Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ

КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Н о в о с и б и р с к А 1 9 7 4

IvV И i О - v *» Л . . .

* к * ч’ lil I •** 4 й - р

R ПОВИЛЕЙКО

РХ1/1ТЕКТУРА

АШ И Н Ы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА

6П52 П42

Книга Р. Повилейко «Архитектура машины» — продолжение кур­ са лекций автора по проблемам технической эстетики. Книга со­ держит много ценных советов по художественному конструирова­ нию машин. В ней впервые систематизируются все сведения о про­ порциях, масштабности, симметрии и ритме, накопленные архитек­ турой, искусствоведением, кристаллографией и другими науками; рассказывается, как достижения этих наук применяются при проек­ тировании современных машин. Анализ и выводы иллюстрируют­ ся оригинальными примерами из области 'искусства, техники, медици­ ны. Завершается книга обзором современных методов художествен­ ного конструирования и моделирования с использованием электрон­ ных машин.

Издание будет полезно всем, кто интересуется проблемами тех­ нической эстетики.

(6) Западно-Сибирское книжное издательство, 1974

3-13-1

М74

ПОСВЯЩАЮ ЭТУ КНИГУ

МАТЕРИ ЭРНСТОВОЙ ТАМАРЕ ИВАНОВНЕ

И БРАТУ ГАСАНОВУ ЭЛЬДАРУ.

Р. п.

Книга «Архитектура машины» является продолжением курса лекций по эргономике, инженерной психологии, читаемых в Новосибирском электротехническом институ­ те, и посвящена проблемам художественного конструи­ рования сложного технологического оборудования и прежде всего металлорежущих станков.

Известный режиссер и художник Н. П. Акимов считал,

что если бы кроме точных наук оправдано было говорить и о неточных, то среди них первое место заняла бы эсте­ тика. Тенденция всей книги — стремление усилить пози­ ции инженерного мышления в художественном конструи­

ровании, этим" самым сблизить точные науки и эстетику. В книге впервые систематизируются сведения о масштаб­ ности, симметрии, ритме, пропорциях, накопленные архи­ тектурой, искусствоведением, кристаллографией и други­

ми науками с точки зрения применимости их для проек­ тирования современных машин. В вводной главе анали­ зируется интереснейшая проблема образа машины. За­ вершается книга обзором современных методов и средств художественного конструирования с перспек­ тивным использованием электронных машин.

Книга прежде всего будет полезна инженерам и ху-

дожникам-конструкторам как оригинальный справочник, а студентам технических и художественно-промышлен­

ных вузов как учебное пособие при изучении курса «Ос­ новы технической эстетики и художественного конструи­

рования», в ходе дипломного

и

курсового проектирова­

ния.. Новые сведения найдут

в

ней искусствоведы, архи­

текторы, а также самый широкий круг читателей, интере­ сующихся проблемами на стыке искусства и техники. За рамками обоих книг остались еще проблемы рабочей мебели, рабочей одежды, функциональной музыки, техно­ одорологии (запахи на производстве), промышленной рекламы, графики, упаковки, экономические проблемы технической эстетики. Тем, для кого эти проблемы пред­ ставляют профессиональный интерес, рекомендуем обра­ титься к лекциям, изданным в НЭТИ за 1964— 1973 гг., или непосредственно к автору (Новосибирск, 78, пр. К. Маркса, 20, НЭТИ, кабинет художественного кон­ струирования, тел. 44-80-81).

За вдумчивое и дружелюбное внимание к работе автор

искренне благодарит

проф., проф И. И. Шафрановского,

B. Л. Копцика, Г. А.

Поспелова, И. П. Рагульскиса,

Е. И. Ривина, Л. И. Грейнера, В. Г. Денисова, Л. Б. Эр­ лиха, И. И. Капустина, А. И. Половинкина, О. А. Чаги­

на,

Б. X. Рубиновича, ведущих сотрудников

новосибир­

ского

завода «Тяжстанкогидропресс»

И.

Е.

Каплина,

К.

Н.

Смирнова,

коллег по работе

Л.

В.

Левицкого,

C.

С.

Мосиенко, А.

И. Таирова.

 

 

 


Красота в технике

 

Красивая машина, красивая рабочая мебель,

 

красивый инструмент, красота рабочей среды,

 

красота рабочего места — мы часто употребля­

 

ем эти слова, подразумевая под ними нечто

 

совершенное, но не всегда

задумываясь над

 

тем, что же они определяют. Мы говорим: тех­

 

ническая

эстетика — это наука о прекрасном

 

в технике. Но что значит это прекрасное? Что

 

такое красота машины? Есть ли это нечто по­

 

стоянное, абсолютное, или же изменяемое во

 

времени, относительное? И вообще, что пони­

 

мать в технике под красивым и уродливым?

 

Среди тех, кто задумывается над проблемой

 

красоты технических сооружений и конструк­

 

ций, бытовала и сейчас бытует точка зрения,

 

которую

кратко можно сформулировать так:

 

«Ключ к

красоте — в целесообразности». Но

 

что понимать под целесообразным?

 

Выдвигает ли к машине свои требования ин­

 

женер, врач или экономист, наконец худож­

 

ник — все они правы, все их требования целесо­

 

образны, так как направлены на то, чтобы сде­

 

лать труд человека более

производительным,

 

легким, приятным. Надо только совместить эти

ОБРАЗ МАШИНЫ

требования разумно. Ведь нельзя же требовать,

чтобы, художник участвовал в проектировании

фюзеляжа реактивного самолета, внешних об-

 

 

 

7


водов космической ракеты или в разработке принципиальной технологической схемы стан­ ка для обработки металлов ультразвуком. Это дело инженеров-конструкторов. А вот участие художника в разработке интерьера самолета, интерьера цеха, внешнего вида и компоновки станка обязательно. И хотя объем и характер работ инженера и художника неодинаков, оба они необходимы.

Процесс проектирования современной техни­ ки представляет собой весьма сложный ком­ плекс факторов, связанных, с одной стороны, с технико-экономическими инженерными требо­ ваниями, с другой — с требованиями человека. Последние можно свести в пять основных групп: требования безопасности, антропомет­ рические или анатомические требования (от слова «антропос» — человек), физиологические требования, психологические требования, ху­ дожественные требования. Резкого разграни­ чения между этими группами требований нет. Ряд важных анатомических проблем решается с привлечением психофизиологии. Ряд других проблем, особенно психологических (напри-

Рис. 1. Формирование образа. Портрет А. Воллара, вы­

полненный П. Пикассо (схема портрета) и токарно­ винторезный станок, исполненный в аналогичной мане­ ре. Образы формируются непривычными изобразитель­ ными средствами (кубистическая манера).


нения, цельность внешнего вида, гармоничная окраска).

Вся эта сумма заданных требований может быть названа содержанием машины. Следует учитывать, что объем этих требований, естест­ венно, изменяется от машины к машине. Каждая эпоха характеризуется вполне оп­ ределенным промышленным потенциалом, про­ изводственными и технологическими возмож­ ностями, комплексом научных знаний о приме­ няемых машиностроительных материалах, определенным уровнем общественных требова­ ний к производству по объему, качеству и ассортименту выпускаемой продукции. Эстети­ ческие представления и вкусы людей тоже яв­ ляются продуктом общественного развития, отражением эпохи. Естественно, что представ­ ление о красоте машины зависит от уровня исторического развития общества.

Всю сумму требований к машине, облекшую­ ся в металл, дерево, пластмассу, стекло, внеш­ ний вид машины, ее кинематическую, электри­ ческую, гидравлическую схемы — все это можно назвать овеществленным содержанием данной машины, или же ее формой. Форма станка — не только его внешний вид. Понимать под формообразованием лишь проектирование кожухов к станку (как это еще понимают мно­ гие инженеры и делают нередко художникиконструкторы) •— значит сводить проблемы

iO

художественного конструирования и формооб­ разования к украшательству. Разработка ко­ жухов или окраски — это в конечном счете последняя ступень формообразования машины, завершающий элемент. .

Видя перед собой привлекательную машину, еще нельзя сказать, красива ли она. Для этого требуется тщательный анализ соответствия данной формы содержанию. Если форма стан­ ка будет мастерски разработана коллективом инженеров, медиков, художников в соответст­ вии со всей суммой заданных требований, т. е. если форма будет предельно соответствовать содержанию, то только тогда станок получит право называться красивым. У каждой маши­ ны, у каждого рабочего места свой характер красоты, и он станет предельно ясен лишь тогда, когда авторы-проектировщики маши­ ны— инженер, эргономист, художник — ста­ нут искать красоту на пути максимального соответствия формы содержанию.

Образ в архитектуре и технике

Машина, в соответствии с определением акад. И. И. Артоболевского, — это устройство, создаваемое человеком для использования сил


природы с целью облегчения и повышения про­ изводительности физического и интеллектуаль­ ного труда путем частичной или полной замены человека в его мускульных, интеллектуальных или физиологических функциях. Машина — это реальная объективность, которая отклады­ вается в сознании человека конкретно выра­ женным образом.

В художественном конструировании образ машины может быть построен или получен различными способами: фотографией, рисун­ ком, чертежами и т. д. Рисунки исполняются в различной манере, с акцентировкой на особен­ ностях машины (выделение контуров, основ­ ных узлов, ритмических рядов и др.), в цвете и ахроматически (черно-белым) с различной мерой искажения, упрощения, гиперболизации и т. д.

Образ машины можно строить не только в плоскости, но и в пространстве; образами ма­ шины могут считаться модели и макеты ее. Инженер узнает машину по паспортным дан­ ным, а опытный станочник может узнать свой станок в буквальном смысле с закрытыми гла­ зами, по характерным шумам, а обрабаты­ ваемый раскаленный металл даже по его за­ паху. Очевидно, понятие образа в технике требует выхода за привычные устоявшиеся рамки зрительного восприятия и вовлечение в сферу построения образа в комплексе со зри-

Рис. 3. Образ машины. Представление о реальной тех­

нической форме, выраженной архитектурно-художест­ венными конструкторско-технологическими приемами, чуждыми для данной отрасли техники.

И

тельным анализатором и всех других органов чувств человека.

Каковы механизмы построения образа? Иг­ рают ли здесь большую роль сознательные или бессознательные процессы интуиции? Интерес­ ные эксперименты в этом направлении были проведены психологами МГУ. В этих экспери­ ментах художникам предлагали создать типи­ ческий образ армянского здания. Были привле­ чены художники, никогда не видевшие таких зданий и ничего не знавшие об армянской архитектуре. Им показывалось в каждом эк­ сперименте по одному снимку различных армянских зданий. После изучения каждого они должны были попытаться нарисовать свое типическое армянское здание, а если они этого еще не могли сделать, то воспроизвести по памяти показанное здание.

Одной группе художников перед показом снимков прочитали лекцию об армянской архи­ тектуре; второй группе такой лекции не читали. Обнаружилось резкое различие у тех и у дру­ гих в восприятии снимков. Первые стали сразу выделять в них особенности, выражающие существенные свойства армянской архитекту­ ры, и воспринимали детали зданий в их отно­ шении к этим существенным свойствам. В кон­ це экспериментов они нарисовали оригиналь­ ное и действительно типично армянское здание. Художники же, приступившие к изу-

чению снимков, не имей широкого понятия об армянской архитектуре, не смогли после про­ смотра первого снимка даже нарисовать це­ лостное здание и приняли за существенные второстепенные детали здания. При изучении последующих снимков у них постепенно обра­ зовывалось понятие об армянской архитектуре и соответствующее ему образное обобщение. Однако у них понятия, следовательно и систе­ ма следов от восприятия зданий, образовались в той или иной мере ложные, так как за сущест­ венные признаки армянской архитектуры они приняли второстепенные ее особенности.

Образ

илжеобраз машины

Ввосприятии цеха металлорежущих стан­ ков зрительные ощущения трудно отделить от звуков разрезаемой стали, звонков из кабин портальных кранов, аккордных стуков свали­ ваемых у рабочих мест заготовок, запахов раскаленного металла, испарений смазочно­ охлаждающих жидкостей. Можно говорить не просто об образе цеха в целом, но и частных

его

интерпретациях — зрительном

образе це­

ха,

слуховом образе цеха и даже

запаховом

12