Файл: Проблематика и научное содержание национальных атласов. Опыт разработки атласа Кубы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

д

д

 

1-

д 9 д!ф

V г

д

д

Ч V

Зд ■X-

3

д J

A

Д

V «

ГѵVV

JL

.

J'v.yl

аналитические

синтетические

комплексные

СПОСОБ О Т О Б Р А Ж Е Н И Я

К ѵ „ ѵ1 сочетание нескольким способов

I качественны й срон

|Ад*дАг значковый

картодиаграмма

|у.уУ:| способ линейных знаков

1 I способ изолиний

1 ,3 ,3 ... количество карт

Рис.7


МАСШТАБЫ КАРТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ИИНФРАСТРУКТУРЫ

3

Ч

г

п

крупнее

1:1500 0 0 0

1

3

1

:1 5 0 0

0 0 0

 

 

 

птттп

1

; 2500 000

t =

 

l<: 5000

ооо

м1 : ю аоо ооо

мельче 1 :10000000

ш

а б ез м а с ш т а б а

1 ,3 ,8 ...

к о л и ч е с т в о к а р т

Рис. 8

Для серии карт более всего использован.значковый спо­ соб показа (12 карт, преимущественно синтетические), а так­ же сочетание его с другими способами изображения (прекыу - щественно комплексные карты). Использованные способы отоб­ ражения прамышленного развития Кубы наглядно показывают раз­ мещение, объем и структуру отраслей. Для карт промышленно - сти и инфраструктуры использовано семь значений масштаба - крупнее 1:1 500 000 и мельче 10 000 000, которые в основном соответствуют информационной емкости содержания карт. Боль­ шинство же карт представлено в масштабах 1:2 500 000 (7 карт) и 1:5 000 000 (7 карт) рис.8, что позволяет выдержать прин - цип сравнимости.

За единицу отображения для карт промышленности, прей - мущественно принят промышленный пункт, в отдельных случаях предприятие, реже административно-территориальная единица.

Карта сахарйой промышленности

Комплексная характеристика ведущей отрасли экономики Кубы - сахарной промышленности, предусматривающая слитный • анализ как показателей сырьевых зон предприятий, так И их технико-экономических показателей, занимает соответствующее место в серии карт промышленности. Подходы к ее составлению обусловлены своеобразием кубинского типа сахарного производ­ ства.

Еще в середине прошлого столетия на Кубе наблюдалась большая раздробленность сахарной промышленности. Мелких при­ митивных предприятий - "инхенио" насчитывалось около 2000. Превращение Кубы с конца ПХ в . в "сахарницу" США, подчине-


нис сахарного хозяйства (ориентировавшегося на рынок США) американским монополиям способствовали концентрации цроиз - водства, укрупнению сахарных предприятий. К началу Кубинской революции в стране насчитывалось 161 предприятие сахарной промышленности. Положение в ней определялось наличием круп­ ных предприятий в центре и на востоке страны, которые были сооружены североамериканцами в 20-30-ые годы нашего столе - тия. При этом рост концентрации (в том числе и территориаль­ ной) шел параллельно увеличению доли Кубы в мировом сахар - , ном производстве (1800 г. - 14,3$, 1850 г. - 19$, 1919 г . - 26,3$). (Национальный атлас Кубы. 1970).

Сахарная промышленность прошла большой путь развития от примитивного "трапиче" до довольно сложного производственно­ территориального комплекса типа "сентраль", представляющего довольно крупное промышленное предприятие с сетью транспорт­ ных путей и сырьевой базой. При картографическом анализе от­ раслей необходимо совместное рассмотрение карты сахарной про­ мышленности с рядом карт сельскохозяйственной серии. Речь идет, прежде всего, о картах, отражающих размещение сахарно­ го тростника, удельный вес посевов, вопросы орошения и, на- 'э конец, типы и специализацию хозяйств.

В разработку сюжета карты "Сахарная промышленность" вкладывался большой замысел - отобразить как можно полнее сахарное производство р сентралях в сезон переработки, про­ изводство сахара-сырца, рафинада, спирта, а также показать объем экспорта сахара-сырца и основные порты его вывоза.

Сахарные сентрали в сутки суммарно могут перерабатывать 4 52.0 тыс.тонн сахарного тростника и вырабатывать около 52 тыр.

тонн сахара-сырца; самая большая выработка (7500 т) - на круп­ ных сентралях в провинциях Камагуэй и Орьенте (Национальный атлас Кубы. 1970). Ванное значение в картографической харак­ теристике отрасли имеет не только показ производственных мод­ ностей предприятий, но и технико-экономических особенностей ‘технологической цепочки. Известно* что тростник, поступающий на завод через 2 часа после рубки, монет дать выход сахара около 12% и этот показатель значительно снижается, в резуль­ тате задержки в транспортировке и переработке сырья.

Нам представляется, что в НЛК достаточно хорошо удалось показать сложный цикл сахарного производства. На развернутом листе атласа характеристика сахарной промышленности представ­ лена на четырех картах и двух дополнительных диаграммах.

В общую характеристику сахарной промышленности включена карта - фрагмент "Сырьевая зона сентрали", которая отображает типичную картину сырьевой базы с сетью подъездных путей от нее к месту переработки - сентралю. Как и в других случаях,

включение фрагментов подобного типа в ткань основных карт НАК ' способствует реализации замысла,отбора и показа наиболее су­ щественного.

Представленная в разделе основная карта сахарной промыш­ ленности (масштаб I :Ï 500 000) передает современное состояние . сахарного хозяйства, размещение сентралей, масштабы их сырье-- ■ вой базы,- порты отгрузки продукции. Эта карта в серии отрас - левых карт промышленности отличается насыщенностью и особым вниманием к слитному анализу технико-экономических параметров - наиболее существенных в технологическом процессе.

Сахарное хозяйство на карте показано как сложная система


производственно-территориального комплекса. На карте одновре­ менно рассматривается сырьевая и производственная база каждо­ го предприятия, что достигается путем продуманного отбора ос­ новных взаимосвязанных технико-экономических показателей. В разработку этой карты положена новизна количественных и каче­

ственных характеристик, показывающая экономический потенциал развития отрасли.

За единицу переработки сахарного тростника в сентралях

принята норма переработки за один день сезона в тоннах.Объем перерабатываемого сахарного тростника по сентралям показан

масштабным знаком, имеющим три количественных значения. Ото­

бражены также показатели, характеризующие эффективность пере­

работки поступившего сырья, что прямо или опосредованно от - сажает как состояние каждого предприятия, так и положение дел

в его сырьевой зоне, а также организационный уровень в период сафры.

Карта показывает также степень комплексности сентралей,

что достигается отображением производства рафинада, спирта и других изделий. Относительно комплексные предприятия - как правило, небольшие или средние - тяготеют к Гаване как к круп­ нейшему центру потребления. Основную же массу продукции саха­ ра-сырца на экспорт дают специализированные сентрали о круп - ными сырьевыми зонами.

Экспорт сахара-сырца осуществляют 32 порта, которые ото­

бражены на карте с характеристикой объема перевозки в тоннах

й е видом

упаковки

груза (в таре, без тары). Показ портов, в

том числе

и таких,

где

осуществляется бестарная ("агранель")

«çîfr* г

 

 

очень важен для характеристики функцю-

отгрузка сахара-сырца,

 

 

>*

нирования отрасли. Это, кстати, еще один пример плодотворно­

сти совместного рассмотрения в рамках одного сюжета и одной карты производственной базы и элементов инфраструктуры. К со­ жалению, по ряду причин не удалось показать энергохозяйство сентралей и всей отрасли.

Основную карту

сахарной промышленности дополняют две

картодиаграммы (1:5

000

000), передающие количественные ха­

рактеристики - площадь,

занятую под сахарным тростником -

в тыс.га и производство

сахара-сырца и патоки - в млн.тонн,

по провинциям. Включение диаграммы "Продукция сахарной про­ мышленности" (млн.тонн в 1966-1967 г г .) и "Куба в мировом производстве тростникового сахара" (в млн.тонн) за период 1956-1965 гг. способствует раскрытию общего содержания темы.

Тема "Сахарная промышленность',' представленная как на основной карте, так и на дополняющих ее материалах, по рас­ крытию сюжета и подбору показателей, является весьма инте - ресной и содержит большой оценочный материал, а также науч­ но-справочные сведения для практических целей. Основная кар­ та, может служить в качестве методического примера для разра­ ботки аналогичных карт других тропических стран, а вместе с дополняющим ее материалом она может быть использована для разработки вопросов типологии сахарных сентралей, райониро­ вания отрасли и т.п .

Кратко обозначим основные возможные направления этих разработок на базе основной и вспомогательных карт сахарной промышленности. Карты показывают, во-первых, существование двух главных типов сахарных сентралей.. Наиболее важный пред­ ставлен группой крупных и специализированных, сравнительно


новых предприятий, расположенных вне районов зарождения са­ харного производства вблизи Гаваны. При этом, как правило, мощности и экспортная ориентация отдельных предприятий и их "кустов" нарастают до сих пор в восточном направлении, что отражает процесс капиталистической колонизации провинций Камагуэй и Орьенте в прошлом. Другая группа сентралей - срав­ нительно небольшие и, как правило, старые предприятия с ра­ финадным, паточным и спиртовым производством, тяготеющие к крупным городским центрам потребления. В перспективе эти предприятия смогут стать опорными пунктами "сахарной химии", то-есть предприятий химической промышленности, использующих в качестве сырья побочные продукты сахарного производства.

Во-вторых, серии соответствующих сельскохозяйственных и промышленных карт позволяют провести отраслевое райониро­ вание. Четко вырисовываются контуры трех типов сахаропроиз­ водящих районов. Саілый старый, возникший еще в колониальное время, Пщстоличный район ныне играет второстепенную роль, несмотря на близость крупнейшего порта Гавана и крупного порта Мариелъ. Предприятия в основном многопрофильные,ориен­ тированные на'внутренний рынок (рафинад, патока, спирт и другие продукты}

Центральный район (провинция Матансас и Лас-Вильяс ) отличается как более крупными предприятиями и сырьевыми зо­ нами, так и значительно более высокой экспортной ориентаци­ ей. Основные потоки сахара-сырца стягиваются к портам бес - тарной погрузки Сьенфуэгосу и Матансасу, где к тому же по - строены крупные предприятия искусственных удобрений;

Восточный район (Камангуэй и Орьенте) дает основную

часть экспорта сахара-сырца, производимого на крупных пред­ приятиях с огромными сырьевыми зонами. Действует система экспортных портов, в том -числе новый порт бестарной погруз­ ки Гуаябаль. Этот район имеет наиболее значительные перспек­ тивы развития и, по-видимому, еще.более укрепит свое значе­ ние в системе сахарного хозяйства Кубы и стран СЭВ.

Карты производства и переработки сахарного тростника имеют большую ценность для изучения этой отрасли, ее плани­ рования и руководства ею. На их основе может разрабатывать­ ся несколько специализированных серий карт и Атлас сахарно­ го хозяйства Кубы. Применительно к целям тематической карто­ графии эти карты полезны для картирования плантационного хо­ зяйства и отдельных отраслей агроиндустриального типа (пос­ ледние приобретают все большее значение по мере перевода сельского хозяйства на промышленную основу).

Карты отраслей легкой, пищевой и тяжелой промышленности

S

В этой серии предпринята попытка по возможности бодее полно показать рост промышленности и ее значение в экономи­ ке страны. Другое важное направление состоит в.попытке по - каза связей между промышленным производством и сельским хо­ зяйством. Эта линия, получившая свое отражение в картах са­ харной промышленности, продожена и на карте "Табачная про­ мышленность" 1967 г. (1:2 500 000). На ней отображены мно - гие вопросы производства табачной продукции: I) объем про - дукции по промышленным предприятиям (в млн.песо ), 2) сор -

тобой вид продукции, 3) способы производства. На основной карте прослеживаются районы концентрации производства табач­