Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
,3. Напряжения увеличиваются с увеличением частоты враще ния коленчатого вала.
4.Напряжения практически не зависят от нагрузки двига теля при постоянной частоте вращения.
5.Частота вынужденных колебаний опорного пояса совпа дает с частотой вращения вектора центробежных сил, приведенных
коси шатунной шейки.
6.Напряжения изменяются по симметричному циклу.
•.Таким образом, результаты испытаний свидетельствуют о том, что основными возбуждающими силами, вызывающими вибрацию опорного пояса в горизонтальной плоскости, являются внутренне неуравновешенные силы инерции вращательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма.
В конструкции блоков рассматриваемого типа силы инерции могут восприниматься только нижним опорным поясом и связан ными с ним бугелями и подвесками (поперечные стойки можно не учитывать), так как изгибная жесткость их мала по сравнению с жесткостью опорного пояса и бугелей с подвесками. Нижний опорный пояс блока представляет собой замкнутую раму с коли чеством пролетов, равным числу цилиндров двигателя. Рама нагружается горизонтальными составляющими сил инерции вращательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма (рис. 23, а, б). Элементы конечной ширины, из которых состоит рама, заменяются упругими стержнями, сечения которых имеют момент инерции и площадь поперечного сечения реальных опор ных балок. Для упрощения расчета жесткость опорного пояса и бугелей принимают усредненной по длине; коленчатый вал рассматривают нагруженным по разрезной схеме — силы инерции каждого цилиндра действуют только на два соседних подшипника; податливость опор и реакции от боковых амортизаторов не при нимают во внимание.
Расчет ведут по схеме расчета статически неопределимой рамы. Решение рамы выполняют методом сил с использованием симме трии рамы. Так как рама имеет прямолинейные ригели и нагрузка прилагается в узлах в виде сосредоточенных сил (рис. 23, е), то при симметричной раме нагрузку следует раскладывать на симметричную и кососимметричную (рис. 23, г, д), которые в сумме равняются заданной нагрузке. Симметричная составляющая никакого изгиба элементов рамы не вызывает, а только растяги вает ригели. Таким образом, при расчете рамы следует учитывать
только кососимметричную нагрузку |
(рис. 23, е). |
|||
Рассмотрим решение в общем виде для шестицилиндрового |
||||
двигателя. |
|
|
|
|
Система канонических уравнений |
|
|
||
6 |
-j- öjjjXj -f- 613Х3 -J- А1р = 0; |
|||
|
+ |
^22-^2 б23Х3 |
Д2р = |
0; |
8 з А + |
832-^2 H“ 833X3 -J- Д3р = |
0 . |
43
р |
р |
|
|
/г |
Гг |
|
|
1 |
JL |
д р д Ж і |
j;* ^ |
:У\7ЛМ\Ру1±. |
|||
|
ір т ^ ір м ' 4 |
|
|
|
В І |
Н |
|
4 |
2 |
|
|
|
|
4 |
|
|
Р |
1 |
Р |
ц |
|
|
|
Р |
4 |
р, |
|
Р |
|||
* |
|
||||||
1 2 |
|
|
9 |
г |
4 |
||
X, j l £ ^ |
$*j[& |
|
И |
|
|
||
^ T 'x f^ |
|
£ |
и |
|
|
||
|
p |
Р \ |
г |
|
|
||
|
£т |
£ |
|
р_ |
г |
p |
|
|
4 |
8 |
|
|
4 |
■i |
|
Xi 1 X*^ Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
*»♦ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
p« |
|
|
i- £ |
k L |
P |
’ P |
P |
I |
f |
|
t 8 |
Г 4 |
£ |
2 |
8 |
|||
L* |
|
|
|
|
Г І |
|
J |
■ p |
k |
|
JLP |
P |
|
||
8 |
|
f l |
4 |
|
|||
P |
p |
£ |
'2 |
p |
P |
‘ |
|
J |
4 |
£ |
4 |
||||
' J , |
Jfc |
_Xj |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
P |
P |
7 |
|
P- |
* P |
|
|
, P |
|
|
|
||||
8 |
4 |
8 |
|
|
£ |
|
|
*>
П? ”П 1 І-Дш 1 Fl
Г Т 1 7 "5T
U 3 j |
«) |
ГІ |
|
ГГПТттттт^ |
|
— «ялПІШІІ] |
||
Р_/ІР/І |
П7 ! |
|
|
|
|
—^тітгппгІіТПТПІ ■ |
РШпігтт^і |
X, х2 Xs X)
Рf £ l £
£ 14Т5
^ nnj
Р/ PI
У \Л \
л
МлУЦт/^/'ру
*)
Рис. 23. Расчетная .схема опорного пояса блока шестицилиндрового двигателя:
А, Б, В, Г — узловые точки
44
Внешнюю нагрузку Р принимаем равной единице. Разделим коэффициенты при неизвестных на один из коэффициентов, напри мер на б12. В результате получим систему в безразмерных коэффи циентах:
|
аХі |
Х 2 |
|
ßX3 —|—ф = 0; |
|
|
||||
|
Х 1-р соХ2 |
|
kX3-j- £ = 0; |
|
|
|||||
|
ßXi + |
v ^ + |
eXs + ^ o , |
|
|
|||||
Sn . |
|
біз . |
|
&1Р . |
|
®22 |
||||
S„ |
; |
ß = |
1 |
’ |
ф = |
|
’ |
СО— |
||
Ö12 |
612 |
|
6 |
И |
||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
623 |
’. |
|
&ор , |
Ѳ= |
633 .’ V — |
б32 |
||||
£=■ Sl2 |
’ |
|||||||||
612 |
|
|
t = |
|
^3Р |
612 |
|
|
6 12 |
|
|
|
|
|
’ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Sis |
|
|
|
|
Выразим длину ригеля /гр через длину пролета /, а момент инерции ригеля через момент инерции опорной лапы:
/гр == at, Jh = ej{.
I Выражение коэффициентов при неизвестных, для вычисления которых применен метод Верещагина (рис. 23, ж, з, и, к), пред ставлено ниже:
би =
Аналигично,
а2/3 (а + 18е) 24eJi
sr- = S y (а + 12е>'
|
о |
о.213 , . |
R |
, |
« |
|
аЧ3 . |
|
||
|
6з з = -24І77(а + |
6^ |
Si3 = |
-4TT-> |
|
|||||
&lp — |
2 |
al3 |
|
-г _ |
|
|
15a/3 |
Д |
5a/3 |
|
1 Г ' |
|
^ p ~ ~ |
|
32h |
’ |
A3/>— |
16// • |
|||
На основании принципа взаимности перемещения |
||||||||||
|
біз |
= 6 3 11 б23 = |
|
6 3 2 І б12 |
= б21. |
|
||||
Находим выражения |
безразмерных |
коэффициентов |
||||||||
а + 1 8 е . р |
|
n t- |
|
|
а + 1 2 е . п _ а + 6е . |
|||||
а = |
12е ~ ; Р = 0-5 ’ “ = — Щ - ’ Ѳ= ~Т2Г“ ’ |
|||||||||
^ = |
ß = 0,5; С = |
15 |
|
|
|
|
5 . |
____1_ |
||
16а |
’ |
- |
|
8а ’ ф |
а ' |
|||||
|
|
|
|
|
45
Напишем вновь систему канонических уравнении для шести* цилиндрового дизеля
а+18, \ |
-L Х 2_|_ 0)5Лз-----^ |
— О; |
|||||
12е |
|
|
|
|
|
|
|
* > + И |
^ К |
+ 0.5А'» - т 5 г = |
°; |
||||
-г 0,5Х2 + |
а -f бе |
X я |
|
|
0. |
||
12е |
8а |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
Подставим значения |
коэффициентов |
а н е |
и, |
решив систему |
|||
уравнений, найдем значения |
моментов Х г, Х 2, Х 3. |
||||||
Моменты, действующие на |
опорные |
лапы |
блока (рис. 23, л), |
М3 = (X, + Х 2) А - А ; Мг = (X, + х 2 + Х 3) А _ . А /;
Mt - Mtp.
Сила инерции вращательно движущихся частей кривошипно шатунного механизма
°-р = ° ш+ 0 Пк,
где Gm— вес части шатуна, совершающей вращательное дви жение;
GnK— приведенный вес колена коленчатого вала к оси шатун ной шейки;
R — радиус кривошипа;
<т>— угловая скорость вращения вала.
Определив моменты, действующие на лапу блока, и момент сопротивления, номинальные напряжения находим по известной формуле
Следует отметить, что жесткость опорного пояса блока цилинд ров оказывает существенное влияние на характер распределения и величину напряжений. Увеличение жесткости опорных лап приводит к выравниванию напряжений в них.
46