Файл: Проблематика и научное содержание национальных атласов. Опыт разработки атласа Кубы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
последствия империалистической блокады, а также неблагопри ятные условия проистекающие из-за отдаленности социалистиче ских стран, и прежде всего СССР. Карта "Морские и воздушные линии" показывает направления морских перевозок, осуществля емых как кубинским торговым флотом, так и судами других стран на линиях, связывающих Кубу с более чем 30 портами ми ра. На этой же карте показаны трассы международных авиалиний, соединяющих Кубу с другими странами.
Эта карта имеет чисто справочное назначение. Вместе с тем нельзя недооценивать ее пропагандистское содержание,так как она наглядно показывает как надежность морского и воздуш ного "мостов", связывающих Кубу с другими социалистическими странами,'так и рост связи Кубы с капиталистическими и разви вающимися странами.
Специальная карта посвящена внутренним авиалиниям, роль которых возрастает, в том числе и в связи с непрерывным уси лением межрайонных связей и увеличением подвижности населенна Воздушный транспорт и авиалинии на Кубе стали важной состав - ной частью транспортной системы страны. На карте показан объ ем пассажироперевозок в тыс.человек и доля перевозимого бага жа и груза (1967 г.) с указанием количества (в тоннах) его отправления и прибытия. Представляет интерес и классификация аэропортов.
Строительство железных дорог на Кубе тесно связано с развитием сахарной промышленности. Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании сахарного хозяйства.Же лезнодорожная сеть на Кубе составляет более 14 тыс.км, из ко торых 9,5 тыс.км непосредственно обслуживают сахарное хозяй -
ство (Национальный атлас Кубы, 1970). Включенный фрагмент карты "Транспортные пути в зоне сентраля". (рис.9) отобража ет довольно типичную картину сети узкоколейных железных до рог в сырьевых зонах сахарных сентралей.
По-видимому, при дальнейшей разработке вопросов карти- '
роВания транспортных проблем Кубы большой интерес представ ляли бы такие темы: общая характеристика транспортной систе мыстраны, обеспеченность территории различными видами тран
спортных сетей, |
главные грузопотоки,- характер внутренних |
||
(межрайонных) связей, типология морских портов. Это |
сущест- . |
||
венно обогатило быраскрытие транспортной системы, |
ее узких |
||
мест, положение в хозяйственном организме страны. |
|
||
/*■ |
Общеэкономическая карта |
* |
|
' Общеэкономическая карта является важной составной частью комплексного картографического анализа территориальной орга
низации хозяйства, характера использования природных ресур -
!
сов, существующей производственной базы и освоения территории
і
страны или района. Включение такой карты в состав националы - ного атласа представляется весьма желательным. Карта дает ге нерализованную целостную характеристику главных отраслей хо зяйства изучаемой территории,'позволяет проследить взаимоза - висимость между отдельными отраслями и выявить существенные порайонные различия в экономическом развитии.
В советской атласной картографии накопился большой опыт составления общеэкономических карт (Н.Н.Баранский, 1940 г ., • Н.Н.Баранский, А.И.Преображенский, 1962.г ., В.П.Коровйцын, 1970 г ., И.М.Маергойз, 1970 г. и др.). Первые карты, имеющие
Железные
дороги
Шоссе
Прочие дороги
Государственные
земли
Земли крестьянских хозяйств '
Сентралъ
Поселок ‘
Рис.Э
к в
большое значение для прогресса экономической картографии, появились еще в 30-е годы в некоторых советских атласах.Ши рокое развитие общеэкономические карты получили с конца 50-х годов, когда они заняли подобающее им место в издававшихся комплексных региональных атласах-СССР, а также в комплексных атласах других стран.
Разработка и реализация программ общеэкономических карт, ихсоставление и редактирование сопряжены со значительными трудностями, превосходящими все то, что. приходится преодоле вать при подготовке отраслевых карт. Важно отметить, что об щеэкономические карты не должны быть суммой материалов (даже при соответствующей генерализации), изложенных на отраслевых картах. Общеэкономическая карта цредставляет собой самостоя тельное цроизведение и в то же время она должна иметь тесней шие связи с отраслевыми картами. Можно сказать, что общеэко номическая карта - венец экономических разделов любого комп лексного атласа, что она как бы определяет многие структур - ные и типологические особенности,серий и груш отраслевых карт.
Однако, анализ содержания некоторых комплексных атласов стран различных типов показал, что не во всех из них есть общеэкономические карты (см.таблицу I ), а имеющиеся весьма
различны. , . . Таблица I
Общеэкономические карты в комплексных атласах
К-во Атлас і I • I /год/ jстр.jкартj
-І-----І— — І
! 2 ! 3__ !
— ---— ,--- :----- |
К-во условных |
|
! Способы |
||
Масштаб ! |
отобра- |
отображений |
! |
нения |
!всего|пром.!с.х. |
|
|
! 8 |
I.Кении,
1962.
|
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Сальва |
|
|
|
|
|
|
|
|
дора, |
2 |
2 |
1:2000 000 Картограм- |
8 |
8 |
|
|
|
1955. |
|
||||||
|
|
|
|
|
ма по де |
|
|
|
|
Тангань |
|
|
|
партаментам |
|
|
|
|
|
|
|
Значки,аре- |
|
|
|
|
|
ики. |
I |
I |
1:3000 000 |
13 |
5 |
8 |
|
|
1956. |
• |
||||||
|
Колум- |
|
|
|
Значки,струк |
|
|
|
|
0ИИ. |
2 |
3 |
|
тур.масштаб. |
|
34 |
|
|
I960 |
1:7000 000 и сшволиче34 |
|
|||||
|
|
|
|
|
ские ареалы |
|
|
|
|
Ж : |
2 |
I |
|
значки:гео- |
65 |
44 |
21 |
|
1:1500 000 метр.,струк- |
|||||||
|
|
|
|
|
турн.масш |
|
|
|
|
|
|
|
|
таб. ,симв. ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
линейные |
|
|
|
|
|
|
|
|
знаки.ка- |
|
|
|
|
|
|
|
|
чест.фон |
|
|
|
6. |
Венгрии, |
2 |
I |
1:1000 000 значки мае- |
42 |
15 |
27 |
|
|
1967. |
|||||||
|
|
|
|
|
штаб,струн., |
|
|
|
|
|
|
|
|
качест.фон |
|
|
|
7. |
Чехосло |
|
|
Примечание: имеются две самостоя - |
||||
|
вакии, |
|
|
тельные комплексные карты промышлен |
||||
|
1966. |
|
|
ности и сельского хозяйства. |
|
|
По разработке, методам составления, способам оформления некоторые из этих карт, хотя и называются общеэкономическими,
но по содержанию и в методическом отношении не отвечают тре
бованиям, предъявлявши к картам такого типа (например, в
атласах Сальвадора, Танганьики, Колумбии).
Общеэкономическая карта в атласе Сальвадора представля
ет собой две картодиаграммы по департаментам, дающие отдель-
ѵ..рые, весьма схематичные представления о внутренних различиях
экономики страны (процент лид занятых в различных отраслях
хозяйства и распределение предприятий по валовой продукции). На общеэкономической карте в атласе Танганьики показано
размещение Отдельных предприятий (различного типа значки) , сельскохозяйственное производство (полые кружки с буквенны ми пояснениями внутри), но все это представляет собой меха ническую передачу размещения отраслей хозяйства без какоголибо обобщения, типологии, взаимосвязи.
В атласе Колумбии, так же как и в атласе Сальвадора, есть лишь некоторое приближение к общеэкономической карте в широком смысле этого понятия. Представлены три самостоятель ные карты (масштаб 1:7 000 000), объединенные в одну тему , но глубина разработки каждой из них невелика. На первой кар те "Размещение основных отраслей промышленности" сшволичесндми значками показано размещение отдельных предприятий до бывающей и обрабатывающей промышленности, на второй карте "Обрабатывающая промышленность" отображено размещение II от раслей обрабатывающей промышленности по отдельным цромыщленвдм пунктамVполый круг, на котором веерными секторами пока заны отрасли промышленности, в масштабе, в стоимостном выра жении). И наконец, третья карта "Экономическое районирование и центры притяжения" передает лишь границы шести.экономичес ких районов, которые даны в легенде без какого-либо■обоснова-
Щ .ч
Рассмотренные выше карты как по содержанию, так и по принципам составления, значительно уступают общеэкономичес ким картам в таких атласах как национальше атласы Венгрии
иКубы.
Ввенгерском атласе общеэкономическая карта завершает
социально-экономический раздел и построена в традиционном стиле, который впервые был применен и разработан в БСМпе и
,совершенствовался в дальнейшем.
Эта карта отображает качественные территориальные ха - рактеристики и порайонные различия сельского хозяйства, си
стему промышленных центров и инфраструктуру, В венгерском атласе помещена также серия из четырех карт под названием "Социалистическая индустрия", которая тесно связана с обще экономической картой. Эта серия, как и общеэкономическая . карта может быть еще одним примером плодотворности ленинской идеи о полноте отображения экономики и о показе социальноэкономической специфики картографируемых явлений. Эти карты характеризуют структуру хозяйства страны по количеству заня тых, по потреблению электроэнергии, по стоимости основных фондов и мощности двигателей, показывают размеры основных фондов по отраслям, стоимость основных фондов в пересчете
на одного занятого, систему ведомственного, кооперативного
и местного подчинения и т.п. В основу картографической ха рактеристики социалистической индустрии Венгрии положены ре презентативные показатели. Этот отраслевой тип карт можно рассматривать как первый этап к переходу и составлению об щеэкономической карты "высшего синтеза", предлагаемой И.М. Маергойзом, 1970 г. (карты, непосредственно характеризующие
объем и структуру хозяйства экономического района или стра-
\
ны, по возможно дробным для дайногр масштаба территориаль - ним единицам, причем на основе количественно-качественных
показателей, а не качественного построения на типОлогичес-
" ’■■ѵ
кой основе фона).
Использование показателей структурного характера как в отраслевых, так и в общеэкономических картах способствует обогащению их содержания, придает им стабильный долгосроч ный характер и уменьшает степень их "старения",• что несом ненно, важно для комплексных картографических цроизведений.
К сожалению, степень разработанности и организации ку бинской статистики в период составления и-реализации НАКне позволила заложить в его общеэкономическую карту наиболее важные показатели структурного характера. Поэтому было при нято решение максимально использовать как качественные, так и количественные (довольно ограниченные по своему набору) показатели и на основе их сочетаний разработать проект обще экономической синтетической карты по состоянию на 1965-1967 гг. Эта карта должна была раскрыть общую картину структуры хозяйства, особенности его размещения как-унаследованные от недавнего полуколониального прошлого, так и измененные со циалистическими преобразованиями^.
Для разработки карты требовалось провести анализ каче ственных и кол'чественных показателей по главным отраслям хозяйства, тщательно продумать направления генерализаций, методы интерпретации на карте. Карта должна была отразить также характер использования природных ресурсов и освоения территории, четко отразить современные и перспективные на правления развития хозяйства. Такой широкий замысел необхо-
I/ Первая попытка разработки схематической общеэкономичес кой карты-врезки на территорию Кубы была предпринята в ■
СССР в І96І-І962 гг. Эта карта получила положительную
оценку кубинских специалистов, а ее замысел был отправ ным пунктом при разработке программы общеэкономической карты НАК. - См.Куба. ГУГиК Министерства геологии и охраны недр СССР. Географгиз, М., 1962 г.