Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

,3. Напряжения увеличиваются с увеличением частоты враще­ ния коленчатого вала.

4.Напряжения практически не зависят от нагрузки двига­ теля при постоянной частоте вращения.

5.Частота вынужденных колебаний опорного пояса совпа­ дает с частотой вращения вектора центробежных сил, приведенных

коси шатунной шейки.

6.Напряжения изменяются по симметричному циклу.

•.Таким образом, результаты испытаний свидетельствуют о том, что основными возбуждающими силами, вызывающими вибрацию опорного пояса в горизонтальной плоскости, являются внутренне неуравновешенные силы инерции вращательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма.

В конструкции блоков рассматриваемого типа силы инерции могут восприниматься только нижним опорным поясом и связан­ ными с ним бугелями и подвесками (поперечные стойки можно не учитывать), так как изгибная жесткость их мала по сравнению с жесткостью опорного пояса и бугелей с подвесками. Нижний опорный пояс блока представляет собой замкнутую раму с коли­ чеством пролетов, равным числу цилиндров двигателя. Рама нагружается горизонтальными составляющими сил инерции вращательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма (рис. 23, а, б). Элементы конечной ширины, из которых состоит рама, заменяются упругими стержнями, сечения которых имеют момент инерции и площадь поперечного сечения реальных опор­ ных балок. Для упрощения расчета жесткость опорного пояса и бугелей принимают усредненной по длине; коленчатый вал рассматривают нагруженным по разрезной схеме — силы инерции каждого цилиндра действуют только на два соседних подшипника; податливость опор и реакции от боковых амортизаторов не при­ нимают во внимание.

Расчет ведут по схеме расчета статически неопределимой рамы. Решение рамы выполняют методом сил с использованием симме­ трии рамы. Так как рама имеет прямолинейные ригели и нагрузка прилагается в узлах в виде сосредоточенных сил (рис. 23, е), то при симметричной раме нагрузку следует раскладывать на симметричную и кососимметричную (рис. 23, г, д), которые в сумме равняются заданной нагрузке. Симметричная составляющая никакого изгиба элементов рамы не вызывает, а только растяги­ вает ригели. Таким образом, при расчете рамы следует учитывать

только кососимметричную нагрузку

(рис. 23, е).

Рассмотрим решение в общем виде для шестицилиндрового

двигателя.

 

 

 

 

Система канонических уравнений

 

 

6

-j- öjjjXj -f- 613Х3 -J- А1р = 0;

 

+

^22-^2 б23Х3

Д2р =

0;

8 з А +

832-^2 H“ 833X3 -J- Д3р =

0 .

43


р

р

 

 

Гг

 

 

1

JL

д р д Ж і

j;* ^

:У\7ЛМ\Ру1±.

 

ір т ^ ір м ' 4

 

 

В І

Н

 

4

2

 

 

 

 

4

 

 

Р

1

Р

ц

 

 

 

Р

4

р,

 

Р

*

 

1 2

 

 

9

г

4

X, j l £ ^

$*j[&

 

И

 

 

^ T 'x f^

 

£

и

 

 

 

p

Р \

г

 

 

 

£т

£

 

р_

г

p

 

4

8

 

 

4

i

Xi 1 X*^ Л

 

 

 

 

 

 

 

*»♦

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i- £

k L

P

’ P

P

I

f

t 8

Г 4

£

2

8

L*

 

 

 

 

Г І

 

J

■ p

k

 

JLP

P

 

8

 

f l

4

 

P

p

£

'2

p

P

J

4

£

4

' J ,

Jfc

_Xj

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

P

7

 

P-

* P

 

 

, P

 

 

 

8

4

8

 

 

£

 

 

*>

П? ”П 1 І-Дш 1 Fl

Г Т 1 7 "5T

U 3 j

«)

ГІ

 

ГГПТттттт^

— «ялПІШІІ]

Р_/ІР/І

П7 !

 

 

—^тітгппгІіТПТПІ ■

РШпігтт^і

X, х2 Xs X)

Рf £ l £

£ 14Т5

^ nnj

Р/ PI

У \Л \

л

МлУЦт/^/'ру

*)

Рис. 23. Расчетная .схема опорного пояса блока шестицилиндрового двигателя:

А, Б, В, Г — узловые точки

44


Внешнюю нагрузку Р принимаем равной единице. Разделим коэффициенты при неизвестных на один из коэффициентов, напри­ мер на б12. В результате получим систему в безразмерных коэффи­ циентах:

 

аХі

Х 2

 

ßX3 —|—ф = 0;

 

 

 

Х 1-р соХ2

 

kX3-j- £ = 0;

 

 

 

ßXi +

v ^ +

eXs + ^ o ,

 

 

Sn .

 

біз .

 

&1Р .

 

®22

S„

;

ß =

1

ф =

 

СО—

Ö12

612

 

6

И

 

1

 

 

 

 

 

 

 

623

.

 

&ор ,

Ѳ=

633 .V —

б32

£=■ Sl2

612

 

 

t =

 

^3Р

612

 

 

6 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sis

 

 

 

 

Выразим длину ригеля /гр через длину пролета /, а момент инерции ригеля через момент инерции опорной лапы:

/гр == at, Jh = ej{.

I Выражение коэффициентов при неизвестных, для вычисления которых применен метод Верещагина (рис. 23, ж, з, и, к), пред­ ставлено ниже:

би =

Аналигично,

а2/3 (а + 18е) 24eJi

sr- = S y (а + 12е>'

 

о

о.213 , .

R

,

«

 

аЧ3 .

 

 

6з з = -24І77(а +

6^

Si3 =

-4TT->

 

&lp —

2

al3

 

-г _

 

 

15a/3

Д

5a/3

1 Г '

 

^ p ~ ~

 

32h

A3/>—

16// •

На основании принципа взаимности перемещения

 

біз

= 6 3 11 б23 =

 

6 3 2 І б12

= б21.

 

Находим выражения

безразмерных

коэффициентов

а + 1 8 е . р

 

n t-

 

 

а + 1 2 е . п _ а + 6е .

а =

12е ~ ; Р = 0-5 ’ “ = — Щ - ’ Ѳ= ~Т2Г“ ’

^ =

ß = 0,5; С =

15

 

 

 

 

5 .

____1_

16а

-

 

8а ’ ф

а '

 

 

 

 

 

45


Напишем вновь систему канонических уравнении для шести* цилиндрового дизеля

а+18, \

-L Х 2_|_ 0)5Лз-----^

— О;

12е

 

 

 

 

 

 

 

* > + И

^ К

+ 0.5А'» - т 5 г =

°;

-г 0,5Х2 +

а -f бе

X я

 

 

0.

12е

 

 

 

 

 

 

 

Подставим значения

коэффициентов

а н е

и,

решив систему

уравнений, найдем значения

моментов Х г, Х 2, Х 3.

Моменты, действующие на

опорные

лапы

блока (рис. 23, л),

М3 = (X, + Х 2) А - А ; Мг = (X, + х 2 + Х 3) А _ . А /;

Mt - Mtp.

Сила инерции вращательно движущихся частей кривошипно­ шатунного механизма

°-р = ° ш+ 0 Пк,

где Gm— вес части шатуна, совершающей вращательное дви­ жение;

GnK— приведенный вес колена коленчатого вала к оси шатун­ ной шейки;

R — радиус кривошипа;

<т>— угловая скорость вращения вала.

Определив моменты, действующие на лапу блока, и момент сопротивления, номинальные напряжения находим по известной формуле

Следует отметить, что жесткость опорного пояса блока цилинд­ ров оказывает существенное влияние на характер распределения и величину напряжений. Увеличение жесткости опорных лап приводит к выравниванию напряжений в них.

46