенными максимумами по дуге галтели, расположенными приблизительно против кромок полости при выходе их в выемку. Поэтому, чтобы не повысить эффект нерав номерности распределения напряжений в зоне перекрытия, выемки должны делаться неглубокими и иметь плавные очертания в местах сопряжений с полостью шейки. В ряде случаев выемки оправданы
126
только с металлургической точки зрения, Как средство уменьше ния объема металла в месте перекрытия и выравнивания темпе ратуры при остывании отливки для устранения возможной по ристости в наиболее опасных местах вала.
Следует также отметить, что наличие выемок в щеках приво дит к снижению изгибной жесткости колен и вала в целом, в связи с чем может рассматриваться как мера, уменьшающая чувстви тельность вала к ступенчатости опор. Однако в условиях изно состойких шеек и вкладышей это преимущество не определяет долговечности вала, если в нем обеспечен требуемый начальный запас прочности. В то же время при возможности значительных взносов, которые имеют нара стающий характер, не удается, как показывает опыт, полно стью исключить поломки, не смотря на принятые меры по повышению запаса прочности (например, введение накатки и наличие относительно податли вого вала).
При проведении усталостных |
|
|
|
|
|
|||
испытаний натурных колен вала |
Рис. 79. |
Седловидная |
эпюра распре |
|||||
двигателя |
16ЧН 26/26 |
с допол |
||||||
нительным упрочнением галте |
деления |
напряжений |
по |
окружности |
||||
лей |
дробенаклепом |
удалось |
галтели |
шатунной шейки |
при значи |
|||
тельной |
разгрузочной |
|
полости в |
|||||
установить необходимость огра |
смежной |
коренной шейке и щеке |
||||||
ничения |
размеров разгрузоч |
|
|
обусловленную опас |
||||
ных |
отверстий и выемок на участке щеки, |
|||||||
ностью перехода места |
разрушений с галтели вала |
на |
необрабо |
танную поверхность внутренней полости. При относительно небольшом упрочнении галтелей шатунных шеек дробенакле пом в пределах 15—20% и повышении размаха переменной на грузки было обнаружено появление усталостных трещин (рис. 80) в боковых радиусных сопряжениях при выходе полости в ко ренной шейке на щеку.
Проведенное подробное тензометрирование этих |
участков по |
||
лости позволило установить относительно высокий |
уровень дей |
||
ствующих |
напряжений, достигающих при |
рабочих нагрузках |
|
в местах |
начала разрушения 1 1 0 0 кгс/см2. |
|
|
Из-за обнаруженного ослабленного участка в полости, необра ботанная литая поверхность которой имеет значительно меньшее сопротивление переменным нагрузкам, не могло быть достигнуто дальнейшего упрочнения вала по галтелям.
Сопоставление предельных разрушающих напряжений в гал тели шатунной шейки в исходном состоянии (точка 1), в упрочнен
127