ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а
Глубина бурения, м: |
|
|
20 |
вибрационным способом.............................................. |
|
|
|
ударно-канатным способом.......................................... |
бурении: |
40 |
|
Начальный диаметр скважины в мм при |
168 |
||
вибрационным способом .......................................... |
|
|
|
ударно-канатным способом ...................................... |
|
|
219 |
Диаметр бурильных труб, м м ......................................... |
|
|
63,5 |
Тип вибропогружателя.............................................. |
|
Вибромолот ВБ7 |
|
Максимальная грузоподъемная сила лебедки, Н |
. |
40 000 |
|
Скорость подъема бурового инструмента, |
м/с. |
. . |
0,4; 0,8; 1,1 |
Максимальная грузоподъемная сила мачты, Н |
. . |
120 000 |
|
Мощность генератора, к В А ................................... |
|
; |
25 |
Рис. 37. Вибробуровой агрегат АВБ2М конструкции Гидропроекта и
Машиностроительного
завода нм. Воровского:
а — в |
транс |
портном |
поло |
жении; |
б — |
в рабочем по ложении.
112
Габаритные размеры (в транспортном положении), |
|
мм: |
7500 |
длина . |
|
ширина |
2350 |
высота |
3400 |
Общий вес с буровым инструментом, запасными |
6300 |
частями принадлежностями и автоприцепом, кг . |
Агрегат смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-66 и состоит из следующих основных узлов: рамы, коробки отбора мощно сти, раздаточного редуктора, лебедки, мачты, опоры мачты, винтового подъемника мачты, талевой оснастки, генератора, вибропогружателя, системы управления и электрооборудования. Он комплектуется двухосным автомобильным прицепом ИАПЗ-739 с грузоподъемной силой 10 000 Н, набором бурового инструмента для вибрационного бурения, запасными частями и слесарным инструментом.
В отличие от других самоходных буровых установок, кото рые обслуживает буровая бригада из трех человек, агрегат АВБ2М могут обслуживать двое рабочих.
Вибробуровой агрегат АВБ2М разработан Гидропроектом и конструкторским бюро Машиностроительного завода им. Воров ского и серийно выпускается этим заводом. Он является одной из наиболее эффективных буровых установок, предназначенных для инженерно-геологических изысканий. Для расширения об ласти применения агрегат в некоторых организациях (ГорьковТИСИЗе) оснащается навесным ротором. Это позво ляет использовать агрегат для бурения небольших прослоев скальных и полускальных грунтов и отбора монолитов обуривагощим способом.
Самоходная буровая установка СБУЭМ-150-ЗИВ
Установка СБУЭМ-150-ЗИВ предназначена для вращатель ного бурения вертикальных и наклонных скважин в породах различной крепости. Установка может быть использована для бурения скважин специального назначения при строительных, взрывных и прочих работах, а также при инженерно-геологиче ских изысканиях.
Мощность привода установки позволяет вести бурение шне ковым способом. Наличие электрического привода и специаль ное устройство на мачте дают возможность использовать на установке беспружинный вибромолот ВБ7 для бурения верти кальных скважин вибрационным способом в грунтах I—IV ка тегорий, погружения и извлечения обсадных труб. Установка может быть также использована для ударно-канатного бурения кольцевым забоем.
113
Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а |
|
||||
Глубина бурения, м: |
|
|
|
150—200 |
|
колонкового.......................................................... |
|
|
|
||
вибрационного...................................................... |
|
|
|
20—30 |
|
шнекового .......................................................... |
|
|
|
До 50 |
|
Начальный диаметр скважины в мм при бурении: |
|
152 |
|||
колонковым способом................................................. |
|
|
|
||
вибрационным способом.............................................. |
|
|
|
168 |
|
шнекового..................................................................... |
|
|
|
|
ПО |
Угол наклона скважины к горизонту, градус . . . |
90—60 |
||||
Диаметр бурильных труб, м м .......................................... |
|
|
42 |
||
Длина хода ведущей трубы, |
мм..................................... |
|
Цепная |
6400 |
|
Тип п о д а ч и ...................................................................... |
|
|
|
через |
|
Скорость подачи, м /ч |
|
|
|
ведущую трубу |
|
....................................................... |
механизма плд .чи, Н: |
' |
0—45 |
||
Максимальное осевое усилие |
40000 |
||||
в в е р х ............................................................................ |
|
|
|
||
вниз............................................................................... |
|
|
|
|
15000 |
Скорость вращения ротора, о б /м и н ....................... |
94; 189; 392; 608 |
||||
Тип лебедки . . . . .................................................. |
Планетарная |
||||
Скорость навивки каната на барабш |
леб дкп, м/с |
0,47; |
0,95 |
||
Диаметр каната, м м |
.......................................................... |
|
кВг . . . . |
|
13 |
Мощность электродвигателя лебедки, |
7—10,5 |
||||
Тип двигателя привода.................................................. |
|
|
Дизель Д37М |
||
Мощность двигателя, |
л. с.................................................. |
|
|
|
40 |
Тип генератора.............................................................. |
к В А |
|
|
ЕСС-81-6М |
|
Мощность генератора, |
|
|
|
20 |
|
Высота мачты, м м ............................................................ |
|
|
|
|
9000 |
Тип вибропогружателя................................................ |
' |
|
Вибромолот ВБ7 |
||
Тип бурового насо са |
....................... |
|
ГР-16140С |
||
Вес установки(комплектный), |
кг |
........................... |
13750 |
■ Установка состоит из следующих основных узлов; автомо биля, приводного двигателя Д37М, генератора, ротора, лебедки, механизма подачи, мачты, вибропогружателя, промывочного насоса и контрольно-измерительной аппаратуры. Она комплек туется специальным прицепом ИАПЗ-75ИВ для перевозки бу рового инструмента п принадлежностей. На установке имеется укрытие,' предохраняющее рабочее место от дождя.
Установка имёет следующие конструктивные особенности и преимущества по сравнению с ранее выпускаемыми установ ками подобного типа: использование в качестве привода дизеля Д-37МП с воздушным охлаждением; наличие прямой механи ческой передачи к ротору, что позволяет эффективно исполь зовать породоразрушающий инструмент большого диаметра; индивидуальные электроприводы у лебедки, вибропогружателя, промывочного насоса, механизма подачи и вннтоподъемного устройства мачты; автоматическое поддержание постоянного •осевого давления на забой благодаря наличию асинхронного двигателя и индукционной муфты скольжения у механизма по дачи; возможность одновременного поворота задней опоры и ротора при установке мачты для наклонного бурения, что обеспечивает соосность ведущей трубы и ротора при любых углах наклона мачты; более высокая мощность двигателя
114
лебедки, наличие шкива клиноременной передачи, |
представляю |
щего единое целое с маховиком, что облегчает |
запуск генера |
тора [53]. |
и выпускается. |
Установка СБУЭМ-150-ЗИВ разработана |
|
Машиностроительным заводом им. Воровского. |
|
Виброустановка ВУД-25
Виброустановка ВУД-25 предназначена для вибрационного, бурения скважин в нескальных породах при разведке россыпных месторождений. Конструкция виброустановки позволяет нара щивать снаряд в процессе углубления скважины без его подъе ма на поверхность. При использовании специального инструмен та погружение может вестись до глубины 20 м.
Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а
Глубина бурения, м ..................................................
Диаметр скважины, м м ...............................................
База установки..............................................................
25 127; 108; 89 Автомашина
МАЗ-200
Грузоподъемная сила лебедки, Н ........................... |
20 000 |
Тип вибропогружателя............................................... |
Вибровозбуди |
|
тель ВО-10 |
Привод вибропогружателя....................................... |
От электро |
|
станции ЖЭС-60 |
Высота вышки, м ...................................................... |
8,0 |
Размеры вышки в плане, м ....................................... |
2 ,0X 1,5 |
Вес установки (без автомашины и |
вибровозбуди |
теля), к г .................................................................. |
6000 |
Установка смонтирована на базе самоходного бурового агре гата СБУ-300М и включает в себя электростанцию, вибропо гружатель, буровую вышку специальной конструкции, плане тарную лебедку (от станка ЗИФ-ЗОО), ручную червячную лебедку с храповым устройством. Вибратор и лебедка на уста новке приводятся от индивидуальных электродвигателей. Пла нетарная лебедка предназначена для производства спуско подъемных операций, ручная — для подвески вибратора при наращивании снаряда.
Установка разработана в Центрально-Казахстанском геоло гическом управлении (авторы Н. И. Алимов іи М. П. Крючков).
Виброустановка СВУ-55
Виброустановка СВУ-55 создана в институте Гидропроект. Она предназначена для бурения скважин в мягких грунтах, а также для погружения и извлечения обсадных труб вибропо гружателями различной конструкции.
115
Т е х н и ч е с к а я ха р а к т е р н с т и к а |
|
|
|||
Глубина бурения (в зависимости от применяемых |
20—50 |
||||
вибропогружателей), м |
........................................... |
|
|
||
Диаметр скважины, мм ............................................... |
|
|
|
108—273 |
|
Электроснабжение установки................................... |
От генератора |
||||
|
|
|
переменного то |
||
|
|
|
ка |
мощностью |
|
Лебедка: |
|
|
|
35 кВА |
|
|
|
|
|
|
|
т и п .......................................................................... |
|
|
Двухбарабапная |
||
|
|
|
с коническим |
||
грузоподъемная сила, |
Н |
|
зубчатым |
ре |
|
........................................ |
|
м |
|
20 |
000 |
канатоемкость барабанов, ...................................... |
на барабан, м. с |
. . |
дуктором |
||
скорость навивки каната |
0,39 |
|
|||
Мачта: |
|
|
|
Сварнаяиз |
|
т и п ............................................................................ |
|
|
|
||
высота, м |
|
|
|
Iруб |
|
Ы |
|
|
8,5 |
||
грузоподъемная сила, ....................................... |
|
|
100 |
000 |
|
Механизм подъема мачгы: |
|
|
|
Винтовой |
|
т и п ............................................................................. |
|
|
|
||
редуктор.................................................................. |
|
|
Червячный |
||
мощность электродвигателя, кВ т |
|
РЧП-120 |
|||
|
|
1,7 |
|||
время подъема мачты, ...................................... |
м н и |
|
2,5 |
||
Габаритные размеры виброустановкн, мм: |
|
8500 |
|||
длина . ; .................................................................... |
|
|
|
||
ш ирин а........................................................................ |
|
|
|
2500 |
|
высота............................................................................ |
|
кг |
|
3150 |
|
Вес установки (без прицепа), ................................. |
|
7800 |
Базой виброустановкн является гусеничный трактор ДТ-55, обеспечивающий высокую проходимость в условиях бездорожья.
Установка состоит из следующих основных узлов: рамы, раз даточного редуктора, генератора, двухбарабанной лебедки, мачты, механизма подъема мачты, электрощита, осветительных приборов и рычагов-управления.
Рама служит основанием, на котором устанавливаются мач та, двухбарабанная лебедка и т. д. Мачта изготовляется из труб и представляет собой неразборную металлоконструкцию, обо рудованную кронблоком. Подъем и спуск мачты осуществляется винтовым подъемником. Источником электроэнергии для пита ния электродвигателей и механизма подъема мачты является генератор типа СГ-35, установленный в левой части кабины водителя, с приводом от двигателя генератора.
Для производства спуско-подъемных операций виброуста новка оборудована двухбарабанной лебедкой. Оба барабана лебедки приводятся от двигателя трактора через редуктор. Один барабан лебедки служит для работы с вибропогружателем, производящим бурение скважин; другой — для работы с вибро погружателем, производящим погружение обсадных труб.
116
В комплект виброустановки СВУ-55 входят: двухосный авто мобильный прицеп, поверхностный вибропогружатель ВБЛ-ЗМ с виброинструментом. Вибрационные установки СВУ-55 выпу скались Новочеркасским машиностроительным заводом им. Ни кольского и применялись в Гидропроекте, ИркутскТИСИЗе, ДальТИСИЗе, в ряде геологоразведочных партий и т. д.
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВИБРАЦИОННОГО БУРЕНИЯ
Буровой снаряд для вибрационного бурения состоит из бу рильных труб (штанг) и породоразрушающего инструмента (стакана, зонда, желонки или грунтоноса). В качестве породо-
Рис. 38. Виброзонды.
разрушающего инструмента при вибробурении чаще всего ис пользуют виброзонды (рис. 38). Виброзонд представляет собой трубу длиной 1,0—3 м, имеющую на нижнем конце рабочее коль цо, а на верхнем — переходник для присоединения к бурильным трубам. Реже используются виброзонды некруглого сечения (прямоугольного, квадратного и т. д.). Труба по всей длине имеет одну или несколько прорезей для очистки зонда от по роды. Наиболее употребительные диаметры зондов для сква жин, проходимых самоходными виброустановками, — 108, 127, 146 и 168 мм, реже применяются зонды диаметром 89 и 219 мм. На рис. 39 показано устройство виброзонда диаметром 168 мм. При бурении скважин ручными переносными вибробурами диа метры зондов колеблются от 40 до 70 мм.
Рабочее кольцо виброзонда имеет толщину стенки несколько большую, чем труба. Большая толщина стенки необходима для уменьшения сил трения зонда о породу. Практика показывает, что основным фактором, препятствующим продвижению породы внутрь зонда, является сила трения между породой и внут ренними стенками зонда. Поэтому весьма важно для каждой разновидности грунтов найти оптимальное соотношение между площадью поперечного сечения рабочего кольца и его разме рами по наружному и внутреннему диаметру, которое давало бы возможность снизить трение стенок зонда о породу и в то же время не привело к резкому возрастанию лобового сопротив ления.
117
Угол скоса рабочего кольца в зависимости от проходимых пород может быть различным и колеблется от 15 до 60°. Для; связных грунтов наиболее рациональным в настоящее время
признан |
|
наружный, а |
не |
|||
внутренний скос |
(заточка). |
|||||
Как |
установлено, |
|
внутрен |
|||
ний |
скос |
способствует |
об |
|||
разованию |
пробки |
внутри |
||||
зонда и |
снижению |
механи |
||||
ческой |
скорости |
|
бурения. |
|||
В Уральском УТГУ Ми |
||||||
нистерства |
были |
|
геологии- |
|||
РСФСР |
|
проведены |
специальные опытные рабо ты по определению влияния геометрии рабочего кольца виброзонда на механичес кую скорость бурения ви бромолотом ВБ7 в связных глинистых грунтах. Резуль таты этих работ представ лены в табл. 13.
Эти данные свидетельст вуют о предпочтительности рабочих колец с наружной заточкой. Однако в не устойчивых породах и осо бенно при проходке песков следует применять рабочиекольца с внутренним ско сом. Образование уплот ненных зон в зонде предо храняет породу от выпаде ния при извлечении зонда.
На режущую кромку рабочего кольца обычно наплавляют твердый сплав либо ее закаливают. Рабо чее кольцо присоединяют к трубе чаще всего с по мощью резьбы, реже его приваривают к трубе.
Для бурения устойчи вых связных глинистых грунтов следует применять зонды с одной прорезью с углом
выреза 140—160°. Большой угол выреза позволяет легко очи стить зонд от породы. В менее устойчивых, но связных породах используют зонды с меньшим углом выреза (90—140°) либо зон-
118