Файл: Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Венера с амуром. Гальваноскульптура. 1851 г.

10

4. Венера Таврическая. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

14

консолей,

шириной в 3 и вышиной в І ’/г аршина.

14

барельефов, изображающих различные атрибуты с лу­

чами вышиной 2

Ѵ2 и шириной 2 аршина.

4 барельефа,круглых 3 аршина в диаметре, изображаю­ щих 2 фигуры ангелов и головку херувима.

8 херувимских ангелов, держащих доски с надписями, вы­ шиной 2 аршина, шириной 2 аршина 14 вершков.

8 медальонов ангелов с их атрибутами в диаметре 2 ар­ шина.

8 барельефов в кругах, в диаметре 3 аршина, изображаю­ щих группу детей с крыльями и досками.

32

головки херувимов с крыльями шириной 2 аршина.

32

розеты в диаметре 13 вершков и 40 розет

в

диаметре

10 вершков.

 

12 верш.

 

 

 

17 розет в диаметре 1 арш.

 

 

 

34

гирлянды из плодов толщ. 5 верш.

 

 

 

8 порезок шириной в 4 вершка.

вышин.

21/2, ширин.

16

консолей

под фигуры

пророков

3 аршина.

 

 

 

 

 

63

гирлянды из плодов толщиною от 4 до 10 вершков.

8 рам с порезками ширин, в І'/а аршина.

 

 

24

гирлянды на рамы в диаметре 5 аршин.

 

ширин.

96

аршин украшений из плодов

и листьев

10 вершков.

 

 

 

в диаметре

8 рам с листьями около медальонов ангелов

3 аршина 5 верш., ширин. 8 вершков.

 

 

 

4

украшения

в средине

свода, длиной 4Ѵ2 арш., ши­

рин. 1Ѵг аршина.

За все вышеозначенные украшения заплачено 408 460 руб­ лей.

За модели для всех означенных выше фигур и украшений для сводов заплачено г. Витали 80 943 рубля».

После смерти герцога Лейхтенбергского (1852) заводом управ­ ляли генералы Фуллон и затем Рашет, а позднее завод перешел к Обществу железных дорог, которое далее продавало уже отдель­ ные цехи. Гальванопластический цех приобрели французы Генке, Плеске и Моран. В 1857 г. они производили золочение шпиля ко­ локольни Петропавловского собора, но вскоре в Париже был от­ крыт новый завод, целиком перенесший опыт русской технологии гальванопластики.

РАЗВИТИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже экспонировались художественные и технические образцы гальванопластических из­ делий, в том числе монументальная скульптура. Б. С. Якоби высту­ пил на выставке с отчетом о результатах своих исследований в

12


области гальванопластики и практического ее применения. Выска­ занные Якоби взгляды на процесс гальванопластики не утратили

значения поныне.

Якоби совершенно ясно указывал на необходимость применения для медного электролита сернокислой меди, а не каких-либо дру­ гих ее солей,.а также на необходимость серной кислоты и ее роль в электролите. Более того, Якоби было известно применение в электролитах коллоидов и влияние их на качество медных осадков, а также необходимость применения коллоидов в незначительных количествах.

Якоби сообщал:

«Медь, осаждающаяся из таким образом приготовленных растворов, отличается своей твердостью и ковкостью, даже на ощупь является она нам совершенно иным металлом...»

«...[она] на взгляд, как будто подвергалась сильному дей­ ствию плющильной машины и имеет действительно большую плотность, которая хотя и не равносильна плотности листовой меди, но все-таки близка к ней и превосходит плотность листо­ вой меди, с которою сходствует гальванопластическая медь, получающаяся из обыкновенных чистых растворов, между тем как медь, осаждающаяся из растворов с примесью желатины, равняется (относительно плотности) самой чистой листовой меди, она тверда, однородна, непориста и очень ковка».

Якоби указывал также на необходимость циркуляции раствора для подачи свежего электролита в глубокие и быстро обедняющие­ ся раствором места форм, а также на необходимость устройства газоотводов в закрытых формах. Якоби была известна возмож­ ность нанесения разделительного слоя для медных гальванопластических форм. В своей работе 1он писал:

«Самый тончайший слой масла или жира, которым покры­ вают оригинал, весьма облегчает отделение копии. Если на поверхность оригинала налить слой расплавленного стеарина, то по остывании он снимается весьма удобно, оставляя на оригинале ровный слой жира такой именно толщины, какая для этого нужна бывает...»

«...C посеребренных или позолоченных оригиналов копия снимается всегда удобно».

На Всемирной Парижской выставке были представлены не только художественные образцы и монументальная скульптура, выполненная путем гальванопластики, но и образцы технических изделий. Их представил Ф. Г. Федоровский, работавший в Крон­ штадте и изготовивший различные детали котельной арматуры: бесшовные тонкостенные медные трубы диаметром от 3 до 240 мм с толщиной стенок от 0,75 до 9,5 мм, прямые и фасонные — с тремя разветвлениями, угловые и изогнутые по радиусу. Все трубы при очень сложных формах имели равномерную толщину стенок.

1 М. Г. Я к о б и , Гальванопластика, или Способ по данным образцам про­ изводить медные изделия, из медных растворов с помощью гальванизма, Спб., 1840, стр. 53.

13


Следует отметить, что Россия являлась ведущей страной в тех­ ническом развитии гальванопластики с момента ее открытия.

Открытие гальванопластики имело огромное влияние на раз- ■ витие не только электрометаллургии, но и печатного дела во всем мире. Оно особенно отразилось на развитии стереотипного дела, а также на изготовлении клише для художественных репродукций и для печатания государственных бумаг1. Копирование различных гравюр на дереве, линолеуме и т. п. и до сего времени осуществля­ ется только гальванопластически. Благодаря гальванопластике можно огромными тиражами изготовлять граммофонные пластин­ ки, которые прессуются гальванопластическими матрицами.

Для точного воспроизведения станковой скульптуры и для по­ лучения тонкостенной и облегченной монументальной скульптуры гальванопластика является наиболее совершенным и экономич­ ным техническим способом.

Развитие русской монументально-декоративной гальванопластической скульптуры

В 30-х гг. прошлого столетия, вскоре после открытия гальвано­ пластики, появляется скульптура, впервые выполненная путем электролиза. В 40—50-х гг. гальванопластическая медная скуль­ птура занимала уже значительное место рядом с медночеканной скульптурой, которая изготовлялась из листовой меди.

Медночеканная скульптура широко и вполне успешно применя­ лась не только в интерьере, но и на экстерьере зданий прошлого века. Многочисленные великолепные образцы такой скульптуры сохранились до нашего времени, в частности на памятниках архи­ тектуры Ленинграда.

Открытие гальванопластики расширило технику медночеканной скульптуры, позволив вводить гальванопластические элементы в детали, требующие точного репродуцирования. Этим одновременно упростилось изготовление медночеканной скульптуры.

Разнообразные образцы гальванопластической и медночекан­ ной с гальванопластическими деталями скульптуры сохранились до наших дней в садово-парковой и монументально-декоративной скульптуре.

К превосходным образцам монументально-декоративной скуль­ птуры, выполненной техникой гальванопластики самостоятельно или в комбинации с медночеканной техникой, относится основная часть декоративной скульптуры Исаакиевского собора, выдающе­ гося памятника архитектуры XIX в.

1 С 1867 г. в России начали изготовлять железные клише гальванопластикой в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Б. С. Якоби и Е. И. Клейн в 1867 г. получили патент (№ 2456) на способ изготовления химически чистого же­ леза путем электролиза.

14


ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРА ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

Монументально-декоративная скульптура Исаакиевского собо­ ра в большинстве образцов представляет комбинированную скуль­ птуру, выполненную различной техникой: детали, требовавшие точного репродуцирования, выполнены гальванопластикой, а дета­ ли более грубые — из листовой меди и листового свинца1.

Таким комбинированным способом, в частности, выполнены скульптуры на аттике и под аттиком собора. Объемная монумен­ тально-декоративная скульптура на аттике и горельефная под ним выполнены скульптором В. Витали на основе проекта академика К. А. Молдавского12, работавшего на строительстве Исаакиевского собора в 1847 и 1848 гг. Им выполнены не только эскизы скульптур для аттика собора, но и значительное количество эскизов для его внутреннего декора. Имеющиеся в архиве Исаакиевского собора эскизы академика К. А. Молдавского выполнены в карандаше и утверждены архитектором — строителем собора Монферраном.

Монументальная скульптура собора представляет значитель­ ный интерес не только тем, что выполнена в деталях путем гальва­ нопластики, но совместным использованием разнородных металлов и одновременным применением различной техники художественной их обработки.

Скульптура на аттике' представляет двухфигурные композиции, изображающие коленопреклоненных ангелов со светильниками; между фигурами ангелов расположена гирлянда из фруктов.

Горельефная скульптура под аттиком изображает стоящих ан­ гелов; высота каждой скульптуры около 5 м. Скульптура укрепле­ на на стенах и находится над узкими плинтами, причем ноги скульптуры выступают с плинтов. Такая установка сделана для то­ го, чтобы плинты не закрывали нижней части скульптуры, кото­ рую можно рассматривать не только издали, но и под более остры­ ми углами — вблизи сооружения.

Верхние и нижние скульптуры выполнены сочетанием отдель­ ных гальванопластических деталей с деталями из листового метал­ ла. Гальванопластикой воспроизведены главным образом сложно­ профилированные детали: головы, руки, гирлянды и светильники; остальные детали, представляющие одежду с многочисленными складками, сделаны из листовой меди и листового свинца.

Скульптура монтировалась комбинированным путем: гальванопластические детали скреплялись паянием оловянно-свинцовым

1 В своей работе «Монументально-декоративная скульптура» (М., Искусст­ во», 1949) И, В. Крестовский утверждает, что свинец для скульптур из-за боль­ шого удельного веса и мягкости не употреблялся (стр. 78). Это утверждение мы считаем ошибочным. Свинцовые статуи находятся не только на Исаакиевском со­ боре; например, в нишах Петропавловской крепости статуи Марса и Венеры свин­ цовые.

2 Константин Антонович Молдавский (1810—1855) окончил Российскую Ака­ демию художеств в 1843 г., вскоре получил звание академика.

15


5. Римский оратор. Гальваноскульптура. 50-é годы XIX века

16

припоем, а детали из листового металла соединялись внутри скульптуры в фальц с прочеканкой наружных швов.

На аттике скульптуры установлены без обычных внутренних каркасов, которые заменены конструкциями из стальных тяг. Внутри каждой скульптуры имеется стойка, от которой идут тяги с резьбой, снабженные регулировочными натяжными гайками. Тя­ ги одним концом прикреплены к стойке, другим — к внутренним стенкам скульптуры (к фальцам). Таким образом тяги поддержи­ вают изнутри стенки скульптуры из листового металла.

Кроме того, скульптуры снабжены каркасами для крыльев ан­ гелов, также поддерживаемых натяжными устройствами, прикреп­ ленными к крыше и связанными с кованными двойными скобами, которые установлены по диагонали между крыльями и скреплены

с ними с задней стороны железными

болтами.

Это натяжное

устройство усиливает стойкость крепления всей

скульптуры и

крыльев против значительной ветровой

нагрузки.

(Попутно следу­

ет отметить, что с точки зрения электрохимии крепление медноче­ канных крыльев железными болтами недопустимо, так как контакт меди и железа вызывает интенсивную коррозию болтов и скоб, что и наблюдается в настоящее время.) Тяги, идущие от скоб, располо­ жены сзади скульптур также по диагоналям; с лицевой стороны они не видны.

Головы всей скульптуры над и под аттиком изготовлены гальва­ нопластикой из меди. Наращивание меди производилось непосред­ ственно на рельеф, возможно на выплавляющуюся восковую модель. -

На головах, кистях рук и других деталях скульптур заметны многочисленные следы опиловки. Видимо, все гальванопластические детали скульптур были покрыты дендритными образования­ ми, которые затем удалялись опиливанием. Так, например, на ли­ цах ангелов в височной части у прядей волос, на ушах, а также на др'угих сложнопрофилированных гальванопластических деталях в глубоких рельефах имеются значительные дендриты, оставшиеся поныне там, где заканчиваются следы опиловки.

Гирлянды из фруктов, начинающиеся у орнаментированного пояса светильников, спускаются по вертикали к плинту, затем де­ корируют шшчт скульптуры. Следует отметить подчеркнутую, ла­ коническую манеру лепки гирлянд, рассчитанную на восприятие с дальнего расстояния. Вместе с тем гирлянды относятся к числу наиболее сложнопрофилированных деталей.

На гирляндах по сравнению с другими гальванопластическими деталями скульптуры наиболее заметна разница в толщине метал­ ла. Толщина колеблется от 3 до 0,2 мм и чрезвычайно неравно­ мерна.

Наименьшую толщину имеют отложения металла в углублениях между скульптурными элементами гирлянд, а наибольшую на сфе­ рических поверхностях — плодах, т. е. в местах наибольшей высо­

ты рельефа. По мере перехода от высоких мест

if урпуДпа-

ниям толщина металла постепенно становится меш ше.

Гос. п-щ. ;1. •,

н а у ч н о - т ' ■