Файл: Проблематика и научное содержание национальных атласов. Опыт разработки атласа Кубы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

последствия империалистической блокады, а также неблагопри­ ятные условия проистекающие из-за отдаленности социалистиче­ ских стран, и прежде всего СССР. Карта "Морские и воздушные линии" показывает направления морских перевозок, осуществля­ емых как кубинским торговым флотом, так и судами других стран на линиях, связывающих Кубу с более чем 30 портами ми­ ра. На этой же карте показаны трассы международных авиалиний, соединяющих Кубу с другими странами.

Эта карта имеет чисто справочное назначение. Вместе с тем нельзя недооценивать ее пропагандистское содержание,так как она наглядно показывает как надежность морского и воздуш­ ного "мостов", связывающих Кубу с другими социалистическими странами,'так и рост связи Кубы с капиталистическими и разви­ вающимися странами.

Специальная карта посвящена внутренним авиалиниям, роль которых возрастает, в том числе и в связи с непрерывным уси­ лением межрайонных связей и увеличением подвижности населенна Воздушный транспорт и авиалинии на Кубе стали важной состав - ной частью транспортной системы страны. На карте показан объ­ ем пассажироперевозок в тыс.человек и доля перевозимого бага­ жа и груза (1967 г.) с указанием количества (в тоннах) его отправления и прибытия. Представляет интерес и классификация аэропортов.

Строительство железных дорог на Кубе тесно связано с развитием сахарной промышленности. Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании сахарного хозяйства.Же­ лезнодорожная сеть на Кубе составляет более 14 тыс.км, из ко­ торых 9,5 тыс.км непосредственно обслуживают сахарное хозяй -

ство (Национальный атлас Кубы, 1970). Включенный фрагмент карты "Транспортные пути в зоне сентраля". (рис.9) отобража­ ет довольно типичную картину сети узкоколейных железных до­ рог в сырьевых зонах сахарных сентралей.

По-видимому, при дальнейшей разработке вопросов карти- '

роВания транспортных проблем Кубы большой интерес представ­ ляли бы такие темы: общая характеристика транспортной систе­ мыстраны, обеспеченность территории различными видами тран­

спортных сетей,

главные грузопотоки,- характер внутренних

(межрайонных) связей, типология морских портов. Это

сущест- .

венно обогатило быраскрытие транспортной системы,

ее узких

мест, положение в хозяйственном организме страны.

 

/*■

Общеэкономическая карта

*

 

' Общеэкономическая карта является важной составной частью комплексного картографического анализа территориальной орга­

низации хозяйства, характера использования природных ресур -

!

сов, существующей производственной базы и освоения территории

і

страны или района. Включение такой карты в состав националы - ного атласа представляется весьма желательным. Карта дает ге­ нерализованную целостную характеристику главных отраслей хо ­ зяйства изучаемой территории,'позволяет проследить взаимоза - висимость между отдельными отраслями и выявить существенные порайонные различия в экономическом развитии.

В советской атласной картографии накопился большой опыт составления общеэкономических карт (Н.Н.Баранский, 1940 г ., • Н.Н.Баранский, А.И.Преображенский, 1962.г ., В.П.Коровйцын, 1970 г ., И.М.Маергойз, 1970 г. и др.). Первые карты, имеющие


Железные

дороги

Шоссе

Прочие дороги

Государственные

земли

Земли крестьянских хозяйств '

Сентралъ

Поселок ‘

Рис.Э

к в

большое значение для прогресса экономической картографии, появились еще в 30-е годы в некоторых советских атласах.Ши­ рокое развитие общеэкономические карты получили с конца 50-х годов, когда они заняли подобающее им место в издававшихся комплексных региональных атласах-СССР, а также в комплексных атласах других стран.

Разработка и реализация программ общеэкономических карт, ихсоставление и редактирование сопряжены со значительными трудностями, превосходящими все то, что. приходится преодоле­ вать при подготовке отраслевых карт. Важно отметить, что об­ щеэкономические карты не должны быть суммой материалов (даже при соответствующей генерализации), изложенных на отраслевых картах. Общеэкономическая карта цредставляет собой самостоя­ тельное цроизведение и в то же время она должна иметь тесней­ шие связи с отраслевыми картами. Можно сказать, что общеэко­ номическая карта - венец экономических разделов любого комп­ лексного атласа, что она как бы определяет многие структур - ные и типологические особенности,серий и груш отраслевых карт.

Однако, анализ содержания некоторых комплексных атласов стран различных типов показал, что не во всех из них есть общеэкономические карты (см.таблицу I ), а имеющиеся весьма

различны. , . . Таблица I

Общеэкономические карты в комплексных атласах

К-во Атлас і I • I /год/ jстр.jкартj

-І-----І — І

! 2 ! 3__ !

— ---— ,--- :-----

К-во условных

! Способы

Масштаб !

отобра-

отображений

!

нения

!всего|пром.!с.х.

 

 

! 8

I.Кении,

1962.


 

I

2

3

4

5

6

7

8

 

Сальва­

 

 

 

 

 

 

 

 

дора,

2

2

1:2000 000 Картограм-

8

8

 

 

1955.

 

 

 

 

 

 

ма по де­

 

 

 

 

Тангань­

 

 

 

партаментам

 

 

 

 

 

 

 

Значки,аре-

 

 

 

 

ики.

I

I

1:3000 000

13

5

8

 

1956.

 

Колум-

 

 

 

Значки,струк­

 

 

 

0ИИ.

2

3

 

тур.масштаб.

 

34

 

 

I960

1:7000 000 и сшволиче34

 

 

 

 

 

 

ские ареалы

 

 

 

 

Ж :

2

I

 

значки:гео-

65

44

21

 

1:1500 000 метр.,струк-

 

 

 

 

 

турн.масш­

 

 

 

 

 

 

 

 

таб. ,симв. ;

 

 

 

 

 

 

 

 

линейные

 

 

 

 

 

 

 

 

знаки.ка-

 

 

 

 

 

 

 

 

чест.фон

 

 

 

6.

Венгрии,

2

I

1:1000 000 значки мае-

42

15

27

 

1967.

 

 

 

 

 

штаб,струн.,

 

 

 

 

 

 

 

 

качест.фон

 

 

 

7.

Чехосло­

 

 

Примечание: имеются две самостоя -

 

вакии,

 

 

тельные комплексные карты промышлен­

 

1966.

 

 

ности и сельского хозяйства.

 

 

По разработке, методам составления, способам оформления некоторые из этих карт, хотя и называются общеэкономическими,

но по содержанию и в методическом отношении не отвечают тре­

бованиям, предъявлявши к картам такого типа (например, в

атласах Сальвадора, Танганьики, Колумбии).

Общеэкономическая карта в атласе Сальвадора представля­

ет собой две картодиаграммы по департаментам, дающие отдель-

ѵ..рые, весьма схематичные представления о внутренних различиях

экономики страны (процент лид занятых в различных отраслях


хозяйства и распределение предприятий по валовой продукции). На общеэкономической карте в атласе Танганьики показано

размещение Отдельных предприятий (различного типа значки) , сельскохозяйственное производство (полые кружки с буквенны­ ми пояснениями внутри), но все это представляет собой меха­ ническую передачу размещения отраслей хозяйства без какоголибо обобщения, типологии, взаимосвязи.

В атласе Колумбии, так же как и в атласе Сальвадора, есть лишь некоторое приближение к общеэкономической карте в широком смысле этого понятия. Представлены три самостоятель­ ные карты (масштаб 1:7 000 000), объединенные в одну тему , но глубина разработки каждой из них невелика. На первой кар­ те "Размещение основных отраслей промышленности" сшволичесндми значками показано размещение отдельных предприятий до­ бывающей и обрабатывающей промышленности, на второй карте "Обрабатывающая промышленность" отображено размещение II от­ раслей обрабатывающей промышленности по отдельным цромыщленвдм пунктамVполый круг, на котором веерными секторами пока­ заны отрасли промышленности, в масштабе, в стоимостном выра­ жении). И наконец, третья карта "Экономическое районирование и центры притяжения" передает лишь границы шести.экономичес­ ких районов, которые даны в легенде без какого-либо■обоснова-

Щ .ч

Рассмотренные выше карты как по содержанию, так и по принципам составления, значительно уступают общеэкономичес­ ким картам в таких атласах как национальше атласы Венгрии

иКубы.

Ввенгерском атласе общеэкономическая карта завершает


социально-экономический раздел и построена в традиционном стиле, который впервые был применен и разработан в БСМпе и

,совершенствовался в дальнейшем.

Эта карта отображает качественные территориальные ха - рактеристики и порайонные различия сельского хозяйства, си­

стему промышленных центров и инфраструктуру, В венгерском атласе помещена также серия из четырех карт под названием "Социалистическая индустрия", которая тесно связана с обще­ экономической картой. Эта серия, как и общеэкономическая . карта может быть еще одним примером плодотворности ленинской идеи о полноте отображения экономики и о показе социальноэкономической специфики картографируемых явлений. Эти карты характеризуют структуру хозяйства страны по количеству заня­ тых, по потреблению электроэнергии, по стоимости основных фондов и мощности двигателей, показывают размеры основных фондов по отраслям, стоимость основных фондов в пересчете

на одного занятого, систему ведомственного, кооперативного

и местного подчинения и т.п. В основу картографической ха­ рактеристики социалистической индустрии Венгрии положены ре­ презентативные показатели. Этот отраслевой тип карт можно рассматривать как первый этап к переходу и составлению об­ щеэкономической карты "высшего синтеза", предлагаемой И.М. Маергойзом, 1970 г. (карты, непосредственно характеризующие

объем и структуру хозяйства экономического района или стра-

\

ны, по возможно дробным для дайногр масштаба территориаль - ним единицам, причем на основе количественно-качественных

показателей, а не качественного построения на типОлогичес-

" ’■■ѵ

кой основе фона).

Использование показателей структурного характера как в отраслевых, так и в общеэкономических картах способствует обогащению их содержания, придает им стабильный долгосроч­ ный характер и уменьшает степень их "старения",• что несом­ ненно, важно для комплексных картографических цроизведений.

К сожалению, степень разработанности и организации ку­ бинской статистики в период составления и-реализации НАКне позволила заложить в его общеэкономическую карту наиболее важные показатели структурного характера. Поэтому было при­ нято решение максимально использовать как качественные, так и количественные (довольно ограниченные по своему набору) показатели и на основе их сочетаний разработать проект обще­ экономической синтетической карты по состоянию на 1965-1967 гг. Эта карта должна была раскрыть общую картину структуры хозяйства, особенности его размещения как-унаследованные от недавнего полуколониального прошлого, так и измененные со­ циалистическими преобразованиями^.

Для разработки карты требовалось провести анализ каче­ ственных и кол'чественных показателей по главным отраслям хозяйства, тщательно продумать направления генерализаций, методы интерпретации на карте. Карта должна была отразить также характер использования природных ресурсов и освоения территории, четко отразить современные и перспективные на­ правления развития хозяйства. Такой широкий замысел необхо-

I/ Первая попытка разработки схематической общеэкономичес­ кой карты-врезки на территорию Кубы была предпринята в ■

СССР в І96І-І962 гг. Эта карта получила положительную

оценку кубинских специалистов, а ее замысел был отправ­ ным пунктом при разработке программы общеэкономической карты НАК. - См.Куба. ГУГиК Министерства геологии и охраны недр СССР. Географгиз, М., 1962 г.