Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного вида по правилу Верещагина внутри участков постоянной жесткости,

_

I

 

 

 

+ 2»h

AmL+

5m2

7m, + 8m,

|_

Ю/И +

llm

ср ~ 216£

 

L' Щ h

 

+

h

"

^

 

 

 

3 ^4

4

 

 

 

 

 

+

ІЗ/П4 h

5

+

 

17ffZ|j

 

 

(2)

 

 

 

 

 

 

 

+ I4m

16m5 -f-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

где

J

2

.

/ 3

 

 

I — длина пролета;

сечения

балки

J ъ

........../о —

моменты

инерции

т 0,

 

 

по участкам;

 

от

внешней

т 1,

 

т 2;- . .

 

тв-— изгибающие

моменты

 

 

 

 

 

 

 

 

нагрузки в сечениях на границах

 

 

 

 

 

 

 

 

участков;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е — модуль

упругости.

 

 

 

Угол ер находится для колена в двух положениях: в.плоскости колена фг и в плоскости, перпендикулярной плоскости колена фт.

В коленчатом вале каждое колено имеет различный угол закли­ нивания. Для составления из отдельных однопролетных балок многоопорной неразрезной балки нужно знать жесткости всех пролетов в каких-либо постоянных для всех пролетов плоскостях. В качестве таких плоскостей принимают вертикальную и гори­ зонтальную плоскости. При этом углы поворота надопорных сечений колен ф2 и фт проектируют на вертикальную и гори­ зонтальную плоскости, и полученные значения используют для нахождения приведенной жесткости балки в этих двух плоскостях.

Выражения для углов

поворота

надопорных сечений

колена

в вертикальной и горизонтальной плоскостях имеют вид

 

Фв — Фт sin а

Фгcos а;

(3)

Фг =

Фт соБа — ф2 зіпа,

(4)

где а — угол между вертикальной

плоскостью и плоскостью ко­

лена, зависящий от угла заклинивания колен и расчетного поло­ жения вала.

Выражение для угла поворота надопорного сечения ф прямой

балки приведенной жесткости EJ в вертикальной и горизонтальной плоскостях получают из формулы (2), в которой принято J =

=const:

Ф= l- = r - [т0-j- 6 т1-f- 12т2+ 18т3+ 24/п4 -)- 30/п5 -j- 17пг6]. (5)

Моменты mо, m lt m2>. . . ., тв, входящие в эту формулу, действуют соответственно в вертикальной или горизонтальной плоскости.

Подставляя в левую часть формулы (5) значение угла поворота надопорного сечения колена, подсчитанное по формулам (3) или (4), получаем выражение для приведенной жесткости прямой

J33


балки соответственно в вертикальной или горизонтальной пло­ скости:

EJ = тщ- К + 6 /пх + 12 та + 18т3+ 24пц + 30m5 -|- 17тй]. (6 )

Найденные значения приведенной жесткости балки позволяют колено, находящееся в любом положении по углу поворота вала под действием внешней нагрузки, представить в виде прямой балки известной жесткости в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

После замены каждого колена коленчатого вала прямыми балками приведенной жесткости переходим к неразрезной балке (рис. 85). При_этом жесткости отдельных пролетов многоопорной

Рис. 85. Расчетная схема вала в виде неразрезной балки на упругих опорах при найденном распределе­ нии жесткости и действии Гразличных нагрузок в пролетах и на консольных участках (соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях)

балки и внешние перегрузки на нее соответствуют рассматривае­ мому мгновенному положению коленчатого вала. Решение системы уравнений для этой балки проводится последовательно при поло­ жении ее в двух плоскостях — вертикальной и горизонтальной. Ниже приведено решение для одной из плоскостей (для другой оно будет аналогичным). В качестве основной системы выбирают совокупность однопролетных шарнирно опертых балок; за неиз­ вестные принимают надопорные изгибающие моменты. Для балки, состоящей из п пролетов, записывают (/г—1) уравнений.

Каноническое уравнение для /-й опоры имеет вид

бу (/—2) М у - 2 +

б/ (/-1 ) М у—1 +

бууМу +

бу (У_|_1 ) М (у_|_1 ) - f

 

+ бу {/+2) М у J_2 + Ayр — 0 .

(7)

Коэффициенты этого уравнения вычисляют по формулам

б/ ( / - 2 ) =

 

Іі

- --------Л /

(У—1)1

т (У—2); бу СУ—X) = - - |=

 

«и = 4 іг - +

Ч+1

■дѵ;

(8)

 

3EJу+1

 

3ËJу

 

 

134


Aip

2\Jëj ■^m‘°

 

 

 

^ m /2 4" 18/П/3 -j- 24myi -j-

-|- 30m/5 +

17/п/б] +

 

[17/n(/ |_i) о +

30m(/4-i) i -j-

-j- 24/72(/+i) 2 +

1 8/72(/_j_1) 3

 

]2/П(/_|-1) 4 -)- 6/77(/_j_i) 5 -|- /7l(/+l) б] 4“

 

 

 

4- typ + ß/4- V

 

 

 

 

Коэффициенты ö/ (/+i),

 

Sj (у-ц_ )

запишутся

по

аналогии

с коэффициентами б/ (/_і),

б/ (/_2).2

г)/ </_х),

Щ/,

]ІР обозна­

В этих формулах через

ір- (у_2),

чены коэффициенты,

учитывающие

упругую

 

податливость опор.

 

 

 

1

Выражения для них имеют вид

 

8/_I

 

 

 

 

 

 

 

“П/ (7-2)

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>

 

 

 

 

л/ (/-1) = т г ( 7^ г + т ) + т ( ^ + / І г ) ;

(9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7+1

 

 

„„

_

Е7 - 1 ^ 7 - 1

д ^

 

1

,

1 \ ,

6/4-1 Л?

 

 

Ф> ~

Г:

8

 

(

 

+

 

&i + l N l '+ l

 

А / ( “

 

Т— ) 4---- Г---- )

 

1

 

‘ 7

 

\ ‘ 7

 

‘ 7+1 /

 

‘ у+1

 

 

где

 

е — упругая податливость опор;

1), вызывае­

Nh l, Nj,

N/+1— реакции опор ( / — 1),

 

/, (/ +

 

 

 

мые в основной системе внешней нагруз­

 

 

 

кой.

 

 

 

 

 

 

 

 

При оценке прочности коленчатого вала в условиях длитель­ ной эксплуатации существенное значение имеет фактор геометри­ ческой несоосности опор. Коэффициент, учитывающий несоосность

опор, как возникающую в результате неточности изготовления

и сборки подшипниковых

узлов,

так и являющуюся следствием

неравномерного износа коренных

шеек вала и вкладышей,

для

/’-й опоры можно выразить формулой

 

Уі

Уl - i

. Уі Уі+ 1

( 10)

ß/ =

U

7+1

где у — смещение оси опоры от номинального положения.

При работе двигателя коленчатый вал нагружен, помимо сил, также крутящими моментами, которые при прохождении через шатунную шейку вызывают на опорах дополнительные силы реакции и моменты. Эти силовые факторы учитываются введением коэффициента, фиксирующего дополнительно возникающую несо­ осность. Формула для определения коэффициента /-й опоры в вер­

тикальной

плоскости

 

имеет вид

 

 

 

V

fir

(

т,кр/

2

since,-

кі+ У Г ( „

7

G J nРЧl

 

GJplj+X

т1 7 I

Г ( + і / ' Sin СЦі+1),'

 

 

 

 

 

 

 

 

( И )

135


где тКр ,■— крутящий момент на /-й коренной

шейке;

 

Tj — тангенциальная сила

на /-й шатунной шейке;

 

г — радиус

кривошипа

колена;

 

 

 

 

 

 

 

f — длина шатунной шейки;

шатунной шейки;

 

Jp — полярный момент инерции

 

 

G — модуль упругости 2-го рода.

 

 

 

 

 

 

При вычислении коэффициента Х для горизонтальной плоскости

в написанной

формуле

значения

sin ah

 

sin ац-і-і)

заменяются

соответственно

на

значения cos а/

и cos а (/-+і).

 

 

 

Решив системы уравнений, получаем значения надопорных

моментов. Каждое колено' вала теперь

нагружено внешними си­

 

 

 

 

 

лами и надопориыми моментами,

 

 

 

 

 

величины

которых

получены

 

 

 

 

 

при

условии,

что приведенные

 

 

 

 

 

жесткости балок найдены при-

 

 

 

 

 

нагружении колен только внеш­

 

 

 

 

 

ними силами.

Поэтому

необхо­

 

 

 

 

 

димо

найти

новое

уточненное

 

 

 

 

 

значение

приведенной

жестко­

 

 

 

 

 

сти при

 

нагружении внешними

 

 

 

 

 

силами

 

и надопорными момен­

 

 

 

 

 

тами. При подсчете уточненного

 

 

 

 

 

значения

приведенной

жестко­

 

 

 

 

 

сти в качестве параметра при­

Рис. 86.

Схема

уточненной

замены

ведения вновь берется

угол по­

балки переменно-ступенчатого сечения

ворота

).

надопорного

сечения

балкой

приведенной жесткости при

(рис.

 

Определение

нового

действии

внешней

нагрузки

и над­

значения

приведенной

жестко­

опорных

моментов (2-е

приближение)

 

 

8 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти ведется по формулам, ана­

ным выше. Новое

 

 

логичным по структуре написан­

значение приведенной

 

жесткости

объединяет

в себе приведенные жесткости, полученные при нагружении колена внешними силами и надопорными моментами.

После подсчета приведенных жесткостей во 2-м приближении составляют такую же систему уравнений, как и в 1-м приближении. При определении коэффициентов канонических уравнений в фор­ мулы (8 ) подставляют уточненные приведенные жесткости. В ре­ зультате решения системы уравнений находят новые уточненные значения надопорных моментов.

При необходимости расчет ведется далее по программе 2-го приближения до получения результатов необходимой точности. При расчетах коленчатых валов тепловозных и судовых дизелей количество приближений обычно не превышает двух, соответ­ ственно вычисления выполняют последовательно в очередности, показанной укрупненно на блок-схеме программы (рис. 87).

Методика расчета построена с учетом использования при реше­ нии быстродействующих ЭЦВМ. Выполнение вычислений для каждого заданного расчетного положения вала по имеющейся

136