Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ
КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Н о в о с и б и р с к А 1 9 7 4
IvV И i О - v *» Л . . . |
* к * ч’ lil I •** 4 й - р |
R ПОВИЛЕЙКО
РХ1/1ТЕКТУРА
АШ И Н Ы
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА
6П52 П42
Книга Р. Повилейко «Архитектура машины» — продолжение кур са лекций автора по проблемам технической эстетики. Книга со держит много ценных советов по художественному конструирова нию машин. В ней впервые систематизируются все сведения о про порциях, масштабности, симметрии и ритме, накопленные архитек турой, искусствоведением, кристаллографией и другими науками; рассказывается, как достижения этих наук применяются при проек тировании современных машин. Анализ и выводы иллюстрируют ся оригинальными примерами из области 'искусства, техники, медици ны. Завершается книга обзором современных методов художествен ного конструирования и моделирования с использованием электрон ных машин.
Издание будет полезно всем, кто интересуется проблемами тех нической эстетики.
(6) Западно-Сибирское книжное издательство, 1974
3-13-1
М74
ПОСВЯЩАЮ ЭТУ КНИГУ
МАТЕРИ ЭРНСТОВОЙ ТАМАРЕ ИВАНОВНЕ
И БРАТУ ГАСАНОВУ ЭЛЬДАРУ.
Р. п.
Книга «Архитектура машины» является продолжением курса лекций по эргономике, инженерной психологии, читаемых в Новосибирском электротехническом институ те, и посвящена проблемам художественного конструи рования сложного технологического оборудования и прежде всего металлорежущих станков.
Известный режиссер и художник Н. П. Акимов считал,
что если бы кроме точных наук оправдано было говорить и о неточных, то среди них первое место заняла бы эсте тика. Тенденция всей книги — стремление усилить пози ции инженерного мышления в художественном конструи
ровании, этим" самым сблизить точные науки и эстетику. В книге впервые систематизируются сведения о масштаб ности, симметрии, ритме, пропорциях, накопленные архи тектурой, искусствоведением, кристаллографией и други
ми науками с точки зрения применимости их для проек тирования современных машин. В вводной главе анали зируется интереснейшая проблема образа машины. За вершается книга обзором современных методов и средств художественного конструирования с перспек тивным использованием электронных машин.
Книга прежде всего будет полезна инженерам и ху-
дожникам-конструкторам как оригинальный справочник, а студентам технических и художественно-промышлен
ных вузов как учебное пособие при изучении курса «Ос новы технической эстетики и художественного конструи
рования», в ходе дипломного |
и |
курсового проектирова |
ния.. Новые сведения найдут |
в |
ней искусствоведы, архи |
текторы, а также самый широкий круг читателей, интере сующихся проблемами на стыке искусства и техники. За рамками обоих книг остались еще проблемы рабочей мебели, рабочей одежды, функциональной музыки, техно одорологии (запахи на производстве), промышленной рекламы, графики, упаковки, экономические проблемы технической эстетики. Тем, для кого эти проблемы пред ставляют профессиональный интерес, рекомендуем обра титься к лекциям, изданным в НЭТИ за 1964— 1973 гг., или непосредственно к автору (Новосибирск, 78, пр. К. Маркса, 20, НЭТИ, кабинет художественного кон струирования, тел. 44-80-81).
За вдумчивое и дружелюбное внимание к работе автор
искренне благодарит |
проф., проф И. И. Шафрановского, |
B. Л. Копцика, Г. А. |
Поспелова, И. П. Рагульскиса, |
Е. И. Ривина, Л. И. Грейнера, В. Г. Денисова, Л. Б. Эр лиха, И. И. Капустина, А. И. Половинкина, О. А. Чаги
на, |
Б. X. Рубиновича, ведущих сотрудников |
новосибир |
||||
ского |
завода «Тяжстанкогидропресс» |
И. |
Е. |
Каплина, |
||
К. |
Н. |
Смирнова, |
коллег по работе |
Л. |
В. |
Левицкого, |
C. |
С. |
Мосиенко, А. |
И. Таирова. |
|
|
|
Красота в технике
|
Красивая машина, красивая рабочая мебель, |
||
|
красивый инструмент, красота рабочей среды, |
||
|
красота рабочего места — мы часто употребля |
||
|
ем эти слова, подразумевая под ними нечто |
||
|
совершенное, но не всегда |
задумываясь над |
|
|
тем, что же они определяют. Мы говорим: тех |
||
|
ническая |
эстетика — это наука о прекрасном |
|
|
в технике. Но что значит это прекрасное? Что |
||
|
такое красота машины? Есть ли это нечто по |
||
|
стоянное, абсолютное, или же изменяемое во |
||
|
времени, относительное? И вообще, что пони |
||
|
мать в технике под красивым и уродливым? |
||
|
Среди тех, кто задумывается над проблемой |
||
|
красоты технических сооружений и конструк |
||
|
ций, бытовала и сейчас бытует точка зрения, |
||
|
которую |
кратко можно сформулировать так: |
|
|
«Ключ к |
красоте — в целесообразности». Но |
|
|
что понимать под целесообразным? |
||
|
Выдвигает ли к машине свои требования ин |
||
|
женер, врач или экономист, наконец худож |
||
|
ник — все они правы, все их требования целесо |
||
|
образны, так как направлены на то, чтобы сде |
||
|
лать труд человека более |
производительным, |
|
|
легким, приятным. Надо только совместить эти |
||
ОБРАЗ МАШИНЫ |
требования разумно. Ведь нельзя же требовать, |
||
чтобы, художник участвовал в проектировании |
|||
фюзеляжа реактивного самолета, внешних об- |
|||
|
|
|
7 |
водов космической ракеты или в разработке принципиальной технологической схемы стан ка для обработки металлов ультразвуком. Это дело инженеров-конструкторов. А вот участие художника в разработке интерьера самолета, интерьера цеха, внешнего вида и компоновки станка обязательно. И хотя объем и характер работ инженера и художника неодинаков, оба они необходимы.
Процесс проектирования современной техни ки представляет собой весьма сложный ком плекс факторов, связанных, с одной стороны, с технико-экономическими инженерными требо ваниями, с другой — с требованиями человека. Последние можно свести в пять основных групп: требования безопасности, антропомет рические или анатомические требования (от слова «антропос» — человек), физиологические требования, психологические требования, ху дожественные требования. Резкого разграни чения между этими группами требований нет. Ряд важных анатомических проблем решается с привлечением психофизиологии. Ряд других проблем, особенно психологических (напри-
Рис. 1. Формирование образа. Портрет А. Воллара, вы
полненный П. Пикассо (схема портрета) и токарно винторезный станок, исполненный в аналогичной мане ре. Образы формируются непривычными изобразитель ными средствами (кубистическая манера).
нения, цельность внешнего вида, гармоничная окраска).
Вся эта сумма заданных требований может быть названа содержанием машины. Следует учитывать, что объем этих требований, естест венно, изменяется от машины к машине. Каждая эпоха характеризуется вполне оп ределенным промышленным потенциалом, про изводственными и технологическими возмож ностями, комплексом научных знаний о приме няемых машиностроительных материалах, определенным уровнем общественных требова ний к производству по объему, качеству и ассортименту выпускаемой продукции. Эстети ческие представления и вкусы людей тоже яв ляются продуктом общественного развития, отражением эпохи. Естественно, что представ ление о красоте машины зависит от уровня исторического развития общества.
Всю сумму требований к машине, облекшую ся в металл, дерево, пластмассу, стекло, внеш ний вид машины, ее кинематическую, электри ческую, гидравлическую схемы — все это можно назвать овеществленным содержанием данной машины, или же ее формой. Форма станка — не только его внешний вид. Понимать под формообразованием лишь проектирование кожухов к станку (как это еще понимают мно гие инженеры и делают нередко художникиконструкторы) •— значит сводить проблемы
iO
художественного конструирования и формооб разования к украшательству. Разработка ко жухов или окраски — это в конечном счете последняя ступень формообразования машины, завершающий элемент. .
Видя перед собой привлекательную машину, еще нельзя сказать, красива ли она. Для этого требуется тщательный анализ соответствия данной формы содержанию. Если форма стан ка будет мастерски разработана коллективом инженеров, медиков, художников в соответст вии со всей суммой заданных требований, т. е. если форма будет предельно соответствовать содержанию, то только тогда станок получит право называться красивым. У каждой маши ны, у каждого рабочего места свой характер красоты, и он станет предельно ясен лишь тогда, когда авторы-проектировщики маши ны— инженер, эргономист, художник — ста нут искать красоту на пути максимального соответствия формы содержанию.
Образ в архитектуре и технике
Машина, в соответствии с определением акад. И. И. Артоболевского, — это устройство, создаваемое человеком для использования сил
природы с целью облегчения и повышения про изводительности физического и интеллектуаль ного труда путем частичной или полной замены человека в его мускульных, интеллектуальных или физиологических функциях. Машина — это реальная объективность, которая отклады вается в сознании человека конкретно выра женным образом.
В художественном конструировании образ машины может быть построен или получен различными способами: фотографией, рисун ком, чертежами и т. д. Рисунки исполняются в различной манере, с акцентировкой на особен ностях машины (выделение контуров, основ ных узлов, ритмических рядов и др.), в цвете и ахроматически (черно-белым) с различной мерой искажения, упрощения, гиперболизации и т. д.
Образ машины можно строить не только в плоскости, но и в пространстве; образами ма шины могут считаться модели и макеты ее. Инженер узнает машину по паспортным дан ным, а опытный станочник может узнать свой станок в буквальном смысле с закрытыми гла зами, по характерным шумам, а обрабаты ваемый раскаленный металл даже по его за паху. Очевидно, понятие образа в технике требует выхода за привычные устоявшиеся рамки зрительного восприятия и вовлечение в сферу построения образа в комплексе со зри-
Рис. 3. Образ машины. Представление о реальной тех
нической форме, выраженной архитектурно-художест венными конструкторско-технологическими приемами, чуждыми для данной отрасли техники.
И
тельным анализатором и всех других органов чувств человека.
Каковы механизмы построения образа? Иг рают ли здесь большую роль сознательные или бессознательные процессы интуиции? Интерес ные эксперименты в этом направлении были проведены психологами МГУ. В этих экспери ментах художникам предлагали создать типи ческий образ армянского здания. Были привле чены художники, никогда не видевшие таких зданий и ничего не знавшие об армянской архитектуре. Им показывалось в каждом эк сперименте по одному снимку различных армянских зданий. После изучения каждого они должны были попытаться нарисовать свое типическое армянское здание, а если они этого еще не могли сделать, то воспроизвести по памяти показанное здание.
Одной группе художников перед показом снимков прочитали лекцию об армянской архи тектуре; второй группе такой лекции не читали. Обнаружилось резкое различие у тех и у дру гих в восприятии снимков. Первые стали сразу выделять в них особенности, выражающие существенные свойства армянской архитекту ры, и воспринимали детали зданий в их отно шении к этим существенным свойствам. В кон це экспериментов они нарисовали оригиналь ное и действительно типично армянское здание. Художники же, приступившие к изу-
чению снимков, не имей широкого понятия об армянской архитектуре, не смогли после про смотра первого снимка даже нарисовать це лостное здание и приняли за существенные второстепенные детали здания. При изучении последующих снимков у них постепенно обра зовывалось понятие об армянской архитектуре и соответствующее ему образное обобщение. Однако у них понятия, следовательно и систе ма следов от восприятия зданий, образовались в той или иной мере ложные, так как за сущест венные признаки армянской архитектуры они приняли второстепенные ее особенности.
Образ
илжеобраз машины
Ввосприятии цеха металлорежущих стан ков зрительные ощущения трудно отделить от звуков разрезаемой стали, звонков из кабин портальных кранов, аккордных стуков свали ваемых у рабочих мест заготовок, запахов раскаленного металла, испарений смазочно охлаждающих жидкостей. Можно говорить не просто об образе цеха в целом, но и частных
его |
интерпретациях — зрительном |
образе це |
ха, |
слуховом образе цеха и даже |
запаховом |
12