Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
•'+
Ä
'ч;
у .
Проектирование
одноковшовых строительных
экскаваторов
о
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
КРАСНОЯРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
И. И. РОДИН, В. П. ПОНОМАРЕВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДНОКОВШОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
(Учебное пособие)
I
КР АСНОЯРСК • 1973
_
ж
0 Красноярский политехнический институт
“ 'S . . .
ВВ Е Д Е Н И Е
Внародном хозяйстве насчитывается свыше 90 тысяч экс каваторов отечественного производства, из них в строитель стве работают около 80 тысяч. Экскаваторами ежегодно вы полняется около 70% всего объема земляных работ, или в натуральном выражении — свыше 4 миллиардов куб. метров грунта.
Сначала 60-х годов Советский Союз по выпуску экскава
торов занимает первое место в мире. За последние 26 лет производство строительных экскаваторов возросло с 76 штук в 1946 году до 34 тысяч в 1972 году. Этому успеху способст вовало создание экскаваторной промышленности с развитой научно-исследовательской и конструкторской базой и теоре тические и экспериментальные работы, выполненные в Мос ковском инженерно-строительном институте (МИСИ) им. Куй бышева, ВНИИСтройдормаше, ЦНИИ транспортного строи тельства, на Уралмашзаводе, Воронежском, Ковровском и других заводах.
Развитие конструкций экскаваторов происходило как пу тем создания новых оригинальных моделей, так и путем со вершенствования целого ряда узлов, внедрение которых спо собствовало повышению производительности, надежности и срока службы машины.
Использование гидравлического привода на одноковшовых экскаваторах позволило повысить их универсальность, расши рить область применении и в значительной мере сократить ручной труд при зачистных и доборочных работах.
Предлагаемое учебное пособие представляет второе изда ние выпущенной в 1965 году книги «Проектирование одноков шовых строительных экскаваторов». Цель его — дать система тический материал, позволяющий студенту производить проек тирование экскаваторов в целом или отдельных узлов на уров-
3
г
не современных требований и по методике, принятой передо |
|
|||
выми предприятиями, научно-исследовательскими и учебными |
|
|||
институтами. В учебном пособии отсутствуют конкретные ре |
|
|||
шения в виде числовых примеров, а даются только направле |
|
|||
ния в работе, которые способствуют |
развитию |
логического |
1 |
|
мышления и самостоятельной работы студента. |
|
|||
По сравнению с первым изданием в пособие внесены новые |
' |
|||
разделы: |
|
|
|
\ |
1. Этапы проектирования. 2. Правила конструирования. |
; |
|||
3. Материалы, (Применяемые в экскаваторостроении. |
• |
|||
Остальные главы переработаны и дополнены |
в соответст- |
' |
||
вин с замечаниями, высказанными при пользовании методи- |
1 |
|||
чеоюим пособием во время проектирования, и замечаниями |
||||
кафедры строительных машин Московского инженѳрно-етрои- |
« |
|||
тельного института (МИСИ) им. В. В. Куйбышева. |
^ |
|||
При подготовке рукописи использованы работы, выпол- |
л |
|||
ненные в МИСИ имени В. В. Куйбышева, ВНИИСтройдор- |
4 |
|||
маше, Уралмашзаводе и других организациях. |
|
|
||
Введение, § 1 |
3 главы I, главы III |
и IV, § 1—5, 8 главы |
Т |
|
V и глава VII написаны И. И. Родиным; § 4 главы I, § 6, 7, |
|
|||
9, 10 главы V и |
общие замечания к главе VII — В. ГІ. Поно |
|
||
маревым; главы II и VI написаны авторами совместно. |
|
|||
Авторы выражают глубокую благодарность за просмотр |
^ |
|||
первого издания книги и ценные критические замечания за- |
||||
служенному деятелю науки, д. т. «., профессору Н. Г. Домб- |
. і |
|||
ровскому и к. т. н., доценту К- С. Гаевской. |
|
^ |
А
V*
-f'
аід.
ГЛАВА I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
§ 1. Требования, предъявляемые к проекту [11, 22]
При проектировании .нового экскаватора или модерниза ции действующего перед конструктором стоит задача запро ектировать машину с характеристикой, отвечающей лучшим мировым образцам машин данного класса, используя для этой цели новейшие достижения науки и техники.
Стоимость экскаватора, металлоемкость и энергоемкость должны быть не выше, чем у аналогичных экскаваторов, ра нее запроектированных и изготовленных, а производитель ность, ремонтоспособность, надежность и долговечность — выше или равны аналогичным машинам.
В задании на проектирование должны быть обязательно указаны емкость ковша, тип рабочего оборудования, а для универсальных экскаваторов — виды сменного оборудования, входящие в комплект поставки, рабочие параметры, тип хо дового оборудования, вид силового оборудования, тип приво да, несущая способность грунта, горногеологические и клима тические условия, для которых предназначена машина.
§ 2. Этапы проектирования
Проектирование новых машин, изготавливаемых впервые, или особо сложных (карьерных и вокрышяых экскаваторов) производится в три стадии, а модернизация существующих или разработка новых проектов на базе освоенных типов ма шин — в две стадии. При трехетадийном проектировании сна чала разрабатывается эскизный проект, затем на его осно-
5
ве — технический и после этого выполняются рабочие черте жи; при двухстадийном проектировании после эскизного про екта разрабатывают рабочие чертежи. В соответствии с при нятой стадийностью проектирования устанавливают объем и содержание каждого вида проекта.
Э с к и з н о е п р о е к т и р о в а н и е
Эскизное проектирование является наиболее важной ча стью проекта и имеет целью установить: технико-экономиче ское обоснование выбора конструкций, экономическую це лесообразность создания новой машины или модернизацию действующей по сравнению с машинами, находящимися в эксплуатации. В эскизном проекте определяются: габаритные размеры, рабочие параметры, вес, мощность; выбирают кине матическую схему, тип привода, систему управления, ходо вое и рабочее оборудование, поворотный и подъемный меха низмы. Эскизный проект состоит из технико-экономического обоснования выбора проектируемого типа машины, графиче ской части и расчетно-пояснительной записки. В графиче скую часть входят: общин вид машины, компоновка обору дования на поворотной платформе, общие виды узловходово го механизма, подъемного, поворотного, напорного рабочего оборудования и система управления.
Т е х н и ч е с к и й п р о е к т
Технический проект разрабатывается для машин тяжело го типа или проектируемых впервые. Целью его является рас чет отдельных узлов, которые ло своей сложности не могут быть выяснены в процессе эскизного проектирования. В каж дом отдельном случае необходимость трехетадийного проек тирования устанавливается особо по согласованию с органи зацией, выдавшей заказ на проектирование.
При трехстадийяом проектировании эскизный проект мо жет быть сокращен и представлен в следующем объеме: тех нико-экономическое обоснование, общий вид машины, рабо чие параметры, рабочее оборудование и др.
Объем технического проекта — общий вид машины, рабо чие параметры, компоновка оборудования на поворотной платформе, узловые чертежи отдельных механизмов, ходово го, подъемного, поворотного и напорного рабочего оборудо
6
вания, отдельные подузловые чертежи, расчетно-пояснитель ная записка и технико-экономическое обоснование.
Р а б о ч и е ч е р т е ж и
Рабочие чертежи выполняют после утверждения эскизно го или технического проекта. На стадии рабочего проектиро вания уточняют все размеры, принятые в эскизном и техни ческом проектах, и разрабатывают детальные чертежи узлов, подузлов и деталей, входящих в них со всеми допусками, принятыми в машиностроении. Объем рабочего проекта сос тоит из общих видов, узловых чертежей, сборочных чертежей на отдельные детали и нормалей, принятых в проекте и рас четно-пояснительной записке.
§ 3. Экономическая часть
Экономическая часть проекта должна состоять из техни ко-экономического обоснования выбора отдельных видов конструкций, принятых в проекте, и всей конструкции в це лом я экономического обоснования целесообразности изго товления машины.
Технико-экономическое обоснование выбора конструкции, удовлетворяющее требованиям прочности и экономической целесообразности, производят на основания сравнения раз личных вариантов, рассматриваемых на стадии эскизного проекта. При определении стоимости конструкции пользуют ся укрупненными показателями, принятыми в данной отрас ли промышленности.
Экономическое обоснование целесообразности строитель ства экскаватора предварительно производятся на стадия эскизного проекта и окончательно — после изготовления опыт ного образца я проведения заводских испытаний. Критерия ми целесообразности служат себестоимость единицы продук ции, стоимость изготовления машины, производительность, ремонтоапособность и надежность.
§ 4. Этапы .проектирования іпри выполнении учебного проекта
Учебный проект должен содержать в себе элементы трех стадийного проектирования. Это относится как к курсовому, так и к дипломному проекту.
Курсовой проект обычно выполняют в объеме 4—5 листов.
7
Он состоит из эскизной разработки общего вида машины (1 лист), разработки на стадии технического проекта отдель ных узлов экскаватора — рабочего оборудования, подъемной лебедки, механизма поворота и т. п. (2—3 листа) и (выполне ния на одном листе рабочих чертежей наиболее характерных деталей проектируемого узла. Дипломный проект должен составлять -в объеме 12—15 листов.
На первом этапе работы проектант знакомится по литера турным источникаім, чертежам машин и натуральным образ цам машин с машинами, близкими по параметрам (емкости ковша), ходовому устройству и назначению к проектируемой машине. На основе анализа общей компоновки, устройства отдельных узлов и кинематических схем существующих ма шин выбирают конструктивную схему проектируемой маши ны. На этой стадии работы должны быть решены вопросы по принципиальной конструкции отдельных узлов (стандарт ный или полукруглый ковш, однобалочная или двухбалочная рукоять, тип напорного механизма, система управления, одновальная или двухвальная главная лебедка, тип фрикцион ных муфт, литые или сварные рамы и т. д.).
На втором этапе производят общий расчет экскаватора, т. е. определяют основные габаритные размеры, размеры ра бочего оборудования, ве-са узлов; скорости рабочих движе ний; определяют требуемые усилия и мощности для подъема, напора, поворота, хода; выбирают тип двигателя. При выбо ре размеров, весов, скоростей и мощностей следует широко пользоваться сравнением выбранных величии с аналогичны ми величинами у эксплуатируемых машин, эмпирическими данными и рекомендациями по этому вопросу [11, гл VII]. Такой подход к проектированию в достаточной мере гаран тирует получение работоспособной конструкции. Однако при ориентировке на существующие образцы машин проектант должен не слепо копировать эти образцы, а критически оце нивать их положительные и отрицательные стороны и только после такого анализа использовать в проекте в аналогичном или измененном виде конструктивные решения.
После установления усилий и скоростей рабочих движе ний и выбора типа двигателя возможно определить общие передаточные числа основных кинематических цепей. Затем следует уточнить кинематическую схему экскаватора путем разбивки общих передаточных чисел на передаточные числа отдельных кинематіичеаиих пар и установить межцентровые расстояния между валами и осями механизмов. По павест-
8
ньш общим весам узлов и координатам их положения произ водится расчет устойчивости экскаватора (определение за пасов устойчивости в различных положениях, определение веса противовеса).
В заключение общего расчета следует оценить техниче скую производительность проектируемой машины.
На третьем этапе производится техническая разработка отдельных узлов машины. Наиболее сложным на этом этапе является установление внешних .нагрузок для различных рас четных положений. Внешние нагрузки на узлы экскаваторов принимают во многих случаях ориентировочно, так как точ ное определение нагрузок может быть произведено в основ ном экспериментальными статистическими исследованиями натуральных образцов машин.
При расчетах по несущей способности и на выносливость внешние нагрузки выбирают с учетом динамических коэффи циентов.
Динамические коэффициенты при расчете по несущей спо собности в ряде случаев могут быть определены путем дина мического расчета, в котором рассчитываемая схема рас сматривается как колебательная. Следует отметить, что при динамических расчетах наиболее точно могут быть получены максимально возможные значения динамических коэффици ентов (например, случай упора ковша в абсолютно твердое препятствие при расчете максимальных нагрузок в подъем ных канатах). При таких значениях динамических коэффи циентов требуемый коэффициент запаса прочности ' следует значительно снижать (принимать его близким к единице).
После проверочного расчета окончательно вычерчивают сборочный чертеж узла (иодузла). На нем дается полная конструктивная разработка с указанием (размеров (с посад ками для сопряженных размеров).
На четвертом этапе работы при курсовом проекте вычер чивают конструктивную схему машины, а при дипломном — общий вид машины. На общем виде изображаются узлы с подробностью, позволяющей судить об общей компоновке машины. Здесь же следует привести техническую характери стику, кинематическую .схему и схему запасовки канатов ра бочего оборудования. При необходимости приводятся схемы монтажа (демонтажа) и транспортировки машин.
На пятом этапе (последнем) окончательно дорабатыва ется конструктивная схема или общий вид машины (о уче-
9