Файл: Проблематика и научное содержание национальных атласов. Опыт разработки атласа Кубы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шего большое развитие только за года народной власти. Карта дает материал для проведения анализа и порайонного сравнения развития этой отрасли хозяйства в различных зонах, показыва­

ет центры добычи, сеть кооперативных хозяйств (кооперативы, субкооперативы). На побережье Кубы расположены государствен­ ные предприятия - более тридцати пунктов рыболовецко-промыс­ ловых кооперативов, а также 36 пунктов рыболовецких субкоо - перативов. Имеются пункты с предприятиями рыбоконсервного объединения (13 пунктов), большинство которых расположены также на побережье. Рыболовецко-промысловые кооперативыос­

нащены современными рыболовными судами. На этой карте (как и на ряде других) раскрывается не только производственная струк­ тура отрасли, но и ее социальные особенности (применительно к данной теме - развитие кооперативов). Напомним, что на кар­ те табаководства было отражено преобладание мелкокрестьянских хозяйств, сотрудничающих с государством, что оцределяет со - циадьный облик отрасли.

Тема карты включает большой круг вопросов: объем добычи по видовому составу улова, структуру государственного рыболов­ ного флота, школы рыболовства, научные центры исследований , Специфические орудия лова и ряд других характеристик.

Хорошо разработанная дифференцированная легенда (55 ха­ рактеристик). отображает всю глубину этой темы, а удачно вы - бранные и хорошо сочетающиеся способы отображения (масштаб - ные структурные значки, масштабные символические, геометри - . ческие, 16 специальных значков способов ловли, диаграммные . значки) создают наглядный фон восприятия содержания.

Диаграммы, на которых показаны динамика развития этой

отрасли хозяйства за период 1958-1967 гг*, рост улова рыбы в тоннах, развитие государственного рыболовного хозяйства и доля в нем кооперативного и государственного сектора, служат хорошим дополнением для раскрытия общей темы.

Основную карту "Рыбное хозяйство" дополняют несколько карт с характеристикой прибрежной зоны морского промысла и кубинского рыболовства в международных водах.

Карты, характеризующие рыбное хозяйство, цредставляют не только научный и практический интерес, в том числе и для целей планирования, но и имеют такжебольшое пропагандист­ ское значение, демонстрируя подъем новой отрасли. Ранее уже отмечалась необходимость и целесообразность пропагандистско­ го аспекта карт комплексных картографических произведений.

Карта водного хозяйства

Водохозяйственная тематика по праву приобретает все бо­ лее важное значение в национальных комплексных атласах. При этом глубина разработки этой тематики особенно прослеживает­ ся в атласах развитых в экономическом отношении стран. В атгласах развивающихся стран проблемы использования водных ре - сурсов, организации и размещения водного хозяйства либо не представлены совершенно, либо их картографическая интерпре - тация весьма элементарна.

Уже в самом первом варианте рабочей программы НАК пре­ дусматривалось составление специальной карты водного хозяй­ ства, играющего ключевую роль в социально-экономическом раз­ витии Кубы. Показ главных направлений в развитии этой новой . для Кубы отрасли, ее совместное с картами водных ресурсов


рассмотрение может дать большой исходных материал для анали­ за гидроэкономической ситуации в стране и в отдельных ее частях.

Для Кубы комплексные проблемы водоснабжения имеют не

только жизненное значение, но и большую остроту, главным об­ разом, из-за сезонности в распределении осадков, системати­ ческих засух, частых тропических ураганов, сопровождающихся

бурными наводнениями, закарстованностью огромных территорий.

До революции систему водоснабжения имели только крупные

города, в основном центры провинций. На всю территорию стра­ ны приходилось всего лишь 6 небольших водохранилищ,которые использовались для орошения.

За годы народной власти современное водное хозяйство по­

лучило большое развитие, успехи в этой области принадлежат к ключевым достижениям Кубы. Все работы по развитию водаого хо­ зяйства координирует и осуществляет Национальный институт гид­ равлических ресурсов, созданный в 1962 г . и преобразованный в 1969 г . в "Водную группу" общекубинской организации ДА.П

"Сельскохозяйственное развитие страны". Эта организация с

помощью советских и болгарских специалистов проводит иссле­ дования в области гидрологии, гидрогеологии, гидротехничес­ ких и водохозяйственных проблем, прежде всего, в связи с за­ дачами интенсификации сельскохозяйственного производства.

• В области водного хозяйства на Кубе успешно решаются основные задачи: регулирование поверхностного стока, созда­ ние системы' водохранилищ, орошение земель, осушение болот, использование подземных вод, организация водоснабжения населенных' пунктов. Строится большое количество "микроплотин" .

для лучшего использования местного стона.

За период 1958-1969 гг.'нередко в сложных геологических условиях было построено более 60 водохранилищ общей проект - ной мощностью 2500 млн.м3, что позволило значительно расши - рить площадь орошаемых земель. Проведены работы по дрениро - ваниш земель - осушенная площадь к 1968 г. достигла 230,3 тыс. га. Широко ведется работа по водоснабжению населенных пунк - тов - в 1969 г. более 200 населенных пунктов имели водопро­ вод (Национальный атлас Кубы. 1970);

Для разработки программы карты ."Водное хозяйство'1 по - требовалось цровести анализ разнообразных материалов (стати­ стических, картографических, проектных.материалов различных департаментов и т . п . ) в рамках главных направлений развития этой отрасли. Первоначально был составлен авторский вариант карты в масштабе I :I 500 000 (содержащий достаточно большую информацию по данному вопросу) с контурами выполненных и про­ водимых работ. Карта в своем первоначальном авторском вариан­ те отвечала, прежде всего, требованиям головной организации - Национального института, гидравлических ресурсов. Она содер - . жала много материалов чисто служебного характера и поэтому имела справочно-оперативное значение. Об этом, в частности , свидетельствует й первый вариант легенды.

Карта в своем переработанном варианте, предназначенном для публикации в ПАК, намного изменена в сторону генерализа­ ции. Сравнение первоначальной легенды и легенды карты в ат­ ласе показывает необходимость целенаправленной трансформации ' материалов, готовящихся в различных ведомственных организа - циях, к запросам комплексного атласа. При переработке карта,



во многом сохранив необходимую информационную нагрузку, все не приобрела более схематичные,но рельефные очертания в части показа водного хозяйства как сложной отрасли.

Карта показывает не только основные лиши развития вод­ ного хозяйства, но и способствует выявлению его крупных регио­ нальных различий как в пределах гидрографических бассейнов,так и по экономическим районам. Это можно, в частности, показать на примере характеристики бассейна р.Кауто на востоке. В этом бассейне имеются большие потенциальные возможности для интен­ сивного использования.орошаемых земель. Но бассейн Кауто, не­ смотря на густую сеть рек, имеет сложные условия водоснабже - ния, что в частности, отражено на гидрогеологической карте (стр.22-23); общеэкономическая карта показывает основные на­ правления сельскохозяйственного развития - в средней части бассейна Кауто преобладает животноводческая специализация и рисосеяние, в верховьях - плодовые культуры, кдубнекорнеплоды и овощи. Но значительную по площади территорию в нижнем течении реки и ее дельты с плодородными землями все еще за­ нимают мангровые болота.

Анализ карты водного хозяйства может быть более эффек­ тивным, цри использовании материалов карт гидрогеологической, почвенной, геоморфологической, карста, общеэкономической, ря­ да отраслевых экономических карт. В этом еще раз проявляется научная значимость комплексного картографического произведе­ ния для практического использования, в том числе и для пла­ нирования.

В Делом на карте водного хозяйства отображены: ново - стройки (в том числе -водохранилища, построенные после 1959г.

и строящиеся с указанием емкости их в млн.м3), населенные пункты (по численности населения), в которых имеются стан­ ции по очистке питьевой вода, система канализации. На карте также показаны реки, сток которых имеет многоцелевое исполь­ зование, реки, использование водных ресурсов которых наме - чается на ближайшую перспективу, а также наиболее важные зо­ ныиспользования подземных вод в млн.м3. Последнее связано с тем, что для нужд водоснабжения и орошения все более широ­ ко используется трещино-карстовые вода - пресные гидрокарбонатные. Если сопоставить карты водного хозяйства и гидрогео­ логическую, то можно увидеть, что наиболее -ванные зоны ис - пользования подземных вод (по объему в.год в млн.м3) совпа­

дают с зонами трещино-карстовых вод, в которых водообильностъ в л/сек. - в пределах 10,0-300,0 и 5,0-10,0.

Показ на одной карте гидротехнических сооружений различ­

ного целевого назначения и элементов ресурсной ситуации слу­ жит существенному обогащению содержания и научно-информацион­ ной ценности карты.

Карты транспорта

Карты транспорта в социально-экономическом разделе полу-

чили достаточно широкую разработку и представлены семью кар­ тами: I) главные железные дороги общего пользования (1:2 500 000); 2) воздушный транспорт 1967 г. (1:2 500 000); 3) без­ рельсовые дороги и каботажные линии 1967 г. (1:1 500 000) ; 4) автобусные пассажироперевозки (1:5 000 000); 5) зоны уда­ ленности от Гаваны (1:5 000 000); 6,7) морские и воздушные линии (1:30 000 000 и І:Г?0 000 000). Карты этой серии дают


довольно полную характеристику транспортной системы страны, обслуживающей ее внутренние и внешние связи.

Стремление подойти к характеристике путей сообщения ,

именно как к единой транспортной системе, было заложено и в программе НАК, и в разработках отдельных карт.

На картах подробно показаны те элементы транспортной

системы, которые наиболее существенны для внутренних•хозяй­ ственных связей. Это, прежде всего, относится к автомобиль-

. ному транспорту, доля которого .составляет в пассажиропере - возках (88,5$), грузоперевозках (63,2$) и в общем грузообо­ роте (58$). Особое внимание уделено показу главных автомо - бильных магистралей, прежде всего тех, которые определяют каркас системы безрельсовых дорог; а также главные из новых дорог - преимущественно в зонах нового сельскохозяйственного и промышленного освоения. За период 1959-1968 гг. было по - строено 5,5 тыс.юл автомобильных дорог (общая протяженность которых до. 1959 г. составляла 10 тыс.км) и особенно в райо­ нах специальных планов сельскохозяйственного развития (На - циональный атлас Кубы, 1970).

Карта "Безрельсовые дороги и каботажные линии" 1967 г. (масштаб 1:1 500,000) отображает, рисунок сети основных без­ рельсовых дорог (автострады, центральное шоссе, шоссе пер - вого класса, второго класса, дороги, проходимые в период дож­ дей, главные автобусные станции). Несмотря на большую обзор­ ность этой карты, элементы показа безрельсовых дорог могли ■быть совершеннее, если бы была возможность отобразить дина­ мику их строительства по отдельным периодам и особенно для настоящего периода с более полным показом строительства авто-

дорог в районах нового освоения. Было бы целесообразно выде­ лить сеть дорог, непосредственно обслуживающих сахарное хо­ зяйство.

Содержание этой теш хорошо дополнено картой "Зоны уда­

ленности от Гаваны" (1:5 000 000), которая дает возможность подсчитать среднее время движения в часах для автотранспорта от Гаваны в пределах выделенных 20 зон. Третья карта "Авто - бусные пассажироперевозки" по провинциям и стране в целом

(в млн.человек) показывает характер пассажироперевозок - в

городах, между провинциями, муниципиями, а диаграмма "Число поездок различными видами транспорта в среднем на одного жи­ теля" показывает значение автотранспорта в перевозках пасса­ жиров.

Внимание к картированию тех или иных сторон, связанных с пассажироперевозками, весьма существенно для характеристи­ ки процесса подвижности населения. Сам же этот процесс, в

свою очередь, косвенно отображкет усиление межрайонных связей

і

и связей внутри экономических районов.

На карте "Безрельсовые дороги и каботажные линии" отоб­ ражены также основные каботажные линии, их протяженность , годовой грузооборот каботажных портов Кубы..Основные виды ка­ ботажных грузов (в процентном отношении) отображены на допол­ нительной одноименной диаграмме. Ихотя каботажные перевозки играют относительно скромную роль, их отображение в НАК име­ ет принципиальное значение в плане показа транспортной систе­ мыстраны и усложнения ее межрайонных связей.

Морские и воздушные линии, связывают Кубу со всеми ре­ гионами мира, и дают возможность преодолевать неблагоприятные