Файл: Проблематика и научное содержание национальных атласов. Опыт разработки атласа Кубы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
шего большое развитие только за года народной власти. Карта дает материал для проведения анализа и порайонного сравнения развития этой отрасли хозяйства в различных зонах, показыва
ет центры добычи, сеть кооперативных хозяйств (кооперативы, субкооперативы). На побережье Кубы расположены государствен ные предприятия - более тридцати пунктов рыболовецко-промыс ловых кооперативов, а также 36 пунктов рыболовецких субкоо - перативов. Имеются пункты с предприятиями рыбоконсервного объединения (13 пунктов), большинство которых расположены также на побережье. Рыболовецко-промысловые кооперативыос
нащены современными рыболовными судами. На этой карте (как и на ряде других) раскрывается не только производственная струк тура отрасли, но и ее социальные особенности (применительно к данной теме - развитие кооперативов). Напомним, что на кар те табаководства было отражено преобладание мелкокрестьянских хозяйств, сотрудничающих с государством, что оцределяет со - циадьный облик отрасли.
Тема карты включает большой круг вопросов: объем добычи по видовому составу улова, структуру государственного рыболов ного флота, школы рыболовства, научные центры исследований , Специфические орудия лова и ряд других характеристик.
Хорошо разработанная дифференцированная легенда (55 ха рактеристик). отображает всю глубину этой темы, а удачно вы - бранные и хорошо сочетающиеся способы отображения (масштаб - ные структурные значки, масштабные символические, геометри - . ческие, 16 специальных значков способов ловли, диаграммные . значки) создают наглядный фон восприятия содержания.
Диаграммы, на которых показаны динамика развития этой
отрасли хозяйства за период 1958-1967 гг*, рост улова рыбы в тоннах, развитие государственного рыболовного хозяйства и доля в нем кооперативного и государственного сектора, служат хорошим дополнением для раскрытия общей темы.
Основную карту "Рыбное хозяйство" дополняют несколько карт с характеристикой прибрежной зоны морского промысла и кубинского рыболовства в международных водах.
Карты, характеризующие рыбное хозяйство, цредставляют не только научный и практический интерес, в том числе и для целей планирования, но и имеют такжебольшое пропагандист ское значение, демонстрируя подъем новой отрасли. Ранее уже отмечалась необходимость и целесообразность пропагандистско го аспекта карт комплексных картографических произведений.
Карта водного хозяйства
Водохозяйственная тематика по праву приобретает все бо лее важное значение в национальных комплексных атласах. При этом глубина разработки этой тематики особенно прослеживает ся в атласах развитых в экономическом отношении стран. В атгласах развивающихся стран проблемы использования водных ре - сурсов, организации и размещения водного хозяйства либо не представлены совершенно, либо их картографическая интерпре - тация весьма элементарна.
Уже в самом первом варианте рабочей программы НАК пре дусматривалось составление специальной карты водного хозяй ства, играющего ключевую роль в социально-экономическом раз витии Кубы. Показ главных направлений в развитии этой новой . для Кубы отрасли, ее совместное с картами водных ресурсов
рассмотрение может дать большой исходных материал для анали за гидроэкономической ситуации в стране и в отдельных ее частях.
Для Кубы комплексные проблемы водоснабжения имеют не
только жизненное значение, но и большую остроту, главным об разом, из-за сезонности в распределении осадков, системати ческих засух, частых тропических ураганов, сопровождающихся
бурными наводнениями, закарстованностью огромных территорий.
До революции систему водоснабжения имели только крупные
города, в основном центры провинций. На всю территорию стра ны приходилось всего лишь 6 небольших водохранилищ,которые использовались для орошения.
За годы народной власти современное водное хозяйство по
лучило большое развитие, успехи в этой области принадлежат к ключевым достижениям Кубы. Все работы по развитию водаого хо зяйства координирует и осуществляет Национальный институт гид равлических ресурсов, созданный в 1962 г . и преобразованный в 1969 г . в "Водную группу" общекубинской организации ДА.П
"Сельскохозяйственное развитие страны". Эта организация с
помощью советских и болгарских специалистов проводит иссле дования в области гидрологии, гидрогеологии, гидротехничес ких и водохозяйственных проблем, прежде всего, в связи с за дачами интенсификации сельскохозяйственного производства.
• В области водного хозяйства на Кубе успешно решаются основные задачи: регулирование поверхностного стока, созда ние системы' водохранилищ, орошение земель, осушение болот, использование подземных вод, организация водоснабжения населенных' пунктов. Строится большое количество "микроплотин" .
для лучшего использования местного стона.
За период 1958-1969 гг.'нередко в сложных геологических условиях было построено более 60 водохранилищ общей проект - ной мощностью 2500 млн.м3, что позволило значительно расши - рить площадь орошаемых земель. Проведены работы по дрениро - ваниш земель - осушенная площадь к 1968 г. достигла 230,3 тыс. га. Широко ведется работа по водоснабжению населенных пунк - тов - в 1969 г. более 200 населенных пунктов имели водопро вод (Национальный атлас Кубы. 1970);
Для разработки программы карты ."Водное хозяйство'1 по - требовалось цровести анализ разнообразных материалов (стати стических, картографических, проектных.материалов различных департаментов и т . п . ) в рамках главных направлений развития этой отрасли. Первоначально был составлен авторский вариант карты в масштабе I :I 500 000 (содержащий достаточно большую информацию по данному вопросу) с контурами выполненных и про водимых работ. Карта в своем первоначальном авторском вариан те отвечала, прежде всего, требованиям головной организации - Национального института, гидравлических ресурсов. Она содер - . жала много материалов чисто служебного характера и поэтому имела справочно-оперативное значение. Об этом, в частности , свидетельствует й первый вариант легенды.
Карта в своем переработанном варианте, предназначенном для публикации в ПАК, намного изменена в сторону генерализа ции. Сравнение первоначальной легенды и легенды карты в ат ласе показывает необходимость целенаправленной трансформации ' материалов, готовящихся в различных ведомственных организа - циях, к запросам комплексного атласа. При переработке карта,
во многом сохранив необходимую информационную нагрузку, все не приобрела более схематичные,но рельефные очертания в части показа водного хозяйства как сложной отрасли.
Карта показывает не только основные лиши развития вод ного хозяйства, но и способствует выявлению его крупных регио нальных различий как в пределах гидрографических бассейнов,так и по экономическим районам. Это можно, в частности, показать на примере характеристики бассейна р.Кауто на востоке. В этом бассейне имеются большие потенциальные возможности для интен сивного использования.орошаемых земель. Но бассейн Кауто, не смотря на густую сеть рек, имеет сложные условия водоснабже - ния, что в частности, отражено на гидрогеологической карте (стр.22-23); общеэкономическая карта показывает основные на правления сельскохозяйственного развития - в средней части бассейна Кауто преобладает животноводческая специализация и рисосеяние, в верховьях - плодовые культуры, кдубнекорнеплоды и овощи. Но значительную по площади территорию в нижнем течении реки и ее дельты с плодородными землями все еще за нимают мангровые болота.
Анализ карты водного хозяйства может быть более эффек тивным, цри использовании материалов карт гидрогеологической, почвенной, геоморфологической, карста, общеэкономической, ря да отраслевых экономических карт. В этом еще раз проявляется научная значимость комплексного картографического произведе ния для практического использования, в том числе и для пла нирования.
В Делом на карте водного хозяйства отображены: ново - стройки (в том числе -водохранилища, построенные после 1959г.
и строящиеся с указанием емкости их в млн.м3), населенные пункты (по численности населения), в которых имеются стан ции по очистке питьевой вода, система канализации. На карте также показаны реки, сток которых имеет многоцелевое исполь зование, реки, использование водных ресурсов которых наме - чается на ближайшую перспективу, а также наиболее важные зо ныиспользования подземных вод в млн.м3. Последнее связано с тем, что для нужд водоснабжения и орошения все более широ ко используется трещино-карстовые вода - пресные гидрокарбонатные. Если сопоставить карты водного хозяйства и гидрогео логическую, то можно увидеть, что наиболее -ванные зоны ис - пользования подземных вод (по объему в.год в млн.м3) совпа
дают с зонами трещино-карстовых вод, в которых водообильностъ в л/сек. - в пределах 10,0-300,0 и 5,0-10,0.
Показ на одной карте гидротехнических сооружений различ
ного целевого назначения и элементов ресурсной ситуации слу жит существенному обогащению содержания и научно-информацион ной ценности карты.
Карты транспорта
Карты транспорта в социально-экономическом разделе полу-
чили достаточно широкую разработку и представлены семью кар тами: I) главные железные дороги общего пользования (1:2 500 000); 2) воздушный транспорт 1967 г. (1:2 500 000); 3) без рельсовые дороги и каботажные линии 1967 г. (1:1 500 000) ; 4) автобусные пассажироперевозки (1:5 000 000); 5) зоны уда ленности от Гаваны (1:5 000 000); 6,7) морские и воздушные линии (1:30 000 000 и І:Г?0 000 000). Карты этой серии дают
довольно полную характеристику транспортной системы страны, обслуживающей ее внутренние и внешние связи.
Стремление подойти к характеристике путей сообщения ,
именно как к единой транспортной системе, было заложено и в программе НАК, и в разработках отдельных карт.
На картах подробно показаны те элементы транспортной
системы, которые наиболее существенны для внутренних•хозяй ственных связей. Это, прежде всего, относится к автомобиль-
. ному транспорту, доля которого .составляет в пассажиропере - возках (88,5$), грузоперевозках (63,2$) и в общем грузообо роте (58$). Особое внимание уделено показу главных автомо - бильных магистралей, прежде всего тех, которые определяют каркас системы безрельсовых дорог; а также главные из новых дорог - преимущественно в зонах нового сельскохозяйственного и промышленного освоения. За период 1959-1968 гг. было по - строено 5,5 тыс.юл автомобильных дорог (общая протяженность которых до. 1959 г. составляла 10 тыс.км) и особенно в райо нах специальных планов сельскохозяйственного развития (На - циональный атлас Кубы, 1970).
Карта "Безрельсовые дороги и каботажные линии" 1967 г. (масштаб 1:1 500,000) отображает, рисунок сети основных без рельсовых дорог (автострады, центральное шоссе, шоссе пер - вого класса, второго класса, дороги, проходимые в период дож дей, главные автобусные станции). Несмотря на большую обзор ность этой карты, элементы показа безрельсовых дорог могли ■быть совершеннее, если бы была возможность отобразить дина мику их строительства по отдельным периодам и особенно для настоящего периода с более полным показом строительства авто-
дорог в районах нового освоения. Было бы целесообразно выде лить сеть дорог, непосредственно обслуживающих сахарное хо зяйство.
Содержание этой теш хорошо дополнено картой "Зоны уда
ленности от Гаваны" (1:5 000 000), которая дает возможность подсчитать среднее время движения в часах для автотранспорта от Гаваны в пределах выделенных 20 зон. Третья карта "Авто - бусные пассажироперевозки" по провинциям и стране в целом
(в млн.человек) показывает характер пассажироперевозок - в
городах, между провинциями, муниципиями, а диаграмма "Число поездок различными видами транспорта в среднем на одного жи теля" показывает значение автотранспорта в перевозках пасса жиров.
Внимание к картированию тех или иных сторон, связанных с пассажироперевозками, весьма существенно для характеристи ки процесса подвижности населения. Сам же этот процесс, в
свою очередь, косвенно отображкет усиление межрайонных связей
і
и связей внутри экономических районов.
На карте "Безрельсовые дороги и каботажные линии" отоб ражены также основные каботажные линии, их протяженность , годовой грузооборот каботажных портов Кубы..Основные виды ка ботажных грузов (в процентном отношении) отображены на допол нительной одноименной диаграмме. Ихотя каботажные перевозки играют относительно скромную роль, их отображение в НАК име ет принципиальное значение в плане показа транспортной систе мыстраны и усложнения ее межрайонных связей.
Морские и воздушные линии, связывают Кубу со всеми ре гионами мира, и дают возможность преодолевать неблагоприятные