Файл: Ребрик Б.М. Вибрационное бурение скважин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а

Глубина бурения, м:

 

 

20

вибрационным способом..............................................

 

 

ударно-канатным способом..........................................

бурении:

40

Начальный диаметр скважины в мм при

168

вибрационным способом ..........................................

 

 

ударно-канатным способом ......................................

 

 

219

Диаметр бурильных труб, м м .........................................

 

 

63,5

Тип вибропогружателя..............................................

 

Вибромолот ВБ7

Максимальная грузоподъемная сила лебедки, Н

.

40 000

Скорость подъема бурового инструмента,

м/с.

. .

0,4; 0,8; 1,1

Максимальная грузоподъемная сила мачты, Н

. .

120 000

Мощность генератора, к В А ...................................

 

;

25

Рис. 37. Вибробуровой агрегат АВБ2М конструкции Гидропроекта и

Машиностроительного

завода нм. Воровского:

а — в

транс­

портном

поло­

жении;

б —

в рабочем по­ ложении.

112

Габаритные размеры (в транспортном положении),

 

мм:

7500

длина .

ширина

2350

высота

3400

Общий вес с буровым инструментом, запасными

6300

частями принадлежностями и автоприцепом, кг .

Агрегат смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-66 и состоит из следующих основных узлов: рамы, коробки отбора мощно­ сти, раздаточного редуктора, лебедки, мачты, опоры мачты, винтового подъемника мачты, талевой оснастки, генератора, вибропогружателя, системы управления и электрооборудования. Он комплектуется двухосным автомобильным прицепом ИАПЗ-739 с грузоподъемной силой 10 000 Н, набором бурового инструмента для вибрационного бурения, запасными частями и слесарным инструментом.

В отличие от других самоходных буровых установок, кото­ рые обслуживает буровая бригада из трех человек, агрегат АВБ2М могут обслуживать двое рабочих.

Вибробуровой агрегат АВБ2М разработан Гидропроектом и конструкторским бюро Машиностроительного завода им. Воров­ ского и серийно выпускается этим заводом. Он является одной из наиболее эффективных буровых установок, предназначенных для инженерно-геологических изысканий. Для расширения об­ ласти применения агрегат в некоторых организациях (ГорьковТИСИЗе) оснащается навесным ротором. Это позво­ ляет использовать агрегат для бурения небольших прослоев скальных и полускальных грунтов и отбора монолитов обуривагощим способом.

Самоходная буровая установка СБУЭМ-150-ЗИВ

Установка СБУЭМ-150-ЗИВ предназначена для вращатель­ ного бурения вертикальных и наклонных скважин в породах различной крепости. Установка может быть использована для бурения скважин специального назначения при строительных, взрывных и прочих работах, а также при инженерно-геологиче­ ских изысканиях.

Мощность привода установки позволяет вести бурение шне­ ковым способом. Наличие электрического привода и специаль­ ное устройство на мачте дают возможность использовать на установке беспружинный вибромолот ВБ7 для бурения верти­ кальных скважин вибрационным способом в грунтах I—IV ка­ тегорий, погружения и извлечения обсадных труб. Установка может быть также использована для ударно-канатного бурения кольцевым забоем.

113


Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а

 

Глубина бурения, м:

 

 

 

150—200

колонкового..........................................................

 

 

 

вибрационного......................................................

 

 

 

20—30

шнекового ..........................................................

 

 

 

До 50

Начальный диаметр скважины в мм при бурении:

 

152

колонковым способом.................................................

 

 

 

вибрационным способом..............................................

 

 

 

168

шнекового.....................................................................

 

 

 

 

ПО

Угол наклона скважины к горизонту, градус . . .

90—60

Диаметр бурильных труб, м м ..........................................

 

 

42

Длина хода ведущей трубы,

мм.....................................

 

Цепная

6400

Тип п о д а ч и ......................................................................

 

 

 

через

Скорость подачи, м /ч

 

 

 

ведущую трубу

.......................................................

механизма плд .чи, Н:

'

0—45

Максимальное осевое усилие

40000

в в е р х ............................................................................

 

 

 

вниз...............................................................................

 

 

 

 

15000

Скорость вращения ротора, о б /м и н .......................

94; 189; 392; 608

Тип лебедки . . . . ..................................................

Планетарная

Скорость навивки каната на барабш

леб дкп, м/с

0,47;

0,95

Диаметр каната, м м

..........................................................

 

кВг . . . .

 

13

Мощность электродвигателя лебедки,

7—10,5

Тип двигателя привода..................................................

 

 

Дизель Д37М

Мощность двигателя,

л. с..................................................

 

 

 

40

Тип генератора..............................................................

к В А

 

 

ЕСС-81-6М

Мощность генератора,

 

 

 

20

Высота мачты, м м ............................................................

 

 

 

 

9000

Тип вибропогружателя................................................

'

 

Вибромолот ВБ7

Тип бурового насо са

.......................

 

ГР-16140С

Вес установки(комплектный),

кг

...........................

13750

■ Установка состоит из следующих основных узлов; автомо­ биля, приводного двигателя Д37М, генератора, ротора, лебедки, механизма подачи, мачты, вибропогружателя, промывочного насоса и контрольно-измерительной аппаратуры. Она комплек­ туется специальным прицепом ИАПЗ-75ИВ для перевозки бу­ рового инструмента п принадлежностей. На установке имеется укрытие,' предохраняющее рабочее место от дождя.

Установка имёет следующие конструктивные особенности и преимущества по сравнению с ранее выпускаемыми установ­ ками подобного типа: использование в качестве привода дизеля Д-37МП с воздушным охлаждением; наличие прямой механи­ ческой передачи к ротору, что позволяет эффективно исполь­ зовать породоразрушающий инструмент большого диаметра; индивидуальные электроприводы у лебедки, вибропогружателя, промывочного насоса, механизма подачи и вннтоподъемного устройства мачты; автоматическое поддержание постоянного •осевого давления на забой благодаря наличию асинхронного двигателя и индукционной муфты скольжения у механизма по­ дачи; возможность одновременного поворота задней опоры и ротора при установке мачты для наклонного бурения, что обеспечивает соосность ведущей трубы и ротора при любых углах наклона мачты; более высокая мощность двигателя

114


лебедки, наличие шкива клиноременной передачи,

представляю­

щего единое целое с маховиком, что облегчает

запуск генера­

тора [53].

и выпускается.

Установка СБУЭМ-150-ЗИВ разработана

Машиностроительным заводом им. Воровского.

 

Виброустановка ВУД-25

Виброустановка ВУД-25 предназначена для вибрационного, бурения скважин в нескальных породах при разведке россыпных месторождений. Конструкция виброустановки позволяет нара­ щивать снаряд в процессе углубления скважины без его подъе­ ма на поверхность. При использовании специального инструмен­ та погружение может вестись до глубины 20 м.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а

Глубина бурения, м ..................................................

Диаметр скважины, м м ...............................................

База установки..............................................................

25 127; 108; 89 Автомашина

МАЗ-200

Грузоподъемная сила лебедки, Н ...........................

20 000

Тип вибропогружателя...............................................

Вибровозбуди­

 

тель ВО-10

Привод вибропогружателя.......................................

От электро­

 

станции ЖЭС-60

Высота вышки, м ......................................................

8,0

Размеры вышки в плане, м .......................................

2 ,0X 1,5

Вес установки (без автомашины и

вибровозбуди­

теля), к г ..................................................................

6000

Установка смонтирована на базе самоходного бурового агре­ гата СБУ-300М и включает в себя электростанцию, вибропо­ гружатель, буровую вышку специальной конструкции, плане­ тарную лебедку (от станка ЗИФ-ЗОО), ручную червячную лебедку с храповым устройством. Вибратор и лебедка на уста­ новке приводятся от индивидуальных электродвигателей. Пла­ нетарная лебедка предназначена для производства спуско­ подъемных операций, ручная — для подвески вибратора при наращивании снаряда.

Установка разработана в Центрально-Казахстанском геоло­ гическом управлении (авторы Н. И. Алимов іи М. П. Крючков).

Виброустановка СВУ-55

Виброустановка СВУ-55 создана в институте Гидропроект. Она предназначена для бурения скважин в мягких грунтах, а также для погружения и извлечения обсадных труб вибропо­ гружателями различной конструкции.

115


Т е х н и ч е с к а я ха р а к т е р н с т и к а

 

 

Глубина бурения (в зависимости от применяемых

20—50

вибропогружателей), м

...........................................

 

 

Диаметр скважины, мм ...............................................

 

 

 

108—273

Электроснабжение установки...................................

От генератора

 

 

 

переменного то­

 

 

 

ка

мощностью

Лебедка:

 

 

 

35 кВА

 

 

 

 

 

т и п ..........................................................................

 

 

Двухбарабапная

 

 

 

с коническим

грузоподъемная сила,

Н

 

зубчатым

ре­

........................................

 

м

 

20

000

канатоемкость барабанов, ......................................

на барабан, м. с

. .

дуктором

скорость навивки каната

0,39

 

Мачта:

 

 

 

Сварнаяиз

т и п ............................................................................

 

 

 

высота, м

 

 

 

Iруб

 

Ы

 

 

8,5

грузоподъемная сила, .......................................

 

 

100

000

Механизм подъема мачгы:

 

 

 

Винтовой

т и п .............................................................................

 

 

 

редуктор..................................................................

 

 

Червячный

мощность электродвигателя, кВ т

 

РЧП-120

 

 

1,7

время подъема мачты, ......................................

м н и

 

2,5

Габаритные размеры виброустановкн, мм:

 

8500

длина . ; ....................................................................

 

 

 

ш ирин а........................................................................

 

 

 

2500

высота............................................................................

 

кг

 

3150

Вес установки (без прицепа), .................................

 

7800

Базой виброустановкн является гусеничный трактор ДТ-55, обеспечивающий высокую проходимость в условиях бездорожья.

Установка состоит из следующих основных узлов: рамы, раз­ даточного редуктора, генератора, двухбарабанной лебедки, мачты, механизма подъема мачты, электрощита, осветительных приборов и рычагов-управления.

Рама служит основанием, на котором устанавливаются мач­ та, двухбарабанная лебедка и т. д. Мачта изготовляется из труб и представляет собой неразборную металлоконструкцию, обо­ рудованную кронблоком. Подъем и спуск мачты осуществляется винтовым подъемником. Источником электроэнергии для пита­ ния электродвигателей и механизма подъема мачты является генератор типа СГ-35, установленный в левой части кабины водителя, с приводом от двигателя генератора.

Для производства спуско-подъемных операций виброуста­ новка оборудована двухбарабанной лебедкой. Оба барабана лебедки приводятся от двигателя трактора через редуктор. Один барабан лебедки служит для работы с вибропогружателем, производящим бурение скважин; другой — для работы с вибро­ погружателем, производящим погружение обсадных труб.

116


В комплект виброустановки СВУ-55 входят: двухосный авто­ мобильный прицеп, поверхностный вибропогружатель ВБЛ-ЗМ с виброинструментом. Вибрационные установки СВУ-55 выпу­ скались Новочеркасским машиностроительным заводом им. Ни­ кольского и применялись в Гидропроекте, ИркутскТИСИЗе, ДальТИСИЗе, в ряде геологоразведочных партий и т. д.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВИБРАЦИОННОГО БУРЕНИЯ

Буровой снаряд для вибрационного бурения состоит из бу­ рильных труб (штанг) и породоразрушающего инструмента (стакана, зонда, желонки или грунтоноса). В качестве породо-

Рис. 38. Виброзонды.

разрушающего инструмента при вибробурении чаще всего ис­ пользуют виброзонды (рис. 38). Виброзонд представляет собой трубу длиной 1,0—3 м, имеющую на нижнем конце рабочее коль­ цо, а на верхнем — переходник для присоединения к бурильным трубам. Реже используются виброзонды некруглого сечения (прямоугольного, квадратного и т. д.). Труба по всей длине имеет одну или несколько прорезей для очистки зонда от по­ роды. Наиболее употребительные диаметры зондов для сква­ жин, проходимых самоходными виброустановками, — 108, 127, 146 и 168 мм, реже применяются зонды диаметром 89 и 219 мм. На рис. 39 показано устройство виброзонда диаметром 168 мм. При бурении скважин ручными переносными вибробурами диа­ метры зондов колеблются от 40 до 70 мм.

Рабочее кольцо виброзонда имеет толщину стенки несколько большую, чем труба. Большая толщина стенки необходима для уменьшения сил трения зонда о породу. Практика показывает, что основным фактором, препятствующим продвижению породы внутрь зонда, является сила трения между породой и внут­ ренними стенками зонда. Поэтому весьма важно для каждой разновидности грунтов найти оптимальное соотношение между площадью поперечного сечения рабочего кольца и его разме­ рами по наружному и внутреннему диаметру, которое давало бы возможность снизить трение стенок зонда о породу и в то же время не привело к резкому возрастанию лобового сопротив­ ления.

117

I — переходник; 2 — палец; 3 — корпус; рабочее кольцо (башмак).
4
Рис. 39. Устройство виброзонда диамет­ ром 168 мм.:

Угол скоса рабочего кольца в зависимости от проходимых пород может быть различным и колеблется от 15 до 60°. Для; связных грунтов наиболее рациональным в настоящее время

признан

 

наружный, а

не

внутренний скос

(заточка).

Как

установлено,

 

внутрен­

ний

скос

способствует

об­

разованию

пробки

внутри

зонда и

снижению

механи­

ческой

скорости

 

бурения.

В Уральском УТГУ Ми­

нистерства

были

 

геологии-

РСФСР

 

проведены

специальные опытные рабо­ ты по определению влияния геометрии рабочего кольца виброзонда на механичес­ кую скорость бурения ви­ бромолотом ВБ7 в связных глинистых грунтах. Резуль­ таты этих работ представ­ лены в табл. 13.

Эти данные свидетельст­ вуют о предпочтительности рабочих колец с наружной заточкой. Однако в не­ устойчивых породах и осо­ бенно при проходке песков следует применять рабочиекольца с внутренним ско­ сом. Образование уплот­ ненных зон в зонде предо­ храняет породу от выпаде­ ния при извлечении зонда.

На режущую кромку рабочего кольца обычно наплавляют твердый сплав либо ее закаливают. Рабо­ чее кольцо присоединяют к трубе чаще всего с по­ мощью резьбы, реже его приваривают к трубе.

Для бурения устойчи­ вых связных глинистых грунтов следует применять зонды с одной прорезью с углом

выреза 140—160°. Большой угол выреза позволяет легко очи­ стить зонд от породы. В менее устойчивых, но связных породах используют зонды с меньшим углом выреза (90—140°) либо зон-

118