Файл: Романов В.Г. Обратные задачи для дифференциальных уравнений спецкурс для студентов НГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕВДМЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.Г. Романов

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Спецкурс для студентов НГУ

Ответственный редактор чл.-корр.АН СССР М.М.Лаврентьев

Новосибирск • 1973

519.946

Обратные задачи для дифференциальных уравнений. Спецкурс для студентов НПУ. Романов В.Г., Ш 1 , 1973, 1-252.

Излагается теория обратных задач для дифференциальных уравнений, рассматриваются практически важные задачи, ко­

торые приводят к необходимости изучения обратных задач.

Основное

внимание

обращено на методы исследования обратных

задач на

условную

корректность. Значительную часть'

спец­

курса занимает теория многомерных обратных задач.

 

Спецкурс рассчитан на студентов, специализирующихся в дифференциввняис уравнениях,. матвдатической физике и гео-

тизнке.

| к „ -

Jfy

Ч И Т А Л Ь Н О Г О З А Л А

© Новосибирский государственный университет, 1973 г.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.

Глава

I . ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

5

§ I . Понятие обратной задачи для

семейства диффе­

 

ренциальных уравнений. Примеры обратных задач,

 

встречающихся в приложениях

 

 

 

5

§ 2 . Некоторые

основные

понятия

функционального

 

анализа

 

 

 

 

 

 

17

§ 3. Принцип сжатых отображений

и некоторые след­

 

ствия из

него

 

 

 

 

 

25

§ 4 . О корректности прямых и обратных задач для

 

дифференциальных

уравнений

 

 

 

31

Глава

П. ОДНОМЕРНЫЕ ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ

 

 

 

42

§ I . Обратная

задача для

уравнения

колебаний

 

 

струны

 

 

 

 

 

 

42

§ 2 . Некоторые

вопросы,

связанные с

обратной

зада­

 

чей для уравнения колебаний струны

 

57

§ 3 . Обратные

задачи,

сводящиеся

к обратной

задаче

 

о колебаниях струны

 

 

 

65

§ 4 . Обратная

задача

для линейной гиперболической

 

системы первого

порядка

 

 

 

" 7 6

§ 5. Одномерная обратная

кинематическая

задача

 

сейсмшш

 

 

 

 

 

 

86

§

6. О спектральной постановке обратных

задач. . . 105

Глава

Ш. МНОГОМЕРНЫЕ ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ

 

 

 

118

§ I . Примеры постановок

многомерных

обратных задач.

 

Математические проблемы, связанные с их иссле­

 

дованием

 

 

 

 

 

 

118

3


§

2 . Задача о восстановлении функции через ее

 

 

сферические

средние

130

§

3 . Интегральная

геометрия

138

§4 . Многомерная обратная кинематическая задача. . .168

§5. Лучевая постановка обратной задачи для

коэффициентов при младших производных

189

§ 6. Обратная динамическая задача для обобщенного

 

волнового

уравнения

199

§ 7 . Обратные

задачи для уравнений эллиптического

 

и параболического типов

215

Глава ГУ. АБСТРАКТНАЯ ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА И ВОПРОСЫ ЕЕ

 

КОРРЕКТНОСТИ

223

§ I . Сведение к исследованию двупараметрического

 

семейства

линейных уравнений

224

§ 2 . Метод линеаризации при исследовании обратной

 

задачи

 

235

Заключение

 

240

Литература

 

241

Г л а в а

I

ВВЕДЕНИЕ

§ I . Понятие обратной задачи для семейства дифференциальных уравнений. Примеры обратных задач, встречающихся в приложениях

Предметом настоящего спецкурса является введение в теорию об­ ратных задач для дифференциальных уравнений. Термин "обратные за­ дачи" требует своего пояснения, с этого мы и начнем изложение.Из курса обыкновенных дифференциальных уравнений известно, что наи­ более распространенной задачей для обыкновенных дифференциальных уравнений является задача Коши, заключающаяся в отыскания решения заданного дифференциального уравнения, удовлетворяющего некоторым начальным условиям (данным Коши). Например, для уравнения первого

порядка

,

 

( I )

можно рассматривать

задачу отыскания его решения u = y(t), улов­

ное. Для уравнений более высокого порядка имеет смысл рассматри­ вать краевые задачи, заключающиеся в отыскании решения дифферен­ циального уравнения на некотором отрезке, удовлетворяющего на концах отрезка заданным граничным условиям. Уравнения математи­ ческой физики приводят к еще более разнообразным постановкам за­ дач, но общей характерной чертой этих постановок является то,что отыскивается решение заданного дифференциального уравнения, удов-

5


летворяпцее определенным дополнительным условиям (начальным и граничным), которые, как правило, выделяют из всего многообразия решений дифференциального уравнения единственное решение этого уравнения. В дальнейшем подобные задачи мы будем именовать прямы­ ми задачами для дифференциальных уравнений. В значительной степе­ ни постановка и исследование прямых задач стимулировались потреб­ ностями приложений. В последнее время все чаще в приложениях воз­ никают задачи, которые естественно назвать обратными задачами для дифференциальных уравнений. Заключаются они в следующем. Имеется

некоторый класс дифференциальных уравнений, в которые входят

не­

известные функции (например, класс,

определяемый уравнением

( I )

с неизвестной функцией

время для дифференци-

ального уравнения известна определенная информация от решения од­ ной или серии прямых задач для этого уравнения; требуется по име­ вшейся информации найти дифференциальное уравнение из заданного класса (го есть найти неизвестные функции, входящие в уравнение). Если искомое дифференциальное уравнение является линейным, то об­ ратная задача, таким образом, сводится к отысканию неизвестных коэффициентов этого уравнения. Информация об решениях прямых за­ дач (в дальнейшем мы будем именовать ее функционалами от решении прямых задач) может быть самой различной природы. Это может быть либо само решение, заданное на некотором многообразия независимых переменных, либо интегральные характеристики решения в целом (соб­ ственные числа дифференциального уравнения, моменты от решения и

Т . Д . ) .

Пример обратной задачи.

Рассмотрим класс дифференциальных уравнений, определяемый ли­

нейным уравнением

 

 

 

 

 

 

 

(3)

с произвольной непрерывной при М/<«=>^

функцией

аЦ).

Требует­

ся найти

то дифференциальное уравнение

из класса

( 3 ) , для

которо­

го серия

прямых задач Коши с данными:

 

 

 

6


известную функцию

аШ.

Геометрически

функционалы (5)

означают,

для кавдой

интегральной

кривой

уравнения ( 3 ) , выходящей

из про­

извольной

точки прямой

y=i

известна

ордината точки пересечения

интегральной кривой

с прямой

(см.

рио.1).

 

Рис Л

Исследование поставленной задачи проводится довольно просто. Покажем, что при некоторых предположениях относительно функции j(oL) эта задача имеет решение и притом только одно. Действи­ тельно, уравнение (3) является уравнением, которое легко интегри­

руется. Его решение при условии 14) имеет вид 4

Отсвда,

полагая

i=l

и используя

условие ( 5 ) , получаем уравне­

ние для

определения коэффициента

 

а(х)

:

 

 

 

 

 

 

 

16)

 

Из уравнения (6)

видно,

что функция

 

не может быть произ­

 

вольной. Она должна удовлетворять условиям:

 

 

/(1) = 1 ,

j f r t ) > 0 ,

- « о

<<х<+ * х = ,

(7)

и, кроме того, должна быть непрерывно дифференцируемой. Последнее следует из непрерывности коэффициента аЩ . В то же время эти условия достаточны для существования единственного решения (6) в классе непрерывных функций. Решение его дается формулой

7


 

 

а(+) = -^[1пр)]

.

 

 

 

 

(8)

Итак,

ее.™ функция

 

принадлежит

множеству

функций

f

функционального пространства

( Г ^ - о ,

для

элементов которо­

го выполнены

условия ( 7 ) , то

решение обратной

задачи

(3) - (5) су­

ществует

в классе функций

аН),

принадлежащих

функциональному

пространству

С (-»<>,•»=>)

и единственно. В то же время из форму­

лы (8) видно,

что на множестве f

решение

обратной

задачи

устой­

чиво. Это означает, что малым изменениям функции

f(oi),

не выво­

дящим за пределы множества F,

соответствуют малые изменения коэф­

фициента

аШ

. Задачи подобного

рода, которые

из всей

совокуп­

ности решений выделяют единственное и устойчивое к малым измене­ ниям входных данных решение носят название корректных задач.Сле­ довательно, рассмотренная вше задача является корректной, когда

•feF,

ае С +

^}.

В дальнейшем мы понятие корректности

задачи

рассмотрим более

подробно.

Теория обратных задач является совсем молодой математической дисциплиной, поэтому устоявшейся теории обратных задач еще не су­ ществует. Исключение составляет так называемая обратная задача Штурма-ЛЕувилля для обыкновенного дифференциального уравнения вто­ рого порядка, которая подробно исследована, в основном, в работах советских математиков. Имеется обширная журнальная и монографичес­ кая литература по этому вопросу. В нашем курсе речь будет идти об обратных задачах для дифференциальных уравнений в частных произ­ водных, где сделаны фактически только первые шаги. В то же время наметились некоторые общие методы исследования обратных задач.ко­ торыми можно успешно исследовать возникающие в приложениях обрат­ ные задачи. Основная задача этого курса: познакомить с имеющимися результатами в области обратных задач и дать представление о мето­ дах их исаиедования и решения.

Сейчас я хочу рассказать о важнейших обратных задачах, кото­ рые возникли из практических приложений. К числу таких задач от­ косится прежде всего обратная кинематическая задача сейсмики.впер­ вые аоставленная еще в начале нашего века. Физическая ее постанов­ ка заключается в следующем: в области <£> , пространства эс = '(х^а^хД ограниченной некоторой поверхностью 5 , рассматривается

волновой процесс, порожденный сосредоточенными источниками

возму­

щений ,

приложенными в точках х°

поверхности 5 ;

волны от

источ­

ников

возмущений распространяются

в области Я2> с

конечной

скороо-

8