Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система канонических уравнений восьмицилиндрового рядного двигателя (рис. 24, ае) имеет вид

 

aXi -j- Х2 4~ ß * 3 тХ± - j-

ф =

0;

 

Х1-(-

' г

уХ3гЬ /пХі

ер =

0,

 

ß ^ i "Ь уХ2-|- tiXз -j- гпХ^ - f

<p =

0,

 

тХг -]- тХ2- f тХ3- f c2Q -|-

£ =

0,

где

 

й -f- 24е

п

а ßpp

 

о. -\~ 18в

а =

^ т

г " ’ Р =

°>666;

ю ~

 

lei ’

 

 

 

п =

Ü -}- 12в

с =

Q -{- б6

- ; т =

л ООО

 

18е~

- Щ

0>333;

 

Т =

ß = 0,666;

с р = ----- і =

1

4а

 

 

 

 

 

 

 

 

Xj=1

I

I 1

Рис.

24. Расчетная

 

схема

опорного

 

пояса

блока вось­

 

 

 

мицилиндрового

Б

В

С

двигателя

 

Ъ)

47


Коэффициенты а и е, как и в предыдущем случае, определяются по формулам

h

;

е

h

I

h

Решив систему уравнений на ЭЦВМ, найдем моменты, дей­ ствующие на опорных лапах блока:

Х гаІ

Ма 2 ’

M6 = {X1 -\-X2) ^ r -,

м я = (X, + Х 2 + Х 3 + Х 4)

- ± ;

MB= (Ji + Z + X3) ^ - ;

М ^ і Х . + Хь + Х з + х 4) - |'- - 4 - .

Для перехода к абсолютным величинам моментов необходимо полученные значения умножить на величину вектора инерцион­ ных сил Р.

При наличии противовесов на коленчатом валу в системе уравнений коэффициенты при неизвестных не изменяются, при­

ходится вновь найти только грузовые коэффициенты Д1р, Д2р. . .

в связи с изменением внешней нагрузки, учитывающей горизон­ тальные составляющие сил инерции противовесов.

Таким образом, подобная методика расчета номинального уровня напряжений в опорных лапах блока, не имеющего фунда­ ментной рамы, позволяет быстро провести расчет при наличии противовесов и без них, а следовательно, оценить эффективность их применения с точки зрения снижения напряженности нижней части блока.

Запас прочности сварных соединений остова

■Запас прочности сварных соединений остова следует вычислять по формуле, рекомендуемой С. В. Серенсеном [39]:

 

К

q-lPsoß

.

(1)

 

+ Фа^т)

 

 

где

а_1р — предел выносливости материала остова на растя­

 

жение при симметричном цикле;

 

сга и ат — соответственно

амплитуда

 

и среднее напряжение

 

цикла;

 

 

 

48


еа — масштабный фактор для сварных соединений;

ß— коэффициент, учитывающий влияние эффекта упрочнения на усталостную прочность соедине­

ния; ка —-коэффициент концентрации напряжений в свар­

ном соединении (табл. 3); Фа — коэффициент, характеризующий влияние асим­

метрии цикла на сопротивление усталости; для рассматриваемого случая его значение может быть принято равным 0,25.

3. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений для сварных соединений

Вид соединения

!іо

Эскизы образцов соединений

Стыковые швы (по оси шва) с полным проваром корня шва

Стыковые швы с неполным про­ варом корня шва и при отсут­ ствии обратной подварки

Стыковые швы (в местах пере­ хода к сварным швам): при наличии обработки на­ плывов абразивным кру­ гом или специальной ша­ ровой фрезой ...............

1,0

2,5—3

l ; l

необработанные при доста­ точной плавности перехо­ да от шва к основному металлу

необработанные при смеще­ нии стыкуемых кромок на 0,26 при достаточной плавности перехода от шва к основному метал­ лу при прямом шве

необработанные при распо­ ложении .стыкового шва вдоль действующего уси­ лия

1,4 . .

о,2е

1,8

*■

1,1

— jtQ T im iu i: —

4 Е . А. Никитин

49

Вид соединения

Соединения с присоединенны­ ми элементами

Соединения в тавр:

при отсутствии разделки кромок и провара по тол­ щине

при разделке кромок и на­ личии глубокого, но не полного провара

при полном проваре и плав­ ном очертании шва

Продолжение табл. 3

*0 Эскизы образцов соединении

f 3

_

P ---j--^

 

1,5

2,5—4

-et- -l->- —-t— t-

1,1—1,7

1,0—1,1

П р и м е ч а н и е . М атериал изделия — стань СтЗ.

Сварные соединения рассчитывают по сварному шву или ос­ новному металлу в местах перехода к сварным швам в зависимости от категории ответственности шва. Практически в остове дизеля все ответственные швы отвечают требованиям I или II категории ответственности, которые строго регламентируют как внешние, так и внутренние дефекты; поэтому расчет выполняют по основ­ ному металлу в местах перехода к сварным швам (по переходной зоне).

При оценке запасов прочности, вычисленных на основании расчетных данных по напряженности блока, следует считать допустимыми значения запаса прочности п ^ 1,8. Указанное значение запаса прочности позволяет компенсировать погрешности расчета, рассеивание пределов выносливости для сварных соеди­ нений, а также влияние факторов, которые невозможно оценить или предусмотреть заранее: деформацию элементов блока от предварительной затяжки болтов (или шпилек) крепления крышки цилиндра к блоку, вызывающую постоянную составляющую напря-

50


Жений; остаточные напряжения после термообработки конструк­ ции [26].

В зоне высоких напряжений сварное соединение, если оно там необходимо, должно быть выполнено с минимальным коэффи­ циентом концентрации напряжений. Принимая величину послед­ него ka = 2 (с учетом возможных отступлений в неравномерности распределения напряжений), а запас прочности /?.т1п = 1,8, най­ дем соответствующий номинальный уровень напряжений:

--------- ---LH_______ .;

n k a (ста + фоСХт ) =

а _1р;

^а (аа+ Фастт)

 

 

<*т — ИГ, Cfа

=

2,7 кгс/мм2.

Следовательно, максимально допустимый номинальный уро­ вень напряжений для сварных соединений блоков

стнон = 2or« 5,4 кгс/мм2.

Следует отметить, что формула (1) годна для расчета соеди­ нений, не прошедших термообработку после сварки. Поэтому при использовании указанной формулы для расчета блоков, которые проходят обязательную термообработку, получают несколько заниженные запасы прочности. Однако, учитывая производствен­ ные условия, трудность контроля большого количества швов и в результате этого вероятность пропуска внешних дефектов, поль­ зоваться данной формулой можно.

Эффективным средством снижения максимальной концентрации напряжений в сварном соединении и повышения запаса прочности является применение поверхностного упрочнения переходной зоны методом пневматического наклепа или наклепа дробью по заданному режиму. По данным проведенных усталостных испы­ таний сварных образцов предел выносливости при этом повышается на 20—25%.

При использовании упрочнения дробью необходимо следить за составом дроби, не допуская содержания большого количе­ ства осколков (не более 20%). Поэтому следует применять дробь, изготовленную из стали, и непрерывно ее сепарировать.

Для предварительной оценки уровня напряженности остова от сил давления газов можно также рекомендовать отношение

где Fmn — минимальная площадь сечения отсека.

Как показывает опыт, эта (условная) величина довольно точно характеризует, общее напряженное состояние остова и колеблется для различных несущих конструкции в следующих пределах:

Двигатель

...............................

40 Д

Д 42

GMC 16—498

Напряжение в кгс/см2

. . .

500'

460

390

4*

51


Фактические напряжения в стойках блока будут ниже за счет влияния присоединенной жесткости соседних отсеков.

Представленный диапазон изменения напряжений согласуется с допустимым уровнем номинальных напряжений, определенных выше.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ И ПРОЧНОСТИ БЛОКОВ ЦИЛИНДРОВ

);Из-за трудности оценки фактического сопротивления разру­ шениям сварных соединений, применяемых в элементах остова, при конкретной технологии изготовления приходится проводить значительное количество экспериментальных исследований, ко­ торые помогают установить особенности распределения и величины максимальных напряжений в элементах блока цилиндров после его изготовления, монтажа и при работе на двигателе; определять предельные характеристики прочности по фактическому разру­ шению отдельных составных элементов, а также конструкции в целом (с выявлением ослабленных мест) при повышенном уровне испытательных нагрузок, приложенных по схеме основных уси­ лий в работающем блоке.

При исследовании напряжений широко используют метод электротензометрирования, включающий использование прово­ лочных датчиков сопротивления разных базовых размеров, уси­ лительную и регистрирующую аппаратуру.

I При исследовании статических напряжений, возникающих в блоке цилиндров, замеряют остаточные (внутренние) напряже­ ния, обусловленные принятым способом изготовления, и началь­ ные напряжения в элементах блока, вызванные заданными уси­ лиями затяжки болтовых соединений в процессе монтажа узлов при сборке двигателя.

Измерение остаточных напряжений приобретает особое значе­ ние при переходе на сварные конструкции блоков. Наибольшие напряжения после сварки в такой сложной и жесткой конструкции, как блок, часто достигают предела текучести применяемог о ма­ териала.

При исследовании остаточных напряжений методом тензометрирования в отличие от измерений других напряжений тре­ буется разрезать испытываемую деталь. Это обусловлено .самоуравновешенностью внутренних усилий и необходимостью разрезов для проявления их действия в виде деформаций освобождаемого участка с наклеенными на нем тензодатчиками.

Так как процесс испытаний при определении остаточных напряжений идет от нагруженного состояния к разгруженному, то после разрезки и измерения датчиками разности относитель­ ных деформаций их величины подставляют в формулы для под­ счета напряжений с обратным знаком.

52